ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-846/2022 от 27.05.2022 Серовского районного суда (Свердловская область)

66RS0051-01-2022-000845-97

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Серов 27 мая 2022 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Воронковой И.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства административное дело №2а-846/2022 по административному исковому заявлению

Межрайонной ИФНС России №26 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании с физического лица задолженности по страховым взносам и пени

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Межрайонная ИФНС России №26 по Свердловской области обратилась в Серовский районный суд Свердловской области с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании с физического лица задолженности по страховым взносам и пени в общем размере 14 208 рублей 03 копейки, в том числе:

- страховые взносы на обязательное медицинского страхование за 2021 в размере 2 921 рубль 52 копейки и пени в размере 4 рубля 62 копейки;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 в размере 11 251 рубль 43 копейки и пени 30 рублей 46 копеек.

Административный истец в обоснование своих требований указал, что административный ответчик имеет задолженность, при этом требование об уплате задолженности налогоплательщиком не исполнены, в связи с чем, административный истец обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа, но определением мирового судьи судебный приказ отменен по заявлению должника, в связи с чем просит суд взыскать с административного ответчика вышеуказанную задолженность. Ходатайствует о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства, в том числе при условии, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей, в частности, в порядке упрощенного (письменного) производства подлежат рассмотрению административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей двадцати тысяч рублей, в случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменен (ч.1 ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд отмечает, что для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму, не превышающую двадцати тысяч рублей, не являются безусловными препятствиями такие обстоятельства, как пропуск срока обращения в суд с административным иском при наличии заявления о восстановлении данного срока, представление административным ответчиком возражений относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Упрощенное (письменное) производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора (ст.291, ст.292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определением от 24.03.2022 административное исковое заявление МИ ФНС России №26 по Свердловской области к ФИО1 было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, с установлением двух сроков: до 15.04.2022 и до 13.05.2022.

К установленным срокам, от МИ ФНС России по Свердловской области поступили заявления, согласно которым задолженность осталась без изменения, в связи с чем административный иск поддерживает полностью.

От административного ответчика ФИО1 возражения и доказательства возражений не поступили, определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства последняя получила своевременно.

Согласно возражения относительно исполнения судебного приказа, ФИО1 ссылалась исключительно на лишение её права участвовать в состязательном процессе и неверный расчет задолженности.

Суд, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2017 года регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

В частности, в силу п.3 ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с положениями подп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений п.3 ст.420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп.2 п.1 ст.419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

Согласно ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации упомянутые плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в размере, который определяется исходя из их дохода.

Так, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваются в фиксированном размере, установленном за соответствующий расчетный период, а в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, то размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определяется в виде суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и 1% от дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, которая не может быть более предельной величины.

На основании п.1 ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу подп.1 п.1 ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции), то есть применительно к налоговому периоду 2021 года, плательщики, указанные в подп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п.2 ст. 425 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что административный ответчик ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла предпринимательскую деятельность в период с 05.04.2004 по 05.05.2021, что подтверждает выписка из ЕГРИП.

При этом, в нарушение вышеуказанных норм ФИО1 страховые взносы самостоятельно не исчислила и не уплатила, несмотря на тот факт, что 05.05.2021 прекратила предпринимательскую деятельность.

Судом проверен расчет налоговым органом страховых взносов ФИО1 за период с 01.01.2021 по 05.05.2021.

Сумма страховых взносов на ОПС за 2021 составляла 32 448 рублей, в тоже самое время, ФИО1 осуществляла предпринимательскую деятельность не полный календарный год, в связи с чем размер страховых взносов на ОПС составил 11 252 рубля 13 копеек (32 448 рублей /12 х 4месяца = 10 816 рублей и 32 448 рублей /12 х 5 дней = 436 рублей 13 копеек, всего 11 252 рубля 13 копеек).

На основании положений подп.2 п.1 ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции), то есть применительно к налоговому периоду 2021 года, плательщики, указанные в подп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подп.3 п. 2 ст.425 настоящего Кодекса.

Исходя из указанного, величина страховых вносов за 2021 год на ОМС составляла 8 426 рублей, в тоже самое время, ФИО1 осуществляла предпринимательскую деятельность не полный календарный год, в связи с чем размер страховых взносов на ОМС составил 2 921 рубль 92 копейки (8 426 рублей /12х4месяца = 2 808 рублей 67 копеек и 8 426 рублей /12 х5 дней = 113 рублей 25 копеек, всего 2 921 рубль 92 копейки).

Согласно п.4 ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

Таким образом, ФИО1 должна была уплатить страховые взносы в указанных размерах не позднее 15 дней с даты прекращения предпринимательской деятельности 05.05.2021, но не выполнила свою налоговую обязанность, в том числе и на момент рассмотрения настоящего дела в суде, что подтверждают представленные налоговым органом сведения.

22.06.2021 ФИО1 налоговым органом было выставлено требование , которым последней было предложено в добровольном порядке в срок до 26.07.2021 уплатить задолженность по страховым взносам за 2021 на общую сумму 14 172 рубля, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 11 251 рубль 43 копейки и на обязательное медицинское страхование – 2 921 рубль 52 копейки.

С учетом наличия переплаты по страховым взносам, имевшей место, согласно сведений КРСБ, по состоянию на 09.02.2021, в размере 0 рублей 70 копеек, итоговая сумма задолженности ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2021 по 05.05.2021 составила 11 251 рубль 43 копейки (11 252 рубля 13 копеек – 0 рублей 70 копеек).

С учетом наличия переплаты по страховым взносам, имевшей место, согласно сведений КРСБ, по состоянию на 09.02.2021, в размере 0 рублей 70 копеек, итоговая сумма задолженности ФИО1 по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2021 по 05.05.2021 составила 2 921 рубль 52 копейки (2 921 рубль 92 копейки – 0 рублей 40 копеек).

Кроме этого, в соответствии с положениями ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом ФИО1 были доначислены к уплате пени, за несовременную уплату в бюджет затребованных сумм страховых взносов.

Сумма пени по расчету налогового органа, составила для включения в требование от 22.06.2021 за период с 21.05.2021 по 21.06.2021 (до даты выставления требования):

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 45 рублей 89 копеек, по административному иску заявлено требование о взыскании в части - 30 рублей 46 копеек;

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 10 рублей 27 копеек, по административному иску заявлено в части - 4 рубля 62 копейки.

Расчет пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на сумму задолженности в размере 11 251 рубль 43 копейки, наличие переплаты по пени по состоянию на 18.01.2021 – 15 рублей 43 копейки.

Период

Количество дней

Недоимка, руб.

Ставка пени,%

Размер пени, руб.

Итого пени нарастающим итогом, руб.

Итого пени с учетом переплатыруб.

Налоговый орган просит взыскать пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не за период, указанный в требовании с 21.05.2021 по 21.06.2021, а за более короткий с 21.05.2021 по 13.06.2021, в части 30 рублей 46 копеек, в тоже самое время, согласно расчету суда, равно как и расчету самого налогового органа, соотносящемуся с данными КРСБ, сумма пени за указанный период с учетом переплаты составляет 29 рублей 58 копеек, а не 30 рублей 46 копеек, в связи с чем требование в указанной части подлежит удовлетворению в части 29 рублей 58 копеек.

Расчет пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на сумму задолженности в размере 2 921 рубль 52 копейки, наличие переплаты по пени по состоянию на 18.01.2021 – 5 рублей 65 копеек.

Период

Количество дней

Недоимка, руб.

Ставка пени,%

Размер пени, руб.

Итого пени нарастающим итогом, руб.

Итого пени с учетом переплатыруб.

Налоговый орган просит взыскать пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не за период, указанный в требовании с 21.05.2021 по 21.06.2021, а за более короткий с 21.05.2021 по 10.06.2021, в части 4 рубля 62 копейки, в тоже самое время, согласно расчету суда, равно как и расчету самого налогового органа, соотносящемуся с данными КРСБ, сумма пени за указанный период с учетом переплаты составляет 4 рубля 58 копеек, а не 4 рубля 62 копейки, в связи с чем требование в указанной части подлежит удовлетворению в части 4 рубля 58 копеек.

Требование №15790 от 22.06.2021 получено налогоплательщиком через личный кабинет, в который согласно представленных налоговым органом доказательствам, ФИО1 входила через ЛК ИП, ЛК ФЛ и ЕСИА, срок добровольного исполнения требования указан до 26.07.2021.

В связи с тем, что итоговая сумма по настоящему требованию составила более 10 000 рублей, а именно страховых взносов 14 172 рубля 95 копеек, пени – 56 рублей 16 копеек, налоговый орган 09.12.2021 обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, последний был выдан 10.12.2021, но, по заявлению налогоплательщика ФИО1 отменен определением мирового судьи 29.12.2021.

В Серовский районный суд Свердловской области с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 22.03.2022, то есть также с соблюдением установленного законом 6-ти месячного срока обращения в суд.

Общая совокупность сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом соблюдена.

Таким образом административные исковые требования подлежат удовлетворению в части 14 207 рублей 11 копеек (14 172 рубля 95 копеек + 34 рубля 16 копеек), в том числе:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2021 по 05.05.2021 – 11 251 рубль 43 копейки (11 252 рубль 13 копеек – 0 рублей 70 копеек); пени за период с 21.05.2021 по 13.06.2021 – 29 рублей 58 копеек;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2021 по 05.05.2021 – 2 921 рубль 52 копейки (2 9221 рубль 92 копейки – 0 рублей 40 копеек); пени за период с 21.05.2021 по 10.06.2021 – 4 рубля 58 копеек.

Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета (ч.2 ст.61.1, ч.2 ст.62.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате при удовлетворенной сумме требований в части 14 207 рублей 11 копеек составляет и подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета муниципального образования Серовский городской округ в размере 568 рублей 28 копеек.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №26 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании с физического лица задолженности по страховым взносам и пени за 2021 – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, , зарегистрированной по адресу: <адрес> задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2021 в размере 11 251 рубль 43 копейки, пени в части 29 рублей 58 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 в размере 2 921 рубль 52 копейки, пени в части 4 рубля 58 копеек, всего взыскать в части 14 207 рублей 11 копеек.

В удовлетворении оставшейся части требований отказать.

Взыскать с ФИО1, , зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета муниципального образования Серовский городской округ государственную пошлину в размере 568 рублей 28 копеек.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда - принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

При этом судебное решение, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, отменяется принявшим его судом лишь в случаях, если поступившие после принятия решения возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства подтверждают наличие соответствующих оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства; указанное выше заявление подано лицом, не привлеченным к участию в административном деле, о правах и об обязанностях которого принято решение; поступившие после принятия решения новые доказательства признаны судом имеющими существенное значение для рассмотрения и разрешения данного административного дела.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения с подачей апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.

Судья Серовского районного суда И.В. Воронкова