ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-845/2021 от 12.05.2021 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-845/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2021 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Бабиной С.А.,

с участием административного ответчика ФИО1,

при секретаре Кривко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная ИФНС России № 16 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, указывая, что ФИО1 (ИНН ), является плательщиком страховых взносов за 2020 год, поскольку 22 мая 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Свою деятельность прекратил 27 августа 2020 года.

В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год составляет 32448,00 руб.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год составляет 8426,00 руб.

Поскольку налогоплательщик осуществлял деятельность в 2020 году неполный год (расчетный период с 22 мая 2020 года по 27 августа 2020 года), его сумма страховых взносов составляет: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за указанный период:

(32448/12)*2=5408,00 руб.-2 месяца (июнь, июль);

(2704/31)*10=872,26 руб. – за 10 дней в мае;

(2704/31)*27=2355,09 руб. – за 27 дней в августе.

Итого: 8635,35 руб.

Аналогично на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере:

(8426/12)*2=1404,33 руб.- 2 месяца (июнь, июль);

(702,17/31)*10=226,51 руб. – за 10 дней в мае;

(702,17/31)*27=611,56 руб. – за 27 дней в августе.

Итого: 2242,40 руб.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, пп.1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

До обращения в суд с настоящим заявлением, инспекция предлагала налогоплательщику уплатить задолженность по страховым взносам в добровольном порядке, направив в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ требование от 14 октября 2020 года :

- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: взносы 2242,40 руб., пеня 10,17 руб.

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): взносы 8635,35 руб., пеня 39,15 руб.

Сумма налога не уплачена в связи с чем, в последующем в соответствии с требованиями ст. 48 НК РФ указанные выше суммы взыскивались с должника в порядке приказного производства.

Однако определением мирового судьи от 16 марта 2020 года судебный приказ отменен, поскольку от административного ответчика поступили возражения относительно его исполнения.

На основании вышеизложенного административный истец просит суд взыскать с ФИО1, ИНН недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, налог в размере 2242,40 руб. за 2020 год, пеню в размере 10,17 руб. за период с 12 сентября 2020 года по 13 октября 2020 года; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года), налог в размере 8635,35 руб. за 2020 год, пеню в размере 39,15 руб. за период с 12 сентября 2020 года по 13 октября 2020 года, на общую сумму 10 927,07 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии представителя с учетом положений ч.2 ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя административного истца.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что уведомление о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя, он не получал. В заявлении, поданном в МФЦ он указал о получении уведомления по почте. Поэтому считает, что не должен оплачивать страховые взносы.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав объяснения административного ответчика, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 НК РФ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 22 мая 2020 года по 27 августа 2020 года, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 26 марта 2021 года (л.д.13-14), а следовательно в силу пп. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов.

Согласно ч. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящей статьи, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с ч. 1 ст. 430 НК РФ плательщики (индивидуальные предприниматели, адвокаты) уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 32448 рубля за расчетный период 2020 года;

в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном 32448 рублей за расчетный период 2020 года плюс 1,0 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей за расчетный период 2020 года.

Абзацем 2 части 2 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса. Частью 5 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец указывает, что за период с 22 мая 2020 года по 27 августа 2020 года административный ответчик обязан был уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 2242,40 руб., а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 8635,35 руб.

Расчет произведен следующим образом:

Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год составляет 32448,00 руб.

Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год составляет 8426,00 руб.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за указанный период:

(32448/12)*2=5408,00 руб.-2 месяца (июнь, июль);(2704/31)*10=872,26 руб. – за 10 дней в мае;

(2704/31)*27=2355,09 руб. – за 27 дней в августе.

Итого: 8635,35 руб.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере:

(8426/12)*2=1404,33 руб.- 2 месяца (июнь, июль);

(702,17/31)*10=226,51 руб. – за 10 дней в мае;

(702,17/31)*27=611,56 руб. – за 27 дней в августе.

Итого: 2242,40 руб.

На основании ч. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Частью 6 статьи 45 НК РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате указанных выше страховых взносов в срок, предусмотренный налоговым законодательством, в его адрес налоговым органом было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 14 октября 2020 года, посредством которого налоговый орган предложил налогоплательщику уплатить в срок до 01 декабря 2020 года: недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2020 год в размере 2242,40 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за период с 12 сентября 2020 года по 13 октября 2020 года в размере 10,17 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 8635,35 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 12 сентября 2020 года по 13 октября 2020 года в размере 39,15 руб. (л.д.10).

Судом установлено, что в установленный в требовании срок, административный ответчик обязанность по уплате в бюджет задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за указанный выше период не исполнил, в связи с чем, налоговый орган в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ принял решение о взыскании с налогоплательщика задолженности по обязательным платежам через суд.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Судом установлено, что 18 февраля 2021 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на общую сумму 10927,07 руб., однако определением мирового судьи судебного участка № 3 Сальского судебного района Ростовской области от 15 марта 2021 года судебный приказ от 18 февраля 2021 года отменен по причине поступления возражений должника (л.д.7).

С административным исковым заявлением административный истец обратился в Сальский городской суд 06 апреля 2021 года.

Таким образом, порядок и срок обращения с административным исковым заявлением административным истцом соблюден.

Доводы ФИО1 о том, что уведомление о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя он не получал и ему не направлялось, судом не принимаются, основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований не являются.

В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документы, связанные с государственной регистрацией, направляются регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет документы, связанные с государственной регистрацией, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленные многофункциональным центром на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией, полученных многофункциональным центром от регистрирующего органа.

Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 08 августа 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, связанные с государственной регистрацией, а именно документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, учредительный документ юридического лица или изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, с отметкой регистрирующего органа (в случаях государственной регистрации, предусмотренной статьями 12, 14, пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона), документ о постановке на учет в налоговом органе (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах государственная регистрация является основанием для постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе) направляются регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

ФИО1 заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя подано 19 мая 2020 года через многофункциональный центр (л.д. 39-42), адрес электронной почты в заявлении не указан.

В силу действующего законодательства в данном случае на регистрирующий орган не возложена обязанность по направлению уведомления на почтовый адрес, а только по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган. ФИО1 вправе был в многофункциональном центре по его запросу получить составленные многофункциональным центром на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией, полученных многофункциональным центром от регистрирующего органа.

На основании вышеизложенного, суд полагает административные исковые требования административного истца удовлетворить, взыскать с административного ответчика в пользу налогового органа страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период с 22 мая 2020 года по 27 августа 2020 года в размере 2242,40 руб., пени в размере 10,17 руб. за период с 12 сентября 2020 года по 13 октября 2020 года; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 22 мая 2020 года по 27 августа 2020 года в размере 8635,35 руб., пени в размере 39,15 руб. за период с 12 сентября 2020 года по 13 октября 2020 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, то на основании ст. 333.19 НК РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, суд полагает взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме 437,08 руб.

Руководствуясь ст. 175-180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ИНН недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, налог в размере 2242,40 руб. за 2020 год, пеню в размере 10,17 руб. за период с 12 сентября 2020 года по 13 октября 2020 года; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года), налог в размере 8635,35 руб. за 2020 год, пеню в размере 39,15 руб. за период с 12 сентября 2020 года по 13 октября 2020 года, на общую сумму 10 927 (десять тысяч девятьсот двадцать семь) руб. 07 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Сальский район» государственную пошлину в размере 437 (четыреста тридцать семь) руб. 08 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Бабина

Решение в окончательной форме изготовлено 19 мая 2021 года.