ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-845/2023 от 18.07.2023 Амурского городского суда (Хабаровский край)

дело № 2а-845/2023

УИД 27RS0013-01-2023-001204-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2023 года г. Амурск, Хабаровский край

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Дудиной М.А.,

с участием:

представителя административного истца – старшего помощника Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Веселова Е.Ф.,

при секретаре Василенко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Амурского городского суда Хабаровского края административное дело по административному иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия в части непринятия мер по организации надлежащего водоотведения в сельском поселении «Село Омми» Амурского муниципального района Хабаровского края, о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в Амурский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с названным административным иском, указав, что Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в результате осуществления надзора за исполнением законов о водопользовании проведен анализ схем водоснабжении и водоотведения городских и сельских поселений, в результате которого установлено следующее:

06.10.2017 постановлением администрации Амурского муниципального района № 1007 утверждена схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения «село Омми» Амурского муниципального района Хабаровского края.

В результате анализа данной схемы установлено, что она изготовлена на основании постановления Правительства РФ от 05.09.2013 Х2 742 «О требованиях к схемам водоснабжения и водоотведения, порядку их разработки и утверждения», которого не существует.

Кроме того, установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении»). Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 (далее — Требования к содержанию схем), схема водоотведения и водоснабжения с. Омми не содержит обязательных подразделов, установленных Требованиями к содержанию схем.

По данному факту природоохранным прокурором 05.05.2023 внесено представление об устранении нарушений, в ответ на которое получена информация об актуализации схемы водоснабжения.

В результате анализа актуализированной схемы водоснабжения, ответа администрации Амурского муниципального района Хабаровского края от 25.05.2023 установлено, что в сельском поселении «Село Омми» Амурского муниципального района Хабаровского края отведение хозяйственно-бытовых стоков выполнено в виде централизованной системы трубопроводов, соединённых между собой смотровыми канализационными колодцами. Вывод сточных вод из централизованной системы водоотведения осуществляется на специальные сооружения, которые представляют собой два железобетонных лотка в виде резервуаров отстойников. Данные железобетонные лотки не являются очистными сооружениями в виду того что, для принудительного осаждения иловидных масс в них не используются химические реагенты. Общий объем отведенных хозяйственно-бытовых стоков за 2022 год составляет 2,254 тыс. м3/год.

Фрагментация хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется естественным образом в двух железобетонных лотках (отстойниках) общим объёмом <данные изъяты> м3. Сточные воды после фрагментации выводятся на рельеф, не оказывая, по мнению Администрации района, негативного воздействия на экологическую обстановку в поселении. Очистные сооружения на территории с. Омми отсутствуют.

Объекты централизованной системы водоотведения в с. Омми Амурского района являются собственностью администрации Амурского муниципального района Хабаровского края.

Таким образом, полномочия по организации водоотведения на территории с Омми возложены на администрацию Амурского муниципального района Хабаровского края.

Непринятие действенных мер по организации надлежащего водоотведения в с. Омми Амурского муниципального района Хабаровского края и охране окружающей среды приводит к невозможности исполнения требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении сброса сточных вод.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае прокурор обращается в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку бездействие администрации может повлечь нарушение прав граждан неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит признать бездействие администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения в сельском поселении «Село Омми» Амурского муниципального района Хабаровского края, незаконным; возложить на администрацию Амурского муниципального района Хабаровского края обязанность по организации надлежащего водоотведения в сельском поселении «Село Омми» Амурского муниципального района Хабаровского края, исключающего сброс сточных вод на рельеф. Срок исполнения установить 5 лет.

Представитель административного ответчика – администрации Амурского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Глава муниципального района Б.П.М. представил письменные возражения относительно заявленных административных исковых требований, указав, что не согласны с заявленными требованиями. Фактические обстоятельства дела являются иными, нежели указаны административным истцом в исковом заявлении.

Согласно п. 3.4, 3.5. схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения «Село Омми» Амурского муниципального района Хабаровского края на период 2021 - 2030 гг., утвержденная постановлением администрации Амурского муниципального района Хабаровского края от 23.05.2023 Хо 350 на территории с. Омми отсутствуют очистные сооружения. Необходимость строительства очистных сооружений на территории отсутствует в виду того что, фрагментация хозяйственно-бытовых сточных вод в полном объёме осуществляется естественным образом в двух железобетонных лотках (отстойниках) общим объёмом <данные изъяты> м3.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ единой гарантирующей организацией по эксплуатации централизованной сети водоотведения с. Омми определено общество с ограниченной ответственностью «Оазис». Эксплуатация системы водоотведения в сельском поселении «Село Омми» осуществляется ООО «Оазис» на основании концессионного соглашения от 26.09.2018. Отвод хозяйственно-бытовых стоков из централизованной системы водоотведения осуществляется в специализированные железобетонные сооружения (лотки-отстойники). Между ООО «Оазис» и ООО «Станция механической очистки» заключен договор водоотведения от 01.07.2023 № 1791 к предметом которого является прием хозяйственно-бытовых жидких сточных вод в приемную камеру ООО «Станция механической отчистки» из септиков. Поэтому довод административного истца о том, что неприняты меры по организации надлежащего водоотведения в с. Омми Амурского муниципального район несостоятельны, и опровергаются представленными ответчиком в материалы дела доказательствами. Никаких доказательств со стороны административного истца в обоснование своих требований не представлено. Кроме представления никаких иных доказательств в материалы дела административным истцом не представлено. В частности, прокурор не представил доказательств того, что администрацией не приняты меры по организации надлежащего водоотведения в с. Омми. Прокурор в иске указывает на наличие обстоятельств, которые никакими доказательствами не подтверждаются. Сам прокурор специальными познаниями в области организации водоотведения не обладает, экспертного заключения, которое могло бы подтвердить его доводы им представлено не было, обоснованных доказательств о том, что осуществляется ненадлежащее водоотведение им не представлено. В административном исковом заявлении прокурор формально цитирует норму закона, которая носит общий характер, без указания конкретных доказательств, которые бы подтвердили бездействие ответчика. Требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, носят декларативный характер. Довод о том, что бездействие администрации может повлечь нарушение прав граждан неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду несостоятелен, поскольку направлен на будущее время, а потому неизвестно, будут ли нарушены какие-либо права неопределенного круга лиц. Административным ответчиком приняты все необходимые меры для организации надлежащего водоотведения в сельском поселении «Село Омми». Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать; рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя административного ответчика.

В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной.

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор Кулыгин Г.В. представил письменный отзыв на возражения административного ответчика, указав, что административный ответчик сводит свою позицию исключительно к строительству очистных сооружений, в необходимости которых, по мнению административного ответчика, не имеется. Однако административные исковые требования прокурора направлены на исключение в с. Омми сброса сточных вод после дефрагментации на рельеф, как указано в п. 1.7 Схемы водоснабжения названного сельского поселения. Данная позиция прокуратуры согласуется с нормами действующего законодательства, которые изложены в административном иске от 19.06.2023, так как сброс должен производиться в водный объект. Сброс сточных вод на рельеф запрещен, поскольку в составе сточных вод могут присутствовать различные химические вещества, что негативно изменяет качество окружающей среды и причиняет вред вследствие загрязнения. Такие выводы подтверждаются и письмом Минприроды России от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения», которым разъяснено, что с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения. При этом, законодательство Российской Федерации не разграничивает запрет на сброс сточных на рельеф на очищенный или неочищенный, запрет на сброс распространятся на сброс в общем. Вывод ответчика о том, что возможные последствия могут иметься в будущем, полагает несостоятельным, поскольку данная мера прокурорского реагирования направлена, в первую очередь, на предупреждение и минимизацию последствий, а не на их устранение.

Представитель административного истца – старший помощник Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Веселов Е.Ф. в судебном заседании на стаивал на заявленных административных исковых требованиях, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменном отзыве на возражения административного ответчика. Дополнительно пояснил, что представленный договор водоотведения от 01.07.2023 касается откачки сточных вод из септиков, т.е. это не касается канализации. Машина подъезжает к септику, откачивает скопившиеся там нечистоты, и уезжает в город Амурск, где осуществляет очистку. В данном случае имеется канализация, по которой по стальным трубам сточные воды идут из жилых домов в подземные железобетонные сооружения, откуда после фрагментации выводятся на рельеф, однако сброс должен производиться в водный объект. Закон не возлагает обязанность по водоотведению по септикам, так как это совершенно иное. Фрагментация – это не очистка. Законодательство РФ не разграничивает сброс сточных вод на рельеф на очищенный или неочищенный. Запрет на сброс на рельеф распространяется на все виды сточных вод.

Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы дела, прихожу к следующему:

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы 3 атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).

Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под сточными золами понимаются - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

На основании п. 2 ст. 1 ФЗ «О водоснабжении» водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О водоснабжении» по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать транспортировку и сброс в водный объект.

В Письме Минприроды России от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения» разъяснено, что с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения.

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное 3»: 3действие на земли и почвы.

Согласно ч. 1.1 ст. 6 ФЗ «О водоснабжении» полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значениям муниципального района относится организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

05.05.2023 Комсомольский-на-Амуре природоохранный прокурор вынес в отношении администрации Амурского муниципального района Хабаровского края представление об устранении нарушений закона в сфере водоснабжения и водоотведения, поскольку 06.10.2017 постановлением администрации Амурского муниципального района № 1007 была утверждена схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения «село Омми» Амурского муниципального района Хабаровского края не соответствующая требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании установлено, что полномочия по организации водоотведения на территории с. Омми возложены на администрацию Амурского муниципального района Хабаровского края.

23.05.2023 администрацией Амурского муниципального района Хабаровского края было вынесено постановление об утверждении актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения «Село Омми» Амурского муниципального района Хабаровского края на период 2021 – 2030 г.г., о чем 25.05.2023 администрацией было сообщено Комсомольскому-на-Амуре природоохранному прокурору.

В указанном ответе администрация Амурского муниципального района указала, что отвод хозяйственно-бытовых стоков из централизованной системы сельского поселения «Село Омми» осуществляется в специализированные подземные железобетонные сооружения (лотки-отстойники) для естественной утилизации. Указанные сооружения находятся в полностью работоспособном состоянии и являются неотъемлемой частью централизованной системы водоотведения поселения.

Согласно п. 1.4, п. 1.7, п. 3.4 Схемы водоснабжения и водоотведения сельского поселения «Село Омми» Амурского муниципального района до 2030 года, фрагментация хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется естественным образом в двух железобетонных лотках (отстойниках) общим объемом 510 м3. Сточные воды после фрагментации выводятся на рельеф. На территории с. Омми отсутствуют очистные сооружения.

Согласно графической схемы (л.д. 33, 91), сточные воды по стальным трубам поступают в два отстойника из жилых домов: <адрес>. Дале из двух отстойников сточные воды после фрагментации выводятся по стальным трубам на рельеф (в овраг).

Как следует из договора № 1791к от 01.07.2023, ООО «Станция механической очистки» («Предприятие») и ООО «Оазис» («Абонент») заключили договор, согласно которому «Предприятие», осуществляющее водоотведение, обязуется осуществлять прием хозяйственно-бытовых жидких сточных вод в приемную камеру ООО «Станция механической очистки» из септиков, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых хозяйственно – бытовых жидких сточных вод. Датой начала приема сточных вод является 01.07.2023.

Таким образом в судебном заседании установлено, что договор заключен только на очистку сточных вод, откачиваемых из септиков, тогда как в рассматриваемом административном деле оспаривается сброс после фрагментации сточных вод из системы канализации двух жилых домов, на рельеф, что не является идентичным.

В данном случае имеется канализация – централизованная система водоотведения, по которой по стальным трубам сточные воды идут из жилых домов в подземные железобетонные сооружения, откуда после фрагментации выводятся на рельеф, однако сброс должен производиться в водный объект.

Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Судом принимается во внимание объем работы, необходимой для устранения недостатков, и суд полагает, что заявленных 5 лет будет достаточно для данного объема работ с учетом климатических условий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить административные исковые требования Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

Признать незаконными бездействие администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, выразившиеся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения в сельском поселении «Село Омми» Амурского муниципального района Хабаровского края.

Возложить на администрацию Амурского муниципального района Хабаровского края в срок не позднее 5 (пяти) лет со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по организации надлежащего водоотведения в сельском поселении «Село Омми» Амурского муниципального района Хабаровского края, исключавшего сброс сточных вод на рельеф.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Дудина

Мотивированный текст решения изготовлен 01.08.2023.

Судья М.А. Дудина