ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-848/2016 от 11.08.2016 Усинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-848/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усинск 11 августа 2016 года

Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Брагиной Т.М.,

при секретаре Шестопал А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» о возложении обязанности по выдачи сертификата на региональный семейный капитал в соответствии с Законом Республики Коми «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми» от 29.04.2011 № 45-РЗ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в Усинский городской суд Республики Коми с административным иском к ГБУ РК «ЦСЗН г.Усинска», которым просит суд признать незаконным отказ в выдаче сертификата на региональный семейный капитал в соответствии с Законом Республики Коми «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми» от 29.04.2011 № 45-РЗ; обязать ответчика выдать сертификат на региональный семейный капитал.

Заявленные требования истец мотивирует тем, что дд.мм.гггг. в г.Торревьеха Королевства Испания у нее родилась дочь ФИО, являющаяся гражданином России. 24.10.2014 отделом ЗАГС г.Торревьеха выдано свидетельство о рождении ФИОдд.мм.гггг. в ... Королевства Испания присяжным переводчиком выполнен перевод свидетельства о рождении на русский язык, дд.мм.гггг. перевод свидетельства о рождении засвидетельствован в Генеральном консульстве России в .... ФИО является четвертым ребенком истца, в связи с чем истец полагает, что в соответствии с Законом Республики Коми «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми» от 29.04.2011 №45-РЗ имеет право на получение сертификата на региональный семейный капитал. дд.мм.гггг. истец обратилась с соответствующим заявлением в ГБУ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска», дд.мм.гггг. истец получила уведомление об отказе в выдаче сертификата на региональный семейный капитал в связи с отсутствием права на дополнительные меры социальной поддержки. дд.мм.гггг. административный истец обратилась в ГБУ «ЦСЗН г.Усинска» за разъяснением причины отказа и дд.мм.гггг. получила ответ, что отказ в выдаче сертификата связан с отсутствием в документе, подтверждающем факт рождения и регистрации ФИО апостиля, в связи с чем документ о рождении не имеет юридической силы. Административный истец полагает, что позиция административного ответчика основана на неверном толковании норм права.

Административный истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.

Административный ответчик представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в мотивированном отзыве просит в удовлетворении административных исковых требований отказать за необоснованностью, указав, что дд.мм.гггг. Центром вынесено решение об отказе ФИО3 в выдаче сертификата на региональный семейный капитал на основании пп1 п.10 Правил, в связи с тем, что на документе, подтверждающем факт рождения и регистрацию ФИО, не проставлен апостиль, следовательно документ не имеет юридической силы на территории Российской Федерации.

Заинтересованное лицо ЗАГС г.Усинска представило мотивированное мнение в котором поддержало заявленные ФИО3 требования, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд, заслушав административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

По смыслу ст. 46 Конституции РФ и главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Исходя из содержания данной правовой нормы, для удовлетворения заявления об оспаривании действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод заявителя.

Судом установлено, что ФИО3 является матерью четверых детей: ФИО1, дд.мм.гггг. г.р., ФИО1, дд.мм.гггг. г.р., ФИО2, дд.мм.гггг. г.р и ФИО, дд.мм.гггг. г.рождения (свидетельства о рождении на л.д. 8-12).

дд.мм.гггг.ФИО3 обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН ...» с заявлением о выдаче сертификата на региональный семейный капитал (л.д.29-31), приложив копию паспорта, копии свидетельств о рождении детей, копию свидетельства о расторжении брака, копию справки о заключении брака, копию свидетельства о перемене имени. В заявлении от дд.мм.гггг. указала, что умышленных преступлений, относящихся к преступлениям против личности, в отношении своего ребенка (детей) не совершала (л.д.30).

Решением ГБУ «ЦСЗН г.Усинска» № от дд.мм.гггг.ФИО3 отказано в выдаче сертификата на региональный семейный капитал в связи с рождением четвертого ребенка, в связи с отсутствием права на дополнительные меры социальной поддержки и предоставлением неполных и (или) недостоверных данных (л.д. 38).

Как следует из мотивированного отзыва ответчика (л.д.26,27) первичный отказ в выдаче сертификата произошел по причине того, что на документе, подтверждающем факт рождения и регистрацию ФИО, не проставлен апостиль, кроме того дд.мм.гггг.ФИО3 признана виновной в совершении преступления в отношении своего несовершеннолетнего ребенка, предусмотренного ч.1 ст.116 УК РФ и в отношении нее вынесен обвинительный приговор.

Постановлением мирового судьи Девонского судебного участка г.Усинска от дд.мм.гггг.ФИО3 судимость от дд.мм.гггг. снята досрочно (л.д.72).

дд.мм.гггг. Государственным Советом Республики Коми принят Закон «О дополнительных мерах социальной поддержке семей, имеющих детей на территории Республики Коми».

Согласно ст.2 Закона РК № 45 от 21.04.2011 право на дополнительные меры социальной поддержки возникает при рождении ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Коми:

1) матерей, родивших начиная с 1 января 2011 года ребенка, который является третьим ребенком по счету с учетом положений пункта 1 части 2 настоящей статьи;

2) матерей, родивших начиная с 1 января 2011 года ребенка, который является четвертым или последующим ребенком по счету с учетом положений пункта 1 части 2 настоящей статьи, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 настоящей части.

При возникновении права на дополнительные меры социальной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи:

1) учитываются:

а) предыдущие дети, рожденные данными лицами;

б) предыдущие дети, усыновленные по 31 декабря 2010 года данными лицами;

в) дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав и впоследствии восстановлены в родительских правах;

2) не учитываются дети, в отношении которых данные лица лишены родительских прав или в отношении которых отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

04.07.2011 года Постановлением Правительства Республики Коми утверждены Правила подачи заявления о выдаче сертификата на региональный семейный капитал и выдачи сертификата на региональный семейный капитал.

В соответствии с п.3 Правил для получения сертификата лицо, имеющее право на дополнительные меры социальной поддержки, в любое время после возникновения права подает по месту жительства или месту пребывания заявление или месту пребывания заявление о выдаче сертификата по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее - заявление) с приложением документов, указанных в пунктах 4 и 4.1 настоящих Правил (в случае, если документы, указанные в пункте 4.1 настоящих Правил, представлены по инициативе заявителя).

К заявлению прилагаются подлинники документов (их копии, верность которых засвидетельствована в установленном законодательством порядке), подтверждающих право заявителя на дополнительные меры социальной поддержки:

1) документ, удостоверяющий личность заявителя;

2) исключен. - Постановление Правительства РК от 15.09.2015 N 399;

3) документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации лиц, указанных в части 1 статьи 2 Закона Республики Коми "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми";

4) свидетельство о рождении ребенка, а в случае рождения ребенка на территории иностранного государства - иной документ, подтверждающий факт рождения и регистрацию ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение дополнительных мер социальной поддержки, подтверждающий принадлежность ребенка к гражданству Российской Федерации;

5) документы, указанные в подпункте 4 настоящего пункта, о рождении предыдущего ребенка (детей) либо решение суда об установлении усыновления (свидетельства об усыновлении) предыдущего ребенка (детей).

Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми";

2) прекращение права на дополнительные меры социальной поддержки по основаниям, установленным Законом Республики Коми "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми";

3) предоставление недостоверных сведений, противоречивых сведений (пункт 11 настоящих Правил), в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением которого возникает право на дополнительные меры социальной поддержки;

(в ред. Постановления Правительства РК от 25.02.2015 N 85)

4) прекращение права на дополнительные меры социальной поддержки в связи с использованием средств регионального семейного капитала в полном объеме;

5) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, в случае направления их заявителем по почте в адрес центра по предоставлению государственных услуг.

дд.мм.гггг.ФИО3 повторно обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН г.Усинска» с заявлением о выдаче сертификата на региональный семейный капитал (л.д.41-43), приложив копию паспорта, копии свидетельств о рождении детей, СНИЛС, копию свидетельства о расторжении брака, копию справки о заключении брака, копию свидетельства о перемене имени. В заявлении от дд.мм.гггг.ФИО3 указала информацию о судимости и ее досрочном снятии (л.д.42).

Решением ГБУ «ЦСЗН г.Усинска» от дд.мм.гггг.ФИО3 повторно отказано в выдаче сертификата на региональный семейный капитал в связи с рождением четвертого ребенка, в связи с отсутствием права на дополнительные меры социальной поддержки (л.д.44).

Как следует из разъяснений ГБУ «ЦСЗН г.Усинска», данных ФИО3 в выдаче сертификата на региональный семейный капитал отказано в связи с отсутствием на документе, подтверждающем факт рождения и регистрацию ФИО апостиля, что противоречит положениям ст.3,4,5 Конвенции, принятой дд.мм.гггг. в ... (л.д.17).

Вместе с тем, суд, основываясь на материалах дела, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации и норм Международного права, находит позицию ГБУ «ЦСЗН г.Усинска» по отказу в выдаче ФИО3 сертификата на региональный семейный капитал, основанной на неверном толковании и применении законодательства.

Административным истцом в материалы дела представлена копия свидетельства о рождении дочери ФИО, дд.мм.гггг. г.рождения, согласно которому ФИО родилась в г.Торревьеха провинции Аликанте Испания (л.д. 9).Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 (ред. от 05.03.2013) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"отмечено, чтомеждународные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").

Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР.

Согласно пункту «а» статьи 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

В Постановлении ПленумаВерховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 указано, что решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации.

Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации как государства - продолжателя Союза ССР, опубликованы в официальных изданиях Верховного Совета СССР, Совета Министров (Кабинета Министров) СССР.

Отказывая ФИО3 в выдаче сертификата, административный ответчик указал, что в соответствии со ст.ст.3,4,5 Конвенции от дд.мм.гггг., отменяющей требования о легализации официальных иностранных документов, на документе, подтверждающем факт рождения и регистрации ФИО должен быть проставлен апостиль.

Вместе с тем, судом установлено, что в соответствии со ст.3 "Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" (Заключена в ...дд.мм.гггг.) (вступила в силу для России дд.мм.гггг.) (вместе со "Статусом Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, дд.мм.гггг.)" единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В соответствии со ст.14 «Договора между СССР и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам» (подписан в г.Мадриде 26.10.1990г) документы, которые выданы или засвидетельствованы по установленной форме и скреплены официальной печатью компетентного государственного учреждения или должностного лица одной из Договаривающихся Сторон, не требуют на территории другой Договаривающейся Стороны какого-либо удостоверения. Это относится также к подписям на документах и подписям, засвидетельствованным по правилам одной из Договаривающихся Сторон. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются и на территории другой Договаривающейся Стороны доказательной силой официального документа.

При изложенных обстоятельствах свидетельство о рождении ФИО, выданное компетентными органами, уполномоченными на государственную регистрацию актов гражданского состояния г.Барселоны Испания, переведенное на русский присяжным переводчиком, заверенное в Генеральном консульстве России в г.Барселона, является действительным юридическим документом, подтверждающим факт регистрации рождения ребенка у ФИО3

Суд, полагает, что у административного ответчика отсутствовали основания, для отказа ФИО3 в выдаче сертификата на региональный семейный капитал.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 180, 293 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО3 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» о возложении обязанности по выдачи сертификата на региональный семейный капитал в соответствии с Законом Республики Коми «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми» от 29.04.2011 № 45-РЗ- удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» в выдаче сертификата на региональный семейный капитал в соответствии с Законом Республики Коми «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми» от 29.04.2011 № 45-РЗ.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» выдать ФИО3 сертификат на региональный семейный капитал в соответствии с Законом Республики Коми «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми» от 29.04.2011 № 45-РЗ

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2016 года

Председательствующий Т.М.Брагина