дело № 2а-883/2021
УИД 03RS0003-01-2020-011322-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2021 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан - ФИО2 (дов. от 01.12.2020 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к врио заместителя начальника Управления – начальнику Центра ЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан ФИО3, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к врио заместителя начальника Управления – начальнику Центра ЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан ФИО3, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан от 09.11.2020 года №-Д-09, согласно которому ФИО1 до 28.11.2021 года при продлении срока действия лицензии на приобретение, хранение и использование оружия самообороны необходимо пройти проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, обязании Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, а также его территориальные подразделения не требовать от ФИО1 до 22.05.2024 года пройти проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Административный иск мотивирован тем, что 20.10.2020 года ФИО1 обратился в Главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с обращением о разъяснении сроков прохождения ФИО1 знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, так как 28.11.2021 года истекает срок лицензии ФИО1 на приобретение, хранение и использование оружия самообороны.
23.10.2020 года обращение перенаправлено в Управление Росгвардии по Республике Башкортостан.
09.11.2020 года из Управления получен ответ о том, что до 28.11.2021 года при продлении срока действия лицензии на приобретение, хранение и использование оружия самообороны необходимо пройти проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
С данным решением ФИО1 не согласен, поскольку Управление Росгвардии по РБ обязывает его пройти платную процедуру ранее срока, предусмотренного Федерального закона "Об оружии".
Частью 18 статьи 13 Федерального закона N 150-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган, выдавшие разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, документы, подтверждающие прохождение ими службы в соответствующей организации и наличие у них воинского звания либо специального звания или классного чина юстиции.
Таким образом, по мнению ФИО1, законодатель уровнял прохождение проверки знаний с прохождением службы в военизированных организациях при наличии воинского или специального звания. С 1998 года до 22 мая 2019 года ФИО1 проходил службу в МВД по РБ и имел специальное звание подполковник полиции.
Впервые стал владельцем вышеуказанного вида гражданского оружия в 2006 году, но проверку знаний ни разу не проходил.
Точкой отсчета 5 летнего срока, по истечении которого ФИО1 должен пройти проверку знаний – 21 мая 2019 года, проверку знаний он должен пройти не позднее 21.05.2024 года.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, просит административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан – ФИО2 с заявленными требованиями не согласился, просит в удовлетворении административного иска отказать, предоставил суду отзыв на административный иск, доводы отзыва поддержал.
Другие лица на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ в отсутствие указанных лиц.
Исследовав и оценив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Как следует из материалов дела, 20.10.2020 года ФИО1 обратился в Главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о разъяснении сроков прохождения ФИО1 знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, так как 28.11.2021 года истекает срок лицензии ФИО1 на приобретение, хранение и использование оружия самообороны.
23.10.2020 года обращение перенаправлено в Управление Росгвардии по Республике Башкортостан.
09.11.2020 года заместителем начальника Управления – начальником Центра ЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан ФИО3 в адрес ФИО1 направлен ответ, согласно которому в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оружии" граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган, выдавшие разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, документы, подтверждающие прохождение ими службы в соответствующей организации и наличие у них воинского звания либо специального звания или классного чина юстиции. В 2016 году при продлении лицензии на приобретение, хранение и использование оружия самообороны, так как ФИО1 проходил службу в соответствующей организации и имел специальное звание, в соответствии с нормативными правовыми актами в области оборота оружия, ФИО1 была предоставлена соответствующая справка. Учитывая изложенное, в также то, что в настоящее время ФИО1 является пенсионером МВД России при продлении срока действия лицензии на приобретение, хранение и использование оружия самообороны ФИО1 необходимо будет пройти соответствующую проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Признавая решение заместителя начальника Управления – начальника Центра ЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан ФИО3 от 09.11.2020 года №-Д-09 законным, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 13 ФЗ "Об оружии" лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и при отсутствии иных препятствующих ее получению оснований. Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган, выдавшие разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, документы, подтверждающие прохождение ими службы в соответствующей организации и наличие у них воинского звания либо специального звания или классного чина юстиции.
Поскольку в результате проверки обращения ФИО1 от 26.10.2020 года установлено, что в 2016 году при продлении лицензии на приобретение, хранение и использование оружия самообороны ФИО1 проходил службу в соответствующей организации (в органах внутренних дел в должности заместителя начальника отдела уголовного розыска отдела полиции №1 Управления МВД по городу Уфе), имел специальное звание (подполковник полиции), в настоящее время ФИО1 является пенсионером МВД России, то административный ответчик обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для принятия решения о том, что при продлении срока действия лицензии на приобретение, хранение и использование оружия самообороны ФИО1 необходимо будет пройти соответствующую проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Доводы административного истца о том, что точкой отсчета 5 летнего срока, по истечении которого ФИО1 должен пройти проверку знаний, является 21 мая 2019 года, проверку знаний он должен пройти не позднее 21.05.2024 года, основаны на ошибочном толковании нормы закона, поскольку в настоящее время ФИО1 не подпадает под исключение ст. 13 ФЗ "Об оружии" - не является гражданином, проходящим службу в государственных военизированных организациях и имеющим воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции не устанавливает основания для удовлетворения административного иска ФИО1
Далее. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3).
Частью 1 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Исходя из правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации N 1163-О, N 1230-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Указанные законоположения предполагают, что, во всяком случае, гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суд первой инстанции, определяя юридически значимые по делу обстоятельства, содержанием которых является соблюдение административными ответчиками обязанности дать ответ на обращение ФИО1 (ст. 1 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"), применительно к приведенным и иным нижеперечисленным нормам названного нормативного акта, также установил, что обращение административного истца было зарегистрировано и принято к рассмотрению (статья 9), рассмотрено, о чем ФИО1 дан ответ (статья 10) с соблюдением установленного статьей 12 указанного Закона срока.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к врио заместителя начальника Управления – начальнику Центра ЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан ФИО3, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконным решения ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Башкортостан от 09.11.2020 года №№, согласно которому ФИО1 до 28.11.2021 года при продлении срока действия лицензии на приобретение, хранение и использование оружия самообороны необходимо пройти проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, обязании Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Башкортостан, а также его территориальные подразделения не требовать от ФИО1 до 22.05.2024 года пройти проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд города Уфы.
Судья А.Р. Курамшина