ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-848/2018 от 23.04.2018 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Мотивированное решение

составлено 23 апреля 2018г.

Дело № 2а-848/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Невинномысск 18 апреля 2018 г.

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Угроватой И.Н.

при секретаре Баландиной М.Ю.,

с участием административного истца Коробко В.Е.,

Представителя Газаевой Л.Н.,

представителя административного ответчика ОМВД России по г.Невинномысску Шевчук И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коробко В.Е. к ОМВД г.Невинномысска, заинтересованное лицо – Коробко В.В., о признании письма №12/572 от 13.03.2018 об отказе в получении государственной услуги по осуществлению регистрации по месту жительства заявителя незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Коробко В.Е. обратился с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого, уточнив свои требования в судебном заседании, указал, что 07.03.2018 посредством МКУ МФЦ он обратился в ОМВД г. Невинномысска по вопросам миграции для получения государственной услуги по осуществлению регистрации своего сына по его (административного истца) месту жительства.

Им были предоставлены все необходимые документы, в том числе заявление его сына В.В. Коробко о снятии с регистрации с прежнего места жительства и регистрации по его месту жительства, в котором его подпись была удостоверена нотариусом.

Предъявляемая им доверенность уполномочивала его также на подачу заявления по форме № 6. Письмом № 12/572 от 13.03.2018г. за подписью начальника отдела по вопросам миграции ему было отказано в получении государственной услуги по осуществлению регистрации своего сына по его месту жительства.

В основании доводов было указано, что оказание данной услуги производится лично, со ссылкой на п. 2 Административного регламента.

Указанный пункт не содержит императивных указаний на то, что подача заявления производится лично, что подтверждается так же возможностью подать указанные заявления почтовой связью либо электронно.

Согласно п. 33 Административного регламента, лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

П. 34 Административного регламента разъясняет, при каких обстоятельствах может быть ограничено право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Подача заявления посредством представителя не входит в перечень обстоятельств, позволяющих должностным лицам миграционного отдела ограничивать право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у должностных лиц отдела не было оснований отказывать ему в предоставлении государственной услуги.

В обоснование административный истец также сослался на нарушения конституционных прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а так же законные интересы, связанные с имуществом, а именно: жилым помещением, расположенным по адресу <адрес> которое необходимо срочно освободить по договору купли-продажи.

Уточнив свои требования, Коробко В.Е. и во исполнение определения Невинномысского суда от 20.03.2018 об оставлении административного искового заявления без движения, указал, что в силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц.

Указал, что ему как собственнику жилья гарантировано Конституцией РФ право, свободно распоряжаться своей собственностью, в том числе и зарегистрировать в своей квартире своего сына, либо иных лиц. Ему так же гарантировано право на обращение в суд в защиту прав других лиц, в том числе в защиту прав своего сына, конституционное право которого на выбор места жительства нарушено должностными лицами ОМВД г. Невинномысска. Квартира, из которой его сын с помощью административного истца пытался выписаться, им продана, следовательно, он должен в течение определенного времени сняться с регистрационного учета по месту жительства, и зарегистрироваться в ином месте, так как проживание на территории РФ без регистрации запрещена.

В связи с занятостью на работе, его сын не может сам лично получить указанные услуги, и он как его законный представитель просто обязан ему помочь, так как оригиналы всех необходимых ему документов находятся у него на руках.

Просил признать Письмо № 12/572 от 13.03.2018г. об отказе в получении государственной услуги по осуществлению регистрации по его месту жительства незаконным.

В судебном заседании административный истец Коробко В.Е. свои требования поддержал, просил удовлетворить административный иск. Считает, что при его обращении в МКУ «МФЦ» г.Невинномысска оказывалось две государственные услуги семье Коробко: ему как представителю, обратившемуся с соответствующим заявлением, и его сыну. Должна была оказываться «двойная» услуга: снять с регистрационного учета и поставить на регистрационный учет. Он как собственник жилого помещения давал согласие на регистрацию своего сына по месту жительства. Его сын проживает в г.Москве и не имеет возможности пойти в миграционные органы с целью снятия с регистрационного учета и постановки на регистрационный учет, кроме того, все оригиналы документов находятся в г.Невинномысске. Считает, что нарушено его право на то, чтобы его сын проживал у него и зарегистрировать его по месту его жительства в г.Невинномысске, созданы препятствия в реализации права на свободу передвижения и выбор места жительства незаконными действиями должностных лиц. Также считает, что нарушен закон о воинской службе, поскольку в определенный срок он должен обратиться в военный комиссариат и встать на учет по новому месту жительства. Он не отрицает, что приходил сам в интересах своего сына в МКУ «МФЦ» г.Невинномысска, подал документы, указанные в расписке о принятии, представил нотариально заверенное заявление от Коробко В.В., и имел нотариально удостоверенную доверенность на право представления данных документов, все адреса в доверенности указаны верно.

Представитель административного истца Газаева Л.Н., привлеченная на основании ст. 57 КАС РФ, исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что должностные лица, ссылаясь на Административный регламент, ввели в заблуждение заявителя (представителя) и его доверителя, что он должен лично получить данную услугу, хотя данное выражение «лично» в Административном регламенте не употребляется. Считает, что должностные лица нарушают закон, не давая «выписаться» и «перепрописаться» по другому месту жительства. Считает, что не имеется положений, которые бы запрещали, вопреки требованиям Конституции РФ, ГПК РФ, КАС РФ, иметь представителя, поскольку, по мнению представителя, гражданину разрешено всё, что не запрещено законом. Считает, что административный ответчик не доказал наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Считает, что Административный регламент, определяющий процедуру постановки на учет граждан и снятия их с регистрационного учета, противоречит двум федеральным законам и международным нормам, что должно служить дополнительным основанием для удовлетворения административного иска.

Представитель административного ответчика – ОМВД России по г.Невинномысску Шевчук И.В. просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В обоснование представила письменные возражения, которые огласила в судебном заседании. Считает, что гражданин, согласно процедуре, предусмотренной Административным регламентом, вправе обратиться за получением государственной услуги по регистрации по месту жительства лично либо через Единый портал государственных услуг. Коробко В.Е. не мог подавать документы на регистрацию своего сына, поскольку как законный представитель он вправе выступать в интересах своих детей только в случае, если дети не достигли 14 лет. В предоставлении услуги Коробко В.Е. отказано не было, поскольку услуга оказывается непосредственно гражданину РФ, который желает сняться с регистрационного учета либо зарегистрироваться по новому месту жительства (пребывания). Также дополнительно разъяснила, что гражданин РФ вправе получить данную услугу по любому месту пребывания на территории Российской Федерации, в том числе, в г.Москве.

Заинтересованное лицо – Коробко В.В. в судебное заседание не явился. Административный истец Коробко В.Е. пояснил, что Коробко В.В. знает о слушании дела, однако, не может принимать участие в судебном заседании ввиду занятости на работе и удаленности его места пребывания, он лично его известил; против рассмотрения дела в его отсутствие сам Коробко В.В. не возражал. Данное заявление занесено в протокол судебного заседания

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица, и приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Коробко В.Е. обратился через МКУ «МФЦ» в ОВМ ОМВД РФ по г.Невинномысску по вопросу регистрации по месту жительства по адресу Ставропольский край <адрес>

На его заявление начальником отдела по вопросам миграции отдела МВД России по г.Невинномысску 13.03.2018 №12/572 дан ответ, в котором разъяснено, что осуществить регистрацию гражданину Коробко В.В. не представляется возможным, так как в соответствии с п. 2 «Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» кругом заявителей могут быть граждане РФ лично подавшие заявление на регистрацию по месту жительства, месту пребывания. В соответствии с п. 26 Административного регламента для регистрации по месту жительства, снятии с регистрации по месту жительства по нотариальным доверенностям не осуществляется.

Подпись в заявлении по форме 6 является фиктивной, так как на момент оформления документов гражданин Коробко В.В. отсутствовал. Документы необходимо привести в соответствие. Дополнительно разъяснено, что для оказания государственной услуги, по регистрации по месту жительства ему необходимо повторно обратиться в МКУ «МФЦ» г. Невинномысска или в ОВМ ОМВД России по городу Невинномысску по адресу Ставропольский край г. Невинномысск ул. Первомайская д. 39.

Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который устанавливает порядок предоставления данной государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) территориальных органов ФМС России, а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 установлено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Пунктом 6 Правил установлено, что формы заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Федеральной миграционной службой.

В соответствии с п. 4 Правил граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать данные Правила. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.

В пункте 2 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, определен исчерпывающий круг заявителей - граждан Российской Федерации.

Пунктом 26 Административного регламента предусмотрено, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

документ, удостоверяющий личность;

заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту);

документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.

Заявление, а также иные документы, указанные в пункте 26.1 Регламента, могут быть представлены в орган регистрационного учета в форме электронных документов через Единый портал. ( п.26.2 Административного регламента).

Заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны). ( п. 27 Административного регламента).

Как следует из обжалуемого письма, отказ в предоставлении услуги был направлен не Коробко В.В., который реализовывал свое право на регистрацию, а его представителю Коробко В.Е., который, в силу вышеприведенных ном, не предоставил всех необходимых документов для регистрации гражданина. Кроме того, законом возложена обязанность именно на самого гражданина РФ зарегистрироваться по новому месту жительства, в связи с чем и оказывается государственная услуга по регистрации. На Коробко В.Е. обязанность по регистрации по месту жительства совершеннолетних членов семьи не возложена, в связи с чем государственная услуга по регистрации Коробко В.В. могла быть оказана исключительно самому Коробко В.В.

В соответствии с действующим Административным регламентом, именно гражданин, желающий сняться с регистрационного учета, либо зарегистрироваться по новому месту жительства, обязан обратиться с соответствующим заявлением лично по месту нахождения компетентного органа, либо в форме электронных документов через Единый портал.

Обращение за регистрацией гражданина его законных представителей, на что ссылается в своем иске Коробко В.Е., возможно лишь законным представителем в отношении ребенка, не достигшего 14 лет, однако, к данным правоотношениям указанная норма неприменима, Коробко В.В. на момент обращения достиг возраста 24 лет.

Коробко В.Е. фактически оспаривает положения действующего Административного регламента, при этом ссылается на права и свободы, которые предоставлены его сыну, заинтересованному лицу по настоящему делу. Права на свободу передвижении и выбор места жительства нарушены не были, поскольку регистрация по месту жительства связана лишь с фиксацией факта проживания (пребывания) гражданина в конкретном жилом помещении в целях, определенных законом.

Коробко В.Е. ссылается в своем иске также и на гарантированное право представлять интересы своего сына, однако, защищая интересы сына и его право быть зарегистрированным по месту жительства, фактически обратился с иском не в его интересах, а самостоятельно.

В соответствии с п. 32, 33 Административного регламента, запрещается требовать от заявителя:

представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги.

Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения. (Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1727-О). Межу тем, как следует из представленных материалов, заявления по установленной Административным регламентов форме Коробко В.В. ни лично, ни через Единый портал услуг не подавал, то есть надлежащим образом в органы регистрации за предоставлением вышеуказанной услуги не обращался, лично ему в предоставлении государственной услуги отказано не было.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административного иска Коробко В.Е. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований административного истца Коробко В.Е. к ОМВД г.Невинномысска о признании письма №12/572 от 13.03.2018 об отказе в получении государственной услуги по осуществлению регистрации по месту жительства заявителя незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.Н. Угроватая

Копия верна

Судья И.Н. Угроватая