ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-848/21390007-01-2021-001657-70 от 06.09.2021 Багратионовского районного суда (Калининградская область)

ло № 2а-848/21 39RS0007-01-2021-001657-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Багратионовск 6 сентября 2021 г.

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

судьи Степаненко О.М.,

при секретаре Пурвиетис Н.Я.,

с участием прокурора Лыновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Багратионовской территориальной избирательной комиссии и региональному отделению политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области об оспаривании решения об аннулировании регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 8 ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Багратионовской территориальной избирательной комиссии (далее - Избирательная комиссия) об оспаривании решения Избирательной комиссии № 26/210-5 от 24 августа 2021 г. об аннулировании регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 8 ФИО1

В обоснование исковых требований административный истец ФИО1 указал, что оспариваемое решение об аннулировании его регистрации в качестве кандидата в депутаты было принято Избирательной комиссией на основании поступившего 24 августа 2021 г. в Избирательную комиссию решения Правления регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области от 23 августа 2021 г. об отзыве ФИО1, выдвинутого указанным избирательным объединением, в котором в качестве оснований для отзыва указано на совершение ФИО1 действий, нарушающих Устав партии, дискредитирующих партию, наносящих материальный и политический вред партии.

При этом, указывает административный истец, указанное решение Правления регионального отделения партии не содержит сведений о конкретных вменяемых ему действиях, в связи с чем данное решение не может считаться мотивированным и обоснованным, что создает неопределенность причин его отзыва и, в свою очередь, свидетельствует о незаконности этого решения Правления.

А поскольку данное решение Правления, являющееся по мнению административного истца незаконным, послужило основанием для принятия Избирательной комиссией оспариваемого решения об аннулировании его регистрации в качестве кандидата в депутаты, то и данное решение Избирательной комиссии является незаконным.

В связи с изложенным ФИО1 обратился с настоящим административным иском в суд.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области, на незаконность решения Правления которого административный истец ссылается в обоснование исковых требований.

В ходе рассмотрения дела административный истец ФИО1 дополнил исковые требования требованием о признании незаконным решения Правления регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области от 23 августа 2021 г. об отзыве зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО1

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования поддержали и дали объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии ФИО3 исковые требования не признала, сославшись на вынесение оспариваемого решения в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

Представитель административного ответчика регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщал, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявлял.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» № 43 от 28 июня 2021 г., опубликованным 2 июля 2021 г., на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ».

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (пункт 1); соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункт 2).

Аналогичные положения предусмотрены также пунктами 1 и 2 статьи 24 закона Калининградской области от 18 марта 2008 г. № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» (далее – закон Калининградской области от 18 марта 2008 г. № 231).

Судом установлено, что 26 июля 2021 г. ФИО1 в порядке, предусмотренном статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и статьей 24 закона Калининградской области от 18 марта 2008 г. № 231, уведомил Избирательную комиссию о его выдвижении избирательным объединением - региональным отделением политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 8, представив в Избирательную комиссию свое заявление о согласии баллотироваться по указанному избирательному округу.

На основании решения Избирательной комиссии № 18/141-5 от 5 августа 2021 г. ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 8.

Согласно протоколу № 19 Правления регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области от 23 августа 2021 г., Правлением было принято решение об отзыве зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО1, выдвинутого указанным избирательным объединением, со ссылкой на положения пункта 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, пункта 3 статьи 80 закона Калининградской области от 18 марта 2008 г. № 231, пункта 7 части 2 статьи 34 и подпункта «ж» пункта 2 части 3 статьи 23 Устава партии, согласно которому в случае совершения кандидатом действий (бездействия), нарушающих Устав партии, и (или) дискредитирующих партию, и (или) наносящих материальный ущерб и (или) вред политическим интересам партии, избирательное объединение вправе отозвать зарегистрированного кандидата в депутаты.

На основании данного решения Правления регионального отделения партии Избирательной комиссией было принято оспариваемое решение № 26/210-5 от 24 августа 2021 г. об аннулировании регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 8 ФИО1

Оценивая доводы, приведенные административным истцом ФИО1 в обоснование исковых требований, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов. Кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня (первого дня) голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании, в частности решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 30, 31 или 32 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения предусмотрены также пунктом 2 статьи 70 и пунктом 3 статьи 80 закона Калининградской области от 18 марта 2008 г. № 231.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. № 16-П положения пункта 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ в той части, в какой на их основании избирательное объединение (политическая партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение, имеющие право участвовать в выборах) в порядке, предусмотренном его уставом, вправе исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку данные положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что исключение политической партией конкретного лица из списка кандидатов в депутаты обусловлено действиями (бездействием) этого лица, несовместимыми с законными интересами выдвинувшей его политической партии, осуществляется на основе мотивированного решения и не носит дискриминационный и произвольный характер.

Данное постановление Конституционного Суда РФ содержит следующее обоснование принятого им решения.

Приобретение гражданином официального статуса кандидата в депутаты, выдвинутого политической партией как избирательным объединением, означает публично-правовое признание того факта, что процесс реализации пассивного избирательного права вступил в стадию, когда партия уже не вправе на основе самоуправления свободно формировать списки своих потенциальных представителей в органах государственной власти. С этого момента у кандидата, помимо прав и обязанностей в его отношениях с политической партией, возникают юридически значимые связи с избирателями, избирательными комиссиями, доверенными лицами, средствами массовой информации и иными участниками избирательного процесса, а политическая партия утрачивает возможность по своему усмотрению, на основе одной лишь целесообразности решать вопрос о дальнейшем пребывании того или иного гражданина в выдвинутом ею списке кандидатов.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет исчерпывающий перечень оснований, по которым возможны исключение кандидата из заверенного списка кандидатов избирательной комиссией при принятии ею решения о регистрации списка кандидатов (пункт 26 статьи 38), аннулирование избирательной комиссией (пункты 1, 2 и 3 статьи 76) и отмена судом (пункт 9 статьи 76) регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов. К числу таких оснований относятся обстоятельства, исключающие возможность участия гражданина в выборах в качестве кандидата (отсутствие или утрата пассивного избирательного права, сокрытие сведений о неснятой и непогашенной судимости, смерть гражданина и др.) либо связанные с нарушением им требований избирательного законодательства (неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения, несоблюдение кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных федеральным законом, и др.).

Теми же основаниями - по смыслу названного Федерального закона, направленного в том числе на недопущение произвольного ограничения пассивного избирательного права граждан, - могут быть мотивированы как отзыв кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, так и исключение кандидатов, включенных избирательным объединением в список кандидатов и зарегистрированных избирательной комиссией, из этого списка.

При этом в отношении кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатному (многомандатному) избирательному кругу, подпунктом «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» и пунктом 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» политической партии предоставлено право отозвать своих кандидатов не только по основаниям, предусмотренным федеральным законом, но и по основаниям, предусмотренным уставом политической партии (пункт 4.1).

Принимая решение о выдвижении конкретного лица в качестве кандидата в депутаты в составе списка кандидатов, политическая партия как субъект права, являющийся коллективным участником избирательного процесса, должна действовать ответственно и, формируя этот список, учитывать, что ее решение будет основанием для возникновения соответствующих правоотношений между включенными в список гражданами и самой партией. Исходя из того, что граждане являются единственными конституционно признанными обладателями пассивного избирательного права, и принимая во внимание публично-правовой статус кандидатов в депутаты, подтверждающий, что процесс реализации ими своего пассивного избирательного права перестал быть предметом свободного усмотрения выдвинувшей их политической партии (ее регионального отделения), политическая партия не вправе после представления списка кандидатов в избирательную комиссию исключать из него кого-либо из кандидатов, руководствуясь одной лишь политической целесообразностью.

Положения пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», по своему буквальному смыслу, предоставляя политической партии как избирательному объединению право исключать отдельных кандидатов из выдвинутого ею списка кандидатов в депутаты, непосредственно не обусловливают принятие такого решения наличием оснований, указанных в федеральном законе и уставе данной политической партии.

Вместе с тем эти положения - по их смыслу в системе норм избирательного законодательства, связывающего возможность исключения кандидата из выдвинутого политической партией списка кандидатов с вынуждающими обстоятельствами объективного характера, а также с совершением им либо противоправных действий (бездействия), либо действий (бездействия), несовместимых с законными интересами данной политической партии, - не могут рассматриваться как допускающие возможность лишения гражданина статуса кандидата в депутаты на основании немотивированного решения выдвинувшей его в составе списка кандидатов политической партии.

В силу конституционного принципа юридического равенства (равенство всех перед законом и судом и равноправие) ни в федеральном законе, ни в уставе политической партии основания исключения гражданина из выдвинутого ею списка кандидатов в депутаты не должны формулироваться таким образом, чтобы оставлять гражданина в неведении относительно того, за какие деяния он лишается уже приобретенного статуса кандидата в депутаты. Иное нарушало бы формально-юридическую определенность правоотношений, в которых находятся зарегистрированные кандидаты и выдвинувшая их в составе списка кандидатов политическая партия, и тем самым - в нарушение статей 19 (части 1 и 2), 30, 32 (части 1 и 2), 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - приводило бы к несоразмерному ограничению избирательных прав (пункт 4.2).

Таким образом, положения пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, направленного на поддержание баланса таких конституционно значимых ценностей, как избирательные права, с одной стороны, и право на свободу объединения, с другой стороны, предполагают, что решение политической партии об исключении гражданина из выдвинутого ею и зарегистрированного избирательной комиссией списка кандидатов в депутаты не может носить дискриминационный и произвольный характер и ставить этого гражданина в ситуацию правовой и фактической неопределенности; такое решение должно обусловливаться конкретными действиями (бездействием) данного лица, которые несовместимы с законными интересами политической партии (пункт 4.3).

Решение Правления регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области, содержащееся в протоколе № 19 от 23 августа 2021 г., об отзыве зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО1, выдвинутого указанным избирательным объединением, не содержит сведений о конкретных его действиях (бездействии), которые являются несовместимыми с законными интересами политической партии.

В этой связи ФИО1 остался в неведении относительно того, за какие деяния он лишается уже приобретенного статуса кандидата в депутаты, что создало для него ситуацию правовой и фактической неопределенности.

Представитель регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области в судебное заседание по настоящему делу не явился, возражения на административный иск и доказательства, опровергающие доводы административного истца, не представил.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании пояснил о том, что ему до настоящего времени неизвестно, какие конкретно действия (бездействие) могли явиться основанием для принятия Правлением регионального отделения партии решения о его отзыве. Его письменное заявление с просьбой сообщить причины, по которым было принято это решение, осталось без ответа.

Изложенное свидетельствует о том, что отзыв зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО1 был произведен на основании немотивированного решения Правления регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», носящего произвольный характер, что противоречит выявленному в вышеуказанном постановлении Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. № 16-П конституционно-правовому смыслу положений пункта 32 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Таким образом, решение Правления регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области, содержащееся в протоколе № 19 от 23 августа 2021 г., об отзыве зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО1, как не соответствующее требованиям закона и нарушающее пассивное избирательное право ФИО1, является незаконным.

Суд полагает, что самостоятельного принятия решения по данному требованию оснований не имеется, поскольку само по себе признание незаконным решения избирательного объединения об отзыве зарегистрированного кандидата в депутаты правового значения не имеет, данное решение избирательного объединения является лишь основанием для принятия избирательной комиссией решения об аннулировании регистрации кандидата в депутаты. Из этого следует, что проверка законности и обоснованности решения избирательного объединения об отзыве зарегистрированного кандидата в депутаты осуществляется в целях установления законности решения избирательной комиссии об аннулировании регистрации кандидата в депутаты, вывод суда по вопросу законности которого будет иметь правовое значение для административного истца. Таким образом, доводы административного истца о незаконности решения избирательного объединения об отзыве зарегистрированного кандидата в депутаты являются основанием административного иска об оспаривании решения избирательной комиссии об аннулировании регистрации кандидата в депутаты.

Поскольку указанное решение Правления регионального отделения партии об отзыве зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО1, признанное настоящим решением суда незаконным, послужило основанием для принятия Избирательной комиссией оспариваемого решения № 26/210-5 от 24 августа 2021 г. об аннулировании регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 8 ФИО1, то суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным и данного решения Избирательной комиссии об аннулировании регистрации кандидата в депутаты ФИО1

Таким образом, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

Кроме того, административный истец ФИО1 заявил об обращении настоящего решения суда к немедленному исполнению.

В соответствии с частью 1 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

Согласно части 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Частью 6 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующей вопрос обращения к немедленному исполнению решений по административным делам о защите избирательных прав, не установлен запрет на обращение к немедленному исполнению решения суда о признании незаконным решения избирательной комиссии об аннулировании регистрации кандидата в депутаты.

Суд принимает во внимание незначительный период времени, оставшийся до дня голосования на выборах депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ», в связи с чем замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб интересам ФИО1 относительно реализации им пассивного избирательного права на данных выборах.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для обращения настоящего решения суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175 – 180 и 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Багратионовской территориальной избирательной комиссии и региональному отделению политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области об оспаривании решения об аннулировании регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 8 ФИО1, удовлетворить.

Признать незаконным решение Багратионовской территориальной избирательной комиссии № 26/210-5 от 24 августа 2021 г. об аннулировании регистрации кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 8 ФИО1.

Возложить на Багратионовскую территориальную избирательную комиссию обязанность восстановить регистрацию кандидата в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 8 ФИО1.

Обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение пяти дней со дня его принятия.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 6 сентября 2021 г.

Судья (подпись) О.М.Степаненко