ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-848/19 от 29.10.2019 Сортавальского городского суда (Республика Карелия)

УИД -10RS0017-01-2019-001107-40

Дело № 2а –848/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2019 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-848/2019 по административному иску Карельской таможни к ФИО2 о взыскании суммы пени,

установил:

административное исковое заявление подано по тем основаниям, что 25.06.2009 в адрес ФИО2 Карельской таможней было направлено требование об уплате таможенных платежей №189 на общую сумму 250152,32 руб. (218146,58 руб. - таможенные платежи, 32005,74 руб. - пени) в связи с обманным использованием документов и недостоверным декларированием при ввозе автомобиля на территорию РФ. В связи с неисполнением в установленный для добровольной уплаты срок требования об уплате таможенных платежей, задолженность была взыскана в судебном порядке в размере 250152,32 руб. (218146,58 руб. - таможенные платежи и 32005,74 руб. - пени за период с 24.06.2008 по 25.06.2009). Решение суда от 19.11.2009 вступило в законную силу 26.01.2010, был выдан исполнительный лист. Задолженность на общую сумму 250152,32 руб. была взыскана с ФИО2 в полном объеме через службу судебных приставов. Фактически уплата таможенных пошлин, налогов производилась постепенно в период с августа 2013 по декабрь 2018, срок уплаты по которым истек 23.06.2008. Пени уплачены за период с 24.06.2008 по 25.06.2009 в размере 32005,74 руб. Административный истец ссылается на п.4 ст.57 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, ч.1 ст.72,ч.3 ст.72, ч.7 ст.72, ч.15 ст.73, ч.19 ст.73, ч.23 ст.73 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и указывает, что уплата образовавшейся задолженность должна быть осуществлена в срок не позднее 15-ти дней со дня вручения (получения) уведомления. Отделом таможенных платежей произведена проверка факта неполной уплаты пени ФИО2, в результате чего обнаружена неполная уплата пени за период с 26.06.2009 по 28.12.2018 включительно в размере 196268,25 руб. В соответствии со ст.55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, ч.1 ст.72 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Карельская таможня 11.07.2019 направила уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней №10227000/У2019/0000030 в адрес ФИО2, которое не было исполнено в установленный таможенный законодательством срок - 09.08.2019. Карельская таможня просит взыскать с ФИО2 задолженность по уплате суммы пени в размере 196268,25 руб. за период с 26.06.2009 по 28.12.2018.

Административным ответчиком представлены письменные возражения на административное исковое заявление. Указывает, что Карельской таможне было известно о том, что административным ответчиком не уплачена сумма пени за период с 26.06.2009 по 28.12.2018, т.к. решение суда административным ответчиком было исполнено только в декабре 2018г., т.е. административный истец в течение всего периода исполнения решения суда имел право выставить административному ответчику требование об уплате суммы пени, чего им сделано не было, в связи с чем полагает, что в данном случае идет речь не о факте обнаружения неуплаты суммы пени за неуплату таможенных пошлин. Карельская таможня должна была выставить требование об уплате таможенных платежей в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, в связи с чем, считает, что Карельская таможня утратила право на взыскание суммы пени за период с 26.06.2009 по 27.12.2015, в связи с истечением трехлетнего срока выставления требования. Учитывая материальное положение, а именно то, что административный ответчик имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, в пользу которого выплачивает алименты, а также имеет кредитные обязательства, просит снизить размер государственной пошлины. Просит требования Карельской таможни удовлетворить частично и взыскать сумму пени за период с 28.12.2015 по 28.12.2018, а также снизить размер взыскиваемой государственной пошлины.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, доводы административного иска поддержала. Указала, что истцом не пропущен срок исковой давности, так как последний платеж был в 2018 году. Кроме того, истец обращался в мировой суд за выдачей судебного приказа, 22.08.2019 был вынесен судебный приказ о взыскании таможенных пеней, но 23.08.2019 судебный приказ по заявлению ФИО2 был отменен. С иском в Сортавальский городской суд Карельская таможня обратилась 04.09.2019.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании по иску возражал, указав, что полагает, что им выплачена полностью сумма, причитающаяся по решению суда. Истцу было известно, что пени не уплачены за период с 26.06.2009 по 28.12.2018, соответственно Карельская таможня должна была ранее обратиться в суд, в пределах трех лет. Просит применить срок исковой давности.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Установлено, что 25.06.2009 Карельской таможней выставлено ФИО2 требование №189 об уплате таможенных платежей на общую сумму 250152,32 руб. (218146,58 руб. - таможенные платежи, 32005,74 руб. - пени). В связи с неисполнением требования в установленный срок, вступившим в законную силу решением Сортавальского городского суда от 19.11.2009, с ФИО2 в пользу Карельской таможни взысканы таможенные платежи в размере 218146,58 руб. и пени в размере 32005,74 руб., а всего 250152,32 руб. Решение суда исполнялось в принудительном порядке, путем удержания денежных средств из дохода должника, платежи поступали в период с август 2013 по декабрь 2018, учитывая отнесение поступивших платежей в первую очередь на погашение суммы основного долга, во вторую - пени, задолженность в сумме 250152,32 руб. взыскана в полном объеме, пени уплачены за период с 28.12.2018 по 16.04.2019 в размере 32005,74 руб.

Согласно пункта 4 статьи 57 «Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени.

В силу статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» действующей в период спорных правоотношений до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

В силу пункта 1 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действующего в период спорных правоотношений до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров. (пункт 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» действующей в период спорных правоотношений до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Как следует из представленных материалов 10.07.2019 Карельской таможней в адрес ФИО2 направлено Уведомление (уточнение к уведомлению) №10227000/У2019/0000030 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в сумме 196268,25 руб. Согласно указанного уведомления при неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по истечении 15-ти рабочих дней со дня получения настоящего уведомления и (или) по истечении 10-ти рабочих дней со дня получения уточнения к уведомлению, но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено уточнение, таможенным органом будут приняты меры взыскания в соответствии с главой 12 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В установленный срок задолженность не погашена. Карельская таможня обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 пеней за просрочку уплаты таможенных платежей. Определением и.о. мирового судьи судебного участка №2 г.Сортавала Республики Карелия мирового судьи судебного участка №1 г.Сортавала Республики Карелия от 23.08.019 судебный приказ №2-1886/2019 от 22.08.2019 о взыскании с ФИО2 в пользу Карельской таможни пеней за просрочку уплаты таможенных платежей с 26.06.2009 по 28.12.2018 в сумме 196268,25 руб., а также судебных расходов 2562,68 руб. отменен по заявлению должника.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований о взыскания пени, расчет которых произведен в соответствии с законодательством о таможенном регулировании, судом проверен, является арифметически верным.

Доводы административного ответчика об истечении срока исковой давности, предусмотренного статьями 196 - 200 ГК РФ, суд находит несостоятельными ввиду того, что отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации, носят властный характер (пункт 5 части 2 статьи 1 Федерального закона N 311-ФЗ), в связи с чем положения гражданского законодательства, в том числе касающиеся срока исковой давности, к ним не применяются.

Учитывая изложенное, и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований. Как указано в п. 21 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», в целях компенсации потерь казны, вызванных несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов, за каждый день просрочки в их уплате взимаются пени, уменьшение начисленного размера которых, в силу части 4 статьи 151 Закона о таможенном регулировании, не допускается.

На основании ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. При этом оснований для снижения размера государственной пошлины в порядке ч. 2 ст. 333.20 налогового кодекса РФ суд не усматривает. Тем самым с ФИО2 подлежит взысканию в бюджет Сортавальского муниципального района государственная пошлина в размере 5125, 37 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Карельской таможни удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, родившегося <Дата обезличена> в гор.Сортавала, зарегистрированного и проживающего по адресу: <Адрес обезличен>, в пользу Карельской таможни пени за период с 26.06.2009 по 28.12.2018 в сумме 196 268 руб. 25 коп.

Взыскать с ФИО2 в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере 5125 руб. 37 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.П. Вакуленко

Мотивированное решение суда изготовлено 01.11.2019.