Дело № 2а-84/2020
Решение
Именем Российской Федерации
25 июня 2020 года город Северодвинск
Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Максименко П.В., при секретаре судебного заседания Винтер Е.В., с участием представителя административного истца – ФИО4, административного ответчика – командира войсковой части №<данные изъяты> ФИО5, представителя административного ответчика командира войсковой части № - ФИО6, представителя административного ответчика командира войсковой части № – ФИО7, помощника военного прокурора Северодвинского гарнизона старшего лейтенанта юстиции ФИО8, в открытом судебном заседании в помещении суда рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО9 об оспаривании действий командиров войсковых частей №, №, № и Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Минобороны РФ» (далее – ЕРЦ), связанных с исключением из списков личного состава воинской части (далее – исключение из списков) без обеспечения положенными видами довольствия,
установил:
ФИО9 в своём административном исковом заявлении с учётом уточнённых его представителем ФИО4 требований от 27.05.2020, 03.06.2020, 10.06.2020 просил:
признать незаконными действия ЕРЦ, связанные с неполной выплатой денежного довольствия за период с 02.08.2019 по 27.02.2020 и невыплатой материальной помощи за 2020 год;
признать незаконными действия командиров войсковых частей № и №, связанные с выплатой ФИО9 денежного довольствия за период с 02.08.2019 по 27.02.2020 без учёта ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (далее – надбавка за ГТ), ежемесячной надбавки за особые условия службы (далее – надбавка за ОУС), ежемесячной надбавки за классную квалификацию (далее – надбавка за КК), ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей военной службы (далее - премия) и невыплатой материальной помощи за 2020 год;
признать незаконными действия командира войсковой части №, связанные с предоставлением ФИО9 отпуска перед увольнением с военной службы за 2020 год без учёта его увеличения на время следования к месту проведения отпуска и обратно;
признать незаконным приказ командира войсковой части № № 43-ДД от 18.02.2020 в части исключения ФИО9 из списков личного состава воинской части с 27.02.2020 без обеспечения его положенными видами довольствия;
обязать командира войсковой части № отменить свой приказ № 43-ДД от 18.02.2020 в отношении ФИО9;
обязать командира войсковой части № издать приказ о выплате ФИО9 с 02.08.2019 надбавки за ГТ, надбавки за ОУС, надбавки за КК, премии и материальной помощи за 2020 год, и внести сведения в СПО «Алушта»;
обязать командира войсковой части № предоставить ФИО9 часть основного отпуска перед увольнением с военной службы за 2020 год с учётом его увеличения на необходимое время следования к месту проведения отпуска и обратно, но не менее одних суток в один конец;
обязать командира войсковой части № исключить ФИО9 из списков личного состава войсковой части № и полагать сдавшим дела и должность <данные изъяты> и предоставления отпуска с 31.05.2020;
обязать командира войсковой части № издать приказ о выдаче ФИО9 вещевого и продовольственного обеспечения до 31.05.2020;
обязать командира войсковой части № обеспечить ФИО9 вещевым и продовольственным обеспечением;
обязать командира войсковой части № организовать обеспечение ФИО9 вещевым и продовольственным обеспечением.
Определением судьи от 03.06.2020 к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков – командир и войсковая часть №, а в качестве заинтересованного лица – филиал Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» (далее – ФЭС).
В обоснование заявленных требований административный истец, ссылаясь на отдельные положения законодательства, регулирующие порядок прохождения военной службы, указал, что приказом командующего Северным флотом (далее - СФ) № 117 от 31.07.2019 он досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ). В распоряжение командования он приказом соответствующего воинского должностного лица не выводился, в связи с чем считался проходящим военную службу на должности. Перед исключением из списков ему были предоставлены дополнительные сутки отдыха (далее - ДСО) и основные отпуска до 26.02.2020 включительно с местом проведения г. Архангельск. Приказом командующего СФ № 43-ДД от 18.02.2020 он с 27.02.2020 был исключён из списков. Поскольку с 02.08.2019 денежное довольствие ему выплачивалось без учёта надбавок за ГТ, ОУС, КК и премии, а также ему не выплачена материальная помощь за 2020 год и основной отпуск за 2020 год предоставлен без учёта его увеличения на время следования к месту проведения отпуска и обратно, ФИО9 полагал, что на дату исключения его из списков он полностью не обеспечен положенными видами довольствия и не предоставлены дни для следования в отпуск и обратно.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании поддержала исковые требования, на их удовлетворении настаивала, повторила изложенные в административном иске доводы и пояснила, что ФИО9 в распоряжение командования не выводился, а поскольку он сдал дела и должность и ему с 02.08.2019 прекращена выплата указанных надбавок и премии, которые до настоящего времени не выплачены, то данное нарушение является длящимся и срок, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, не применяется. ФИО9 с 02.08.2019 обеспечивался продовольственным обеспечением по норме № 1, а поскольку он считался проходящим военную службу на должности, то ему было положено продовольственное обеспечение по норме № 3. Кроме того, административный истец не обеспечен вещевым довольствием.
Административный ответчик – командир войсковой части № ФИО5 административное исковое заявление ФИО9 не признал. В своих возражениях указал и в судебном заседании пояснил, что ФИО9 на основании приказа командующего СФ № 117 от 31.07.2019 ФИО9 был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с ОШМ. ФИО9 сдал дела и должность добровольно 31.07.2019 и был об этом осведомлён. В отношении него был составлен план увольнения с учётом предоставления ему ДСО и основных отпусков за 2019 и 2020 годы. После предоставления отпусков ФИО9 в воинскую часть не прибывал, отпускной билет не получал, с просьбами о предоставлении основного отпуска за 2020 год с указанием места его проведения не обращался. С выслугой лет ФИО9 был согласен, рапорт о её пересмотре не подавал, жильём обеспечен – участник накопительно-ипотечной системы (далее - НИС). Командиром войсковой части № изданы соответствующие приказы для обеспечения ФИО9 продовольственным пайком по норме № 1, как не находящемуся на должности. Вещевым обеспечением административный истец в настоящее время не обеспечен по своей личной недисциплинированности, так как все необходимые документы перед исключением его из списков были заблаговременно подготовлены и направлены в войсковую часть №, о чём ФИО9 был осведомлён, так как перед исключением он проводил расчёт со службами. При этом в настоящее время препятствий для получения ФИО9 соответствующего вещевого имущества не имеется.
Представитель административного ответчика командира войсковой части № - ФИО6, в возражениях и в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась и пояснила, что оснований для выплаты ФИО9 надбавок, премии и предоставлении дней для следования к основному отпуску за 2020 год не имеется, поскольку приказом командира войсковой части № № 249-ДД от 08.08.2019 ФИО9, ознакомленный с ним 09.09.2019, по акту приёма-передачи от 01.08.2019 сдал дела и должность 31.07.2019. Приказы о выплате ежемесячной надбавки за ГТ, издавались на календарный год, в 2019 году выплата надбавки прекращена в связи со сдачей дел и должности, в 2020 году приказ о выплате не издавался, при этом допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, прекращён с 28.02.2020. Выплата ФИО9 надбавки за КК не положена, поскольку она была установлена ему с 01.06.2014 по 31.05.2017 и более испытаний на присвоение (подтверждение) классной квалификации административный истец не проходил. Выплаты названных выше надбавок и премии административному истцу в период с 01.08.2019 по 27.02.2020 не возобновлялись, приказы не издавались, основания для изменения размеров выплаты не менялись. ДСО и отпуска за 2019 - 2020 годы ему были предоставлены последовательно с 24.07.2019 до дня исключения из списков, при этом рапорта ФИО9 о предоставлении ему дней для следования к месту проведения отпуска и обратно не подавал. В распоряжение командования административный истец не выводился. Материальная помощь за 2020 год административному истцу не положена, так как рапорта не подавал и отпуск за 2019 год и ДСО окончились в 2020 году, а материальная помощь за 2019 год ему оказана. Продовольственным обеспечением по норме № 1 административный истец на дату исключения обеспечен в полном объёме и претензий не имел. Продовольствием ФИО9 обеспечивался по норме № 1, так как он сдал дела и должность. Для обеспечения ФИО9 вещевым довольствием, ему необходимо было явиться на склад войсковой части №, в том числе для примерки вещевого имущества, а заявление требований об обеспечении его вещевым имуществом до 31.05.2020 свидетельствует о злоупотреблении им правом. Ссылаясь на ч. 1 ст. 219 КАС РФ, ФИО6 обратила внимание на пропуск ФИО9 срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, поскольку последний, зная о получении денежного довольствия в меньшем размере и получении продовольственного пайка с 01.08.2019, приказ о сдаче дел и должности не обжаловал. Поскольку войсковые части № и № подчиняются войсковой части №, в которой установлено СПО «Алушта», то приказ командира войсковой части № № 43-ДД от 18.02.2020 в части исключения административного истца из списков является законным и изданным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий.
Представитель административного ответчика командира войсковой части № - ФИО7 требования административного истца не признала и пояснила, что военнослужащие войсковой части № состоят на продовольственном и вещевом обеспечении в войсковой части №. ФИО9 был обеспечен продовольственным пайком по норме № 1 на основании соответствующего приказа командира войсковой части №. Претензий по обеспечению по данной норме не предъявлял. Требования-накладная по выдаче вещевого имущества ФИО9 до настоящего времени не реализована, при этом продовольствие ФИО9 на складе получал своевременно, что свидетельствует о злоупотреблении правом.
Представитель ЕРЦ, надлежаще извещённая о времени и месте проведения судебного заседания, в него не прибыла, при этом направила в суд возражения, в которых просила провести судебное разбирательство без её участия и указала, что ЕРЦ является пользователем имеющихся в базе данных сведений для расчёта денежного довольствия военнослужащих и самостоятельного права на внесение изменений в базу данных не имеет, в связи с чем действиями ЕРЦ законные права и интересы административного истца не нарушены.
Извещённый надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства ФЭС, в котором административные ответчики состоят на финансовом обеспечении в соответствии приказом командующего СФ № 3319 от 26.12.2019, своего представителя в суд не направил, при этом начальник ФЭС представил в суд заявление, в котором просил провести судебное заседание без участия представителя учреждения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле материалы и заслушав заключение помощника военного прокурора Северодвинского гарнизона, полагавшего необходимым административное исковое заявление удовлетворить частично, а именно в части выплаты административному истцу материальной помощи за 2020 год, суд приходит к следующим выводам.
Согласно копии контракта о прохождении военной службы, выписки из приказа министра обороны РФ № 335 от 08.06.2017 ФИО9 проходил военную службу по контракту в войсковой части № в должности <данные изъяты> малого противолодочного корабля «Онега». Дела и должность принял с 01.07.2017 и вступил в исполнение служебных обязанностей.
Выписками из приказов командира войсковой части № № 243-ДД от 07.07.2017, № 6-ДД от 16.01.2018, № 249-ДД от 08.08.2019 административному истцу, помимо прочих выплат, установлены: надбавка за ГТ – в размере 20 % за периоды с 01.07.2017 по 31.07.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018 и с 01.01.2019 по 01.08.2019; надбавка за ОУС – в размере 70 %; премия в полном объёме.
Выплата надбавок в указанных размерах подтверждается расчётными листками ФИО9 за период с июня по август 2019 года.
Из справки войсковой части № № 32 от 11.06.2020 и выписки из приказа командира войсковой части № № 116 от 05.04.2019 ФИО9 допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, по второй форме (совершенно секретно).
Как усматривается из выписки из приказа командующего СФ № 48 от 23.01.2014, выкопировок из СПО «Алушта», расчётных листов ЕРЦ за май 2017 года ФИО9 была установлена надбавка за КК с 01.06.2014 по 31.05.2017.
Как пояснили в судебном заседании командир войсковой части №, представитель командира войсковой части №, а также представитель административного истца надбавка за КК ФИО9 более не устанавливалась.
Из плана увольнения, листов беседы от 03.07.2019 и 19.07.2019, расчёта выслуги лет и рапорта административного истца от 12.07.2019 явствует, что ФИО9 представлялся к увольнению с военной службы в связи с ОШМ, является участником НИС и просил перед исключением его из списков предоставить ему ДСО и основной отпуск.
Как видно из выписок из приказов командующего СФ № 117 от 31.07.2019, командира войсковой части № № 249-ДД от 08.08.2019, акта и рапорта административного истца от 31.07.2019 ФИО9 досрочно уволен с военной службы в запас в связи с ОШМ, с 01.08.2019 полагался сдавшим дела и должность и ему прекращена выплата ежемесячных надбавок. С выпиской из приказа № 249-ДД от 08.08.2019 ФИО9 ознакомлен 09.09.2019.
Как следует из приказов командира войсковой части № № 264 от 23.07.2019, № 292 от 26.08.2019, № 330 от 30.09.2019, № 401 от 15.11.2019, № 444 от 18.12.2019, № 62-ДД от 26.02.2019, № 48 от 06.02.2020 ФИО9 были последовательно предоставлены ДСО с 24.07.2019 по 18.12.2019, основной отпуск за 2019 год с 19.12.2019 по 16.02.2020 и основной отпуск за 2020 год пропорционально прослуженному времени с 17.02.2020 по 26.02.2020, а также выплачена материальная помощь за 2019 год.
В судебном заседании командир войсковой части №, представитель командира войсковой части №, а также представитель административного истца пояснили, что рапорты на основные отпуска за 2019 и 2020 год ФИО9 не подавал.
Согласно заявок командира войсковой части №, требований накладных № 5023, 318, 463, выписки из приказа командира войсковой части № № 68 от 19.02.2020 и рапорта административного истца от 10.02.2020 ФИО9 обеспечен продовольственным пайком за период с августа 2019 года по февраль 2020 года и претензий по обеспечению его продовольствием по норме № 1 не имел.
Осмотром требований-накладных № 63 от 25.02.2020 и обходного листа установлено, что ФИО9 положено к выдаче вещевое имущество по норме № 18, однако подпись административного истца в получении положенного ему вещевого имущества в требовании-накладной отсутствует.
Командир войсковой части № в судебном заседании пояснил, что 25.02.2020, то есть до даты исключения из списков, он направил документы в войсковую часть № для своевременного обеспечения ФИО9 вещевым имуществом, о чём ему было сообщено, однако административный истец на вещевой склад до настоящего времени не прибывал, вещевое имущество не получал. При этом о необходимости получения вещевого имущества административный истец знал 25.02.2020, когда проводил расчёты со службами.
Из выписки из приказа командира войсковой части № № 43-ДД от 18.02.2020 следует, что ФИО9 исключён из списков с 27.02.2020, его общая продолжительность военной службы составляет 14 лет 5 месяцев 29 дней. Материальная помощь за 2020 год не выплачивалась. Доступ к государственной тайне прекращён с 28.02.2020. С названной выпиской ФИО9 ознакомлен 25.05.2020.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании пояснила, что претензий по рассчитанной ФИО9 выслуге лет не имеет.
Как усматривается из выписок из приказов министра обороны РФ № 602 от 16.08.2018 № 052 от 15.06.2019, командующего СФ № 37 от 28.02.2020 командиром войсковой части № назначен <данные изъяты>ФИО1., командиром войсковой части № - <данные изъяты>ФИО2., командиром войсковой части № -ФИО3.
Из справки командира войсковой части № № 1/768 от 17.06.2020 следует, что войсковая часть № является структурным подразделением №, которая, в свою очередь, находится в прямом подчинении войсковой части №, имеющей кадровый орган с установленным СПО «Алушта». Кадровые органы в войсковых частях № и № отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 (далее - Положение) увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с настоящей статьёй, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).
Согласно п. 1 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, которым установлено, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях: нахождения в распоряжении командира (начальника) - не более трёх месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий - не более шести месяцев; нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу. Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях.
Как видно из п. 1 ст. 13 Положения для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
При этом п.п. «а» - «и» п. 2 названной статьи установлены случаи при которых допускается зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира.
Пунктами 2 и 28 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся, помимо прочих, надбавка за КК, надбавка за ГТ, надбавка за ОУС, премия и ежегодная материальная помощь.
В период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в порядке, предусмотренном руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии п. 77 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утверждённого приказом министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700, действовавшего в период спорных правоотношений до 26.01.2020 (далее – ранее действовавший Порядок), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия в размере до 3 окладов месячного денежного содержания военнослужащего в год.
Об этом также указано в п. 73 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утверждённого приказом министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. № 727, действующего с 27.01.2020 (далее – действующий Порядок).
Как следует из п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 993, премия не выплачивается военнослужащим: проходящим военную службу в воинских частях (организациях), где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей; направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей; в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям; увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 11 части 4 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Пунктами 79 и 80 действующего Порядка установлено, что военнослужащим по контракту по их рапорту выплачивается ежегодная материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания. Военнослужащим по контракту, имеющим право на получение материальной помощи, но не обратившимся за ней в текущем году, материальная помощь выплачивается одновременно с выплатой им денежного довольствия за декабрь текущего года.
Согласно п. 84 действующего Порядка материальная помощь не выплачивается военнослужащим по контракту в случаях, указанных в пункте 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 993, а именно: увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 11 части 4 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В случае если указанным военнослужащим материальная помощь была выплачена ранее, при их увольнении с военной службы выплаченная сумма удержанию не подлежит; в период нахождения в распоряжении командиров (начальников); увольняемым с военной службы в конце текущего года с предоставлением им при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем году, - за год, в котором оканчивается отпуск.
Из п.п. «в» и «е» п. 53 ранее действовавшего Порядка усматривается, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 50 процентов оклада по воинской должности в экипажах надводных кораблей (судов, катеров), в том числе строящихся и до 20 процентов оклада по воинской должности на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, по перечню, утверждаемому министром обороны РФ.
Аналогичные положение содержатся и в п.п. 3 и 6 п. 49 действующего Порядка.
Как видно из п. 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. № 1073, надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации для обеспечения военнослужащих денежным довольствием.
В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере до 65 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, её размеры в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтверждённый доступ на законных основаниях, а также полномочия руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Из п.п. «б» п. 49 ранее действовавшего Порядка усматривается, что военнослужащим в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют документально подтверждённый доступ на законных основаниях, выплачивается ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 20 процентов оклада по воинской должности - за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно".
Исходя из положений п. 51 и 52 ранее действовавшего Порядка надбавка выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника), который издаётся в начале календарного года. Выплата надбавки прекращается со дня, следующего за днём: прекращения допуска к государственной тайне; прекращения доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.
Об этом же указано в п. 46-48 действующего Порядка.
Пунктом 47 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил РФ и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, утверждённой приказом министра обороны РФ от 27 октября 2010 года № 1313 (далее - приказ № 1313), определено, что доступ к государственной тайне прекращается решением командира воинской части. Данное решение объявляется в приказе.
Согласно п. 2, 6 и 11 Правил присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1198, классная квалификация присваивается по результатам проведённых испытаний для присвоения классной квалификации. Решение о присвоении (изменении, лишении) классной квалификации оформляется приказом соответствующего командира (начальника, руководителя) с указанием даты присвоения (изменения, лишения) классной квалификации и срока, на который присвоена (изменена) классная квалификация
Согласно п. 46 Порядка, надбавка за квалификацию выплачивается со дня присвоения (подтверждения) военнослужащим классной квалификации (квалификационной категории), оформленного приказом соответствующего командира (начальника), и по день окончания срока, на который присвоена (подтверждена) классная квалификация (квалификационная категория).
Из п. 10 и 16 ст. 29 Положения следует, что продолжительность основного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно (не менее одних суток в один конец), но не более чем на 15 суток.
Предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчётом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 6 Федерального закона «Об обороне» Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 декабря 2007 г. № 946 утвердило нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время.
Согласно п.п. «в» п. 1 примечания к норме № 3 по данной норме питанием обеспечиваются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в федеральных органах государственной власти в составе штатных экипажей надводных кораблей и судов обеспечения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительство Российской Федерации Постановлением от 22 июня 2006 г. № 390 утвердило нормы снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, в том числе, норму № 18, по которой снабжаются вещевым имуществом личного пользования офицеры и мичманы Военно-Морского Флота.
В силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчётов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8, в случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
В соответствии с п. 7 ранее действовавшего и п. 9 действующего Порядков денежное довольствие, причитающееся военнослужащему и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого военнослужащий имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.
Анализ приведённых положений позволяет прийти к выводу о том, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту возможно на воинской должности или в распоряжении командира. При этом для зачисления военнослужащего в распоряжение командира необходимы основания и приказ соответствующего должностного лица. Из представленных в суд доказательств и пояснений административных ответчиков ФИО9 в распоряжение командира не зачислялся, приказ об освобождении его от воинской должности командиром войсковой части № не издавался, в связи с чем следует заключить, что ФИО9 проходил военную службу на воинской должности. Из приказа командира войсковой части № № 249-ДД от 08.08.2019 видно, что ФИО9 при сдаче дел и должности выплаты ежемесячных надбавок и премии прекращены, то есть установлено денежное довольствие, подлежащее выплате в случаях нахождения военнослужащего в распоряжении командира (начальника). Поскольку приказ о зачислении ФИО9 в распоряжение командира не издавался, иных оснований для прекращения выплаты надбавок и премии не имеется, то основания для прекращения ему выплаты с 02.08.2019 денежного довольствия как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, отсутствовали.
Из исследованных судом материалов следует, что за период с 02.08.2019 особые условия военной службы ФИО9 на воинской должности <данные изъяты> войсковой части № не изменились, поскольку он продолжал в указанный период проходить военную службу на прежней должности. В связи с этим суд считает, что установленная ФИО9 надбавка за ОУС в размере 70 % (50 % + 20 %) подлежит выплате ему за весь период прохождения военной службы на воинской должности с 02.08.2019 по 27.02.2020 (дату исключения из списков).
В период с 02.08.2019 по 27.02.2020 также не изменились и основания для выплаты ФИО9 надбавки за ГТ в размере 20 %, поскольку приказом командира войсковой части № № 116 от 05.04.2019 административный истец допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, по второй форме (совершенно секретно), а прекращён поименованный допуск с 28.02.2020 приказом командира войсковой части № № 43-ДД от 18.02.2019 при исключении его из списков.
При этом довод представителя административного ответчика ФИО6 о том, что надбавка за ГТ должна выплачиваться только в случае постоянного ознакомления административного истца со сведениями, составляющим государственную тайну, является ошибочным, поскольку выплата надбавки прекращается со дня, следующего за днём прекращения допуска к государственной тайне или прекращения доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, а допуск ФИО9 прекращён с 28.02.2020.
Как установлено в судебном заседании надбавка за КК ФИО9 была установлена с 01.06.2014 по 31.05.2017 и более испытаний на присвоение (подтверждение) классной квалификации административный истец не проходил, соответствующий приказ на выплату надбавки не издавался, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии у административного истца права на получение надбавки за КК в период с 01.08.2019 по 27.02.2020.
Отсутствие изменений и оснований для выплаты ФИО9 ежемесячных надбавок и премии в период с 02.08.2019 по 27.02.2020 подтверждается также и тем, что административный истец в названный период находился в ДСО и основных отпусках, при этом командир войсковой части № в судебном заседании подтвердил, что ФИО9 к дисциплинарной ответственности в указанный период не привлекался.
Разрешая вопрос о выплате материальной помощи, суд исходит из системного толкования названных выше норм и полагает, что материальная помощь, как вид социальной гарантии военнослужащих, должна быть оказана военнослужащему при отсутствии оснований, указанных в п. 84 действующего Порядка. При этом военнослужащий, в случае необходимости получения материальной помощи, может обратиться с рапортом о её выплате в течение года, однако в случае не обращения, обязанность по выплате материальной помощи лежит на соответствующем должностном лице.
Довод представителя административного ответчика ФИО6 об обратном является ошибочным, поскольку административный истец уволен с военной службы по п.п. «а» п. 2 ст. 51 «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с ОШМ), в распоряжение командира не выводился, а материальная помощь за 2020 год, о выплате которой просит истец, ему не оказана, при том, что отпуск за 2020 год окончен в этом же году, в связи с чем суд полагает, что право ФИО9 на получение данной выплаты за 2020 год нарушено и подлежит восстановлению.
Что касается требований административного истца к ЕРЦ, то суд исходит из следующего. Согласно п. 8 и 19 Устава ЕРЦ (далее - Устав) учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утверждённой в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств; осуществляет определение потребностей в бюджетных ассигнованиях на обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами; своевременно начисляет и обеспечивает личный состав указанными выплатами путём зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным, установленным в Министерстве обороны РФ порядком; своевременно проводит расчёты, в том числе с бюджетами бюджетной системы РФ и государственными внебюджетными фондами, составляет и предоставляет отчётность; использует программно-технические средства.
Кроме того, в соответствии с Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению денежного довольствия, заработной платы в ЕРЦ, утверждённым министром обороны РФ (далее - Временный порядок), ЕРЦ проводит выгрузку и проведение конвертации существующих в управлениях (отделах) финансового обеспечения Минобороны России баз данных по начислению денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу с использованием специального конвертера; формирует единую базу данных с использованием программных изделий, разработанных в рамках опытно-конструкторской работы «Алушта», путём загрузки сконвертированных данных.
Во Временном порядке определены границы ответственности Главного управления кадров Минобороны России при взаимодействии с органами военного управления в целях функционирования ЕРЦ. К ним, в частности, относятся: подготовка проектов приказов министра обороны РФ, начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ, статс-секретаря - заместителя министра обороны РФ по назначению, освобождению от воинских должностей, зачислению в распоряжение и увольнению с военной службы офицеров от командира батальона и выше; внесение в базу данных по линии ответственности со своих рабочих мест, оборудованных специальным программным обеспечением, в полном объёме изданных приказов, а также сведений по офицерам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Из Устава и Временного порядка следует, что ЕРЦ осуществляет централизованный своевременный расчёт денежного довольствия и заработной платы на основании сведений, внесённых сотрудниками Главного управления кадров Минобороны России в единую базу данных; приказы по личному составу и строевой части в Единый расчётный центр не поступают, и самостоятельного права на внесение изменений в базу данных при исчислении денежного довольствия это учреждение не имеет.
На основании изложенного суд полагает, что права ФИО9 по выплате денежного довольствия ЕРЦ не нарушены, а административный иск в части требований к ЕРЦ не подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Так как административным истцом не заявлены требования об отмене приказа командира войсковой части № № 249-ДД от 08.08.2019 о сдаче административным истцом дел и должности, то суд в данной части решение не принимает.
Поскольку приказы о зачислении ФИО9 в распоряжение командира, переводе, увольнении по указанным в п.п. 1-5, 7-11 ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не издавались, иных оснований для прекращения или изменения размеров выплаты надбавок не имелось, то оснований для прекращения ему выплаты денежного довольствия как военнослужащему, проходящему военную службу на должности, отсутствовали, равно как и отсутствовали основания для обеспечения ФИО9 продовольствием по норме № 1 (общевойсковой паёк), в связи с чем, суд признаёт незаконными действия командира войсковой части №, связанные с выплатой ФИО9 денежного довольствия за период с 02.08.2019 по 27.02.2020 без учёта надбавок за ГТ, ОУС, премии и материальной помощи за 2020 год, а также возлагает на указанное должностное лицо издать соответствующий приказ о их выплате.
Кроме того, для восстановления права ФИО9 на обеспечение продовольственным пайком, суд возлагает обязанность на командира войсковой части № издать приказ о выдаче ему продовольственного пайка – разницы между полученным пайком по норме № 1 и положенным пайком по норме № 3 за период с 02.08.2019 по 27.02.2020, а на командира войсковой части № выдать названную разницу пайков за указанный период.
Поскольку на момент обращения административного истца за защитой нарушенных прав в суд, его право на получение оспариваемых выплат и продовольственного пайка продолжало нарушаться, то указанные нарушения носят длящийся характер, что выразилось в длительном, непрекращающемся невыполнении обязанностей, возложенных на командиров войсковых частей №, №, №, в связи с чем заявленный представителем административного ответчика ФИО6 срок на обращение с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, применению в данном конкретном случае не подлежит.
Так как при исключении административного истца из списков были нарушены права ФИО9 на прохождение военной службы на воинской должности и, как следствие, на получение в период с 02.08.2019 по 27.02.2020 продовольственного пайка по норме № 3 и денежного довольствия в полном размере, без учёта надбавок за ГТ и ОУС, премии и материальной помощи, то суд приходит к выводу о необходимости признания приказа командира войсковой части № № 43-ДД от 18.02.2020 незаконным в части не указания в нём о сдаче ФИО9 дел и должности с 27.02.2020, а также о выплате ему материальной помощи за 2020 год.
Разрешая требования административного истца в части необеспечения вещевым имуществом, суд исходит из того, что командиром войсковой части № перед исключением из списков были предприняты меры к обеспечению ФИО9 вещевым имуществом: приказ об исключении ФИО9 из списков направлен в войсковую часть №, сформировано соответствующее требование-накладная от 25.02.2020, которое отражено в обходном листе, при этом административный истец был осведомлён о явке на вещевой склад для получения положенного вещевого имущества. Никаких препятствий для своевременного получения ФИО9 вещевого имущества не имелось. При этом с 25.02.2020 вплоть до рассмотрения дела в военном суде, ФИО9 к командованию с просьбами оказать ему какое-либо содействие в получении вещевого имущества не обращался. К тому же право и возможность получения административным истцом вещевого имущества в настоящее время на складе войсковой части № не утрачены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО9 злоупотребил своим правом, что недопустимо в силу ст. 10 ГК РФ, и признаёт его требования об обеспечении его вещевым имуществом до 31.05.2020 необоснованными.
При разрешении административного иска в части непредоставления ФИО9 к основному отпуску за 2020 год количества суток, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно (не менее одних суток в один конец), суд учитывает, что Положение не предусматривает какую-либо методику расчёта количества указанных суток и случаи их предоставления при следовании военнослужащего в отпуск. Поэтому при исчислении времени, необходимого административному истцу для проезда к месту проведения отпуска и обратно, следует применить расчёт движения железнодорожного, автобусного или автомобильного транспорта по кратчайшему пути к месту отпуска ФИО9
Так, из общедоступных источников сети «Интернет» усматривается, что из г. Северодвинска до г. Архангельска расстояние составляет менее 50 км и доехать возможно на автомобильном, автобусном и железнодорожном транспорте, время в пути на автомобиле составляет - до одного часа, на автобусном и железнодорожном - до двух часов, что не представляет больших временных затрат.
Что же касается представленной в суд директивы начальника штаба СФ от 28.10.1986 № Д-29 «Об определении времени на проезд военнослужащих в очередные, краткосрочные отпуска…», то суд приходит к выводу о том, что она не является нормативным документом. Однако, суд также принимает во внимание, что данная директива до настоящего времени не отменена и командованием учитывается при предоставлении военнослужащим отпусков, в связи с отсутствием названной методики расчёта. Согласно п. 1 директивы нормы предоставления времени исчисляются по расписанию движения транспорта, а при отсутствии расписания норма суточного передвижения на железнодорожном транспорте составляет 1100 км, автомобильным 300 км.
Кроме того, суд учитывает и тот факт, что административный истец рапорта на предоставление ему отпуска и дней для следования в отпуск и обратно не подавал, в связи с чем командованием ему был предоставлен отпуск за 2020 год с местом проведения г. Архангельск (по месту жительства административного истца).
Расчёт представителя административного истца ФИО4, согласно которому основной отпуск подлежит увеличению на двое суток, после чего административному истцу необходимо предоставить ещё 5 суток основного отпуска за март 2020 года, а всего до 17 суток является ошибочным, так как основной отпуск в 2020 году (в году увольнения) ФИО9 предоставлен пропорционально прослуженному времени в соответствии с п. 3 ст. 29 Положения с учётом отсутствия рапорта о предоставлении дней к месту проведения этого отпуска.
Принимая во внимание изложенное, административный иск в части предоставления дней для следования в основной отпуск за 2020 год удовлетворению не подлежит.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что нарушение прав ФИО9 на получение денежного довольствия и продовольственного пайка не в полном размере в период с 02.08.2019 по 27.02.2020 повлёк приказ командира войсковой части № № 249-ДД от 08.08.2019, который не является предметом рассматриваемого административного иска.
Вместе с тем, поскольку при исключении административного истца из списков он не был обеспечен названными видами довольствия, то суд считает необходимым признать приказ командира войсковой части № № 43-ДД от 18.02.2020 незаконным в части не указания в нём сдачи дел и должности ФИО9 с 27.02.2020 и невыплаты материальной помощи за 2020 год, и полагает необходимым возложить обязанность на названного административного ответчика по его отмене в указанной части.
Таким образом, поскольку нарушение указанных выше прав ФИО9 может быть устранено без восстановления его списках личного состава воинской части, то суд приходит к выводу о необходимости принятия решения только об устранении допущенных нарушений, в связи с чем административный иск в части обеспечения положенными видами довольствия с 28.02.2020 по 31.05.2020 удовлетворению не подлежит.
Поскольку административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично, то суд в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ полагает необходимым взыскать с ФЭС в пользу административного истца 300 рублей в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины, которая подтверждается соответствующей квитанцией.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 227 КАС РФ, военный суд
решил:
административное исковое заявление ФИО9 – удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ командира войсковой части № № 43-ДД от 18.02.2020 без обеспечения ФИО9 положенными видами довольствия.
Возложить обязанность на командира войсковой части № в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в свой приказ № 43-ДД от 18.02.2020 в части указания в нём о сдаче ФИО9 дел и должности с 27.02.2020 и о выплате ему материальной помощи за 2020 год.
Возложить обязанность на командира войсковой части № в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу издать приказ о выдаче ФИО9 продовольственного обеспечения за период с 02.08.2019 по 27.02.2020 по норме № 3 с учётом ранее полученного по норме № 1.
Возложить обязанность на командира войсковой части № в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ФИО9 продовольственным обеспечением за период с 02.08.2019 по 27.02.2020 по норме № 3 с учётом ранее полученного по норме № 1.
Признать незаконными действия командира войсковой части №, связанные с выплатой ФИО9 денежного довольствия за период с 02.08.2019 по 27.02.2020 без учёта ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячной надбавки за особые условия службы, ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей военной службы и невыплатой материальной помощи за 2020 год.
Возложить обязанность на командира войсковой части № в течение недели со дня вступления решения суда в законную силу издать приказ о выплате ФИО9 с 02.08.2019 ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячной надбавки за особые условия службы, ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей военной службы и выплате материальной помощи за 2020 год, а также внести данные сведения в СПО «Алушта».
В удовлетворении требований административного искового заявления ФИО9 о признании незаконными действий ЕРЦ, связанных с неполной выплатой денежного довольствия за период с 02.08.2019 по 27.02.2020 и невыплатой материальной помощи за 2020 год; действий командира войсковой части №, связанных с выплатой ФИО9 денежного довольствия за период с 02.08.2019 по 27.02.2020 без учёта ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячной надбавки за особые условия службы, ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение обязанностей военной службы и невыплатой материальной помощи за 2020 год; действий командиров войсковых частей № и №, связанных с выплатой ФИО9 денежного довольствия за период с 02.08.2019 по 27.02.2020 без учёта ежемесячной надбавки за классную квалификацию; действий командира войсковой части №, связанных с предоставлением ФИО9 отпуска перед увольнением с военной службы за 2020 год без учёта его увеличения на время следования к месту проведения отпуска и обратно; возложении обязанности на командира войсковой части № предоставить ФИО9 часть основного отпуска перед увольнением с военной службы за 2020 год с учётом его увеличения на необходимое время следования к месту проведения отпуска и обратно, но не менее одних суток в один конец; возложении обязанности на командира войсковой части № отменить свой приказ № 43-ДД от 18.02.2020 в отношении ФИО9 полностью; возложении обязанности на командира войсковой части № исключить ФИО9 из списков личного состава войсковой части № и полагать сдавшим дела и должность <данные изъяты> и предоставления отпуска с 31.05.2020; возложении обязанности на командира войсковой части № издать приказ о выдаче ФИО9 продовольственного обеспечения с 28.02.2020 по 31.05.2020 и вещевого обеспечения; возложении обязанности на командира войсковой части № обеспечить ФИО9 вещевым обеспечением; возложении обязанности на командира войсковой части № организовать обеспечение ФИО9 вещевым и продовольственным обеспечением – отказать.
Об исполнении решения в соответствующих частях командирам войсковых частей №, № и № необходимо сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с филиала Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» в пользу ФИО9 300 (триста) рублей в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий по делу П.В. Максименко