Дело № 2а–84/2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Косиха 21 марта 2019 года
Косихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Максачук А.И., при секретаре Зайцевой О.Н.,
с участием представителя административного истца – адвоката Климовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску главы Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края к Баюновскому сельскому Совету депутатов Косихинского района Алтайского края о признании решений незаконными (2а-84/2019) и по административному иску администрации Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края к Баюновскому сельскому Совету депутатов Косихинского района Алтайского края о признании решений незаконными (2а-85/2019),
У С Т А Н О В И Л:
Глава Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений Баюновского сельского Совета депутатов Косихинского района от 27 декабря 2018 года: №53 «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Косихинского района и Администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края», №54 «О передаче осуществления части полномочий администрации Баюновского сельсовета Косихинского района по решению вопросов местного значения в области культуры администрации Косихинского района Алтайского края», №55 «О передаче администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района администрации Косихинского района Алтайского края части полномочий органов местного самоуправления в области бюджетных отношений на 2019 год».
В обоснование требований заявлено о нарушении процедуры, порядка созыва и проведения внеочередной сессии сельского совета депутатов, на которой приняты оспариваемые решения. Считает, что право созвать внеочередную сессию относится к полномочиям главы сельсовета, сессия проведена заместителем председателя Совета депутатов, а не главой сельсовета и не заместителем по поручению главы сельсовета, не соблюдены положения статьи 17 регламента Баюновского сельского совета депутатов относительно созыва сессии и формирования повестки сессии. Данные нарушения свидетельствуют о незаконности решений, принятых на сессии.
Кроме того, администрация Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений Баюновского сельского совета депутатов Косихинского района от 27 декабря 2018 года «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Косихинского района и Администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края», «О передаче осуществления части полномочий администрации Баюновского сельсовета Косихинского района по решению вопросов местного значения в области культуры администрации Косихинского района Алтайского края», «О передаче администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района администрации Косихинского района Алтайского края части полномочий органов местного самоуправления в области бюджетных отношений на 2019 год».
В обоснование заявленных требований указали, что данные решения приняты на внеочередной сессии Баюновского сельского совета депутатов Косихинского района Алтайского края с нарушением действующего законодательства, с нарушением Устава МО Баюновский сельский совет, регламента сельского Совета депутатов. Нарушены процедура, порядок созыва и проведения внеочередной сессии сельского совета депутатов, на которой приняты оспариваемые решения, поскольку право созвать такую сессию относится к полномочиям главы сельсовета, сессия проведена заместителем председателя Совета депутатов, а не главой сельсовета и не заместителем по поручению главы сельсовета, не соблюдены положения статьи 17 регламента Баюновского сельского совета депутатов относительно созыва сессии и формирования повестки сессии. Данные нарушения свидетельствуют о незаконности решений, принятых на сессии.
Определением Косихинского районного суда от 01 марта 2019 года данные однородные административные дела (2а-84/2019, 2а-85/2019) в соответствии с ч. 1 ст. 136 КАС РФ соединены в одно производство. Соединенным административным делам присвоен № 2а-84/2019.
Представитель административного истца – глава Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края Шаньшуров М.Л. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца - адвокат Климова И.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях, и просила их удовлетворить и признать незаконными со дня принятия решения: №№ 53, 54 и 55 Баюновского сельского совета депутатов Косихинского района принятые на внеочередной сессии Совета депутатов 27.12.2018 года о принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Косихинского района и администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района, касающиеся дорожной деятельности, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, в области культуры и в области бюджетных отношений на 2019 год.
Суду пояснила, что решения Баюновского сельского Совета депутатов №№ 53, 54 и 55 от 27.12.2018 года не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права и законные интересы административного истца. В соответствии со ст. 21 Устава муниципального образования Баюновский сельсовет Косихинского района основной формой деятельности Совета депутатов является сессия, порядок созыва и проведения которой устанавливается Регламентов Совета депутатов, утвержденным решением Совета депутатов. Согласно ст. 24 Устава в структуру Совета депутатов входит глава сельсовета, исполняющий полномочия председателя Совета депутатов. В силу ст. 17 Регламента Баюновского сельского Совета депутатов Косихинского района Алтайского края внеочередная сессия созывается по предложению одной трети от установленной численности депутатов, либо по предложению председателя Совета депутатов, либо по предложению главы сельсовета. Предложение о созыве внеочередной сессии в письменном виде представляется председателю Совета депутатов. В предложении указываются вопросы, предлагаемые к включению в повестку дня внеочередной сессии, излагается обоснование необходимости проведения внеочередной сессии. После рассмотрения материалов, представленных инициаторами созыва внеочередной сессии, глава сельсовета назначает время и место проведения внеочередной сессии, утверждает проект повестки дня и направляет его депутатам. Внеочередная сессия созывается не позднее, чем на седьмой день со дня поступления на имя председателя Совета депутатов соответствующего предложения.
Председатель Баюновского сельского Совета депутатов внеочередную сессию не созывал, предложений о созыве сессии от депутатов в его адрес в письменном виде не поступало. Кроме того, в силу ст. 22 названного Регламента сессию Совета депутатов ведёт глава сельсовета либо по его поручению заместитель председателя Совета депутатов.
Внеочередная сессия депутатов Баюновского сельского Совета депутатов 27 декабря 2018 года, на которой приняты оспариваемые решения, состоялась в отсутствие Председателя Баюновского сельского Совета депутатов. Согласно протоколу сессии председательствующим на ней был заместитель председателя Баюновского сельского Совета депутатов Шелестов А.П. Свои полномочия Председатель сельского Совета депутатов своему заместителю не передавал.
Кроме того, указала, что протокол заседания тринадцатой сессии седьмого созыва депутатов не соответствует предъявляемым к нему установленным ст. 26 Регламента требованиям, поскольку не указана численность депутатов, установленная Уставом муниципального образования Баюновский сельсовет Косихинского района, число депутатов, избранных в Совет, число присутствующих и отсутствующих депутатов, список отсутствующих депутатов с указанием причин отсутствия, сведения о приглашённых лицах.
Представитель административного ответчика Баюновского сельского Совета депутатов Косихинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений против административного иска не представил.
На основании ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующему выводу.
В соответствии с ч.1,ч.3 ст.1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Положениями части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения сельского поселения.
Абзацами первым, третьим и четвертым части 4 статьи 15 данного федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в части 4 статьи 15 названного федерального закона межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Из материалов по делу усматривается, что 27 декабря 2018 года состоялась внеочередная сессия Баюновского сельского Совета депутатов на повестке которой решался вопрос о принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Косихинского района и администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района.
По результатам рассмотрения на сессии 27 декабря 2018 года вопросов о принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Баюновский сельский Совет депутатов принял следующие решения:
- Решение № 53 от 27 декабря 2019 года «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Косихинского района и Администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края»;
- Решение № 54 от 27 декабря 2019 года «О передаче осуществления части полномочий администрации Баюновского сельсовета Косихинского района по решению вопросов местного значения в области культуры администрации Косихинского района Алтайского края»;
- Решение № 55 от 27 декабря 2019 года «О передаче администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района администрации Косихинского района Алтайского края части полномочий органов местного самоуправления в области бюджетных отношений на 2019 год».
Указанные решения подписаны заместителем председателя Баюновского сельского Совета депутатов Шелестовым А.П.
Согласно протокола №13 сессии Баюновского сельского Совета депутатов от 27 декабря 2018 года председательствующим на сессии являлся заместитель председателя Баюновского сельского Совета депутатов Шелестов А.П. На сессии присутствовали 7 депутатов, а также глава администрации Косихинского района Татарников К.А., председатель КРСНД Иванов А.Н., председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Косихинского района Ткачева В.И. и начальник отдела организационного обеспечения администрации Косихинского района Вахмистрова Ю.Л.
Статьей 17 Регламента Баюновского сельского совета депутатов Косихинского района Алтайского края (утвержденного решением Баюновского сельского совета депутатов № 39 от 16.06.2015 года) определен порядок созыва и проведения внеочередной сессии сельского совета. Внеочередная сессия созывается по предложению одной трети от установленной численности депутатов, либо по предложению председателя Совета депутатов, либо предложению главы сельсовета (п. 1, ст. 17 Регламента).
Аналогичные предписания содержатся в пункте 4 статьи 32 Устава МО Баюновский сельский совет, определено, что к полномочиям главы сельсовета относиться созыв внеочередной сессии.
Согласно ст. 17 Регламента Баюновского сельского совета депутатов предложение о созыве внеочередной сессии в письменном виде представляется председателю Совета депутатов. В предложении указывается вопросы, предлагаемые к включению в повестку дня внеочередной сессии, излагаются обоснование необходимости проведения внеочередной сессии. После рассмотрения материалов, глава сельсовета назначает время и место проведения внеочередной сессии, утверждает проект повестки дня и направляет его депутатам. Внеочередная сессия созывается не позднее, чем на седьмой день со дня поступления на имя председателя Совета депутатов соответствующего предложения. Инициаторы проведения внеочередной сессии не позднее, чем за 4 дня до дня проведения сессии должны представить главе сельсовета проекты решений Совета депутатов по вопросам повестки дня с иными документами, предусмотренными порядком внесения в Совет проектов муниципальных правовых актов (п. п. 2, 3, 4, 5 ст. 17 Регламента).
Согласно ст. 32 Устава МО Баюновский сельский совет к полномочиям главы сельсовета в Совете депутатов относится: организация деятельности Совета депутатов; созыв сессий, доведение до сведения депутатов и населения времени и места их проведения, а также проекта повестки дня; руководство подготовкой сессий; ведение сессий, обеспечение при этом соблюдения Регламента, повестки дня и порядка проведения сессий; подписание решений, принятых Советом депутатов, протоколов сессий и других документов с указанием должности «глава сельсовета».
Проверяя доводы административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемых решений принятых на внеочередной сессии Баюновского сельского совета 27 декабря 2018 года, суд приходит к выводу, что приведенные выше положения Регламента административным ответчиком при принятии решений №53, №54, №55 от 27 декабря 2018 года соблюдены не были. Надлежащих и допустимых доказательств, свидетельствующих о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемых решений, административным ответчиком суду не представлено.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.
С учетом принципа состязательности сторон и предусмотренной частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемые решения по доказыванию правомерности оспариваемого решения, суд должен основывать свое решение на анализе доказательств, представленных как административным истцом, так и административным ответчиком.
Как установлено судом и следует из представленных материалов дела, внеочередная сессия 27 декабря 2018 года проведена заместителем председателя Совета депутатов Шелестовым А.П., в отсутствие председателя Баюновского сельского Совета депутатов в нарушение положений п.1 ст.22 Регламента, согласно которых сессию ведет глава сельсовета либо по его поручению заместитель главы сельсовета. Председатель Баюновского сельского Совета депутатов внеочередную сессию не созывал, предложений о созыве сессии от депутатов в его адрес в письменном виде не поступало. Свои полномочия главы сельсовета - председатель Баюновского сельского Совета депутатов, заместителю не передавал.
Доказательств свидетельствующих о наличии такого поручения от главы сельсовета Шаньшурова М.Л. заместителю председателя совета депутатов Шелестову А.П., судом не установлено и административным ответчиком не представлено.
Также не представлено объективных данных свидетельствующих о том, что решение о созыве внеочередной сессии 27 декабря 2018 года было принято главой сельского совета Шаньшуровым М.Л., сведений об уведомлении главы Баюновского сельсовета о проведении внеочередной сессии.
Указанными действиями и оспариваемыми решениями нарушены права, свободы и законные интересы главы Баюновского сельсовета Косихинского района, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
При проведении 27 декабря 2018 года внеочередной 13-й сессии 7 созыва Баюновского сельского Совета депутатов были допущены нарушения Регламента Баюновского сельского совета депутатов, допущенные нарушения являются самостоятельным основанием для отмены решений: № 53 от 27 декабря 2019 года «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Косихинского района и Администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края»; № 54 от 27 декабря 2019 года «О передаче осуществления части полномочий администрации Баюновского сельсовета Косихинского района по решению вопросов местного значения в области культуры администрации Косихинского района Алтайского края»; № 55 от 27 декабря 2019 года «О передаче администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района администрации Косихинского района Алтайского края части полномочий органов местного самоуправления в области бюджетных отношений на 2019 год», как принятых с нарушением установленной процедуры. Административным ответчиком, в нарушение положений части 11 статьи 226 КАС РФ, не представлено суду доказательств соблюдения требований Регламента сельского совета при принятии оспариваемых решений.
Учитывая установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в связи с нарушением процедуры и порядка созыва и проведения внеочередной сессии Баюновского сельского Совета депутатов от 27 декабря 2018 года, решения принятые на указанной сессии являются незаконными и подлежат отмене.
С учетом указанных выше обстоятельств, административные исковые заявления подлежат удовлетворению. При этом в качестве способа восстановления нарушенного права (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым признать указанные решения, №№ 53, 54 и 55, принятые на внеочередной сессии Баюновского сельского совета депутатов 27 декабря 2018 года, незаконными со дня принятия.
Исходя из системного анализа норм ч.13 ст.226 КАС РФ и п.4 ч.3, ч.10 ст.227 КАС РФ, публикация решения суда по каждому административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не является обязательной.
Принимая во внимание, характер спора связанного с нарушением установленной процедуры проведения внеочередной сессии Баюновского сельского Совета депутатов, то обстоятельство, что принятые на сессии решения не публиковались, суд не усматривает необходимости в опубликовании решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые заявления главы Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края, администрации Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края к Баюновскому сельскому Совету депутатов Косихинского района Алтайского края о признании решений незаконными, удовлетворить.
Признать незаконными со дня принятия решения Баюновского сельского совета депутатов Косихинского района от 27 декабря 2018 года: №53 «О принятии осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией Косихинского района и Администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района Алтайского края», №54 «О передаче осуществления части полномочий администрации Баюновского сельсовета Косихинского района по решению вопросов местного значения в области культуры администрации Косихинского района Алтайского края», №55 «О передаче администрацией Баюновского сельсовета Косихинского района администрации Косихинского района Алтайского края части полномочий органов местного самоуправления в области бюджетных отношений на 2019 год».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Косихинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Максачук А.И.