ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-84/20 от 26.06.2020 Шелаболихинского районного суда (Алтайский край)

Дело №2а-84/2020

УИД 22RS0063-01-2020-000143-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Шелаболиха 26 июня 2020 года

Шелаболихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Корт Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Латкиной Д.С.,

с участием: административного истца - помощника прокурора Шелаболихинского района Алтайского края Проценко А.Е., представителя административного ответчика – администрации Шелаболихинского района Алтайского края Осинина К.В.,

в отсутствии представителей заинтересованных лиц: Администрации Шелаболихинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края, Администрации Ильинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края, Администрации Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шелаболихинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Шелаболихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по созданию и оборудованию на территории Ильинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края, Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края, Шелаболихинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и внесению их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шелаболихинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, *** обратился в суд с административным иском к администрации Шелаболихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности по утверждению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Ильинского, Крутишинского, Шелаболихинского сельсоветов в срок до ***, а также о возложении обязанности по созданию и оборудованию на территории Ильинского, Крутишинского и Шелаболихинского сельсоветов Шелаболихинского района Алтайского края мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в срок до ***. В обоснование требований административный истец ссылается на то, что в нарушение положений Федерального закона от *** №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от *** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от *** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требований СанПин 2.***-03, СанПин 2.***-19, представления прокурора Шелаболихинского района от *** в адрес главы Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края и в *** г. в адрес Главы района, административным ответчиком до настоящего времени не созданы и не оборудованы площадки для накопления ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории вышеуказанных сельсоветов.

Прокурор Шелаболихинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, *** обратился в суд с уточненным административным иском к администрации Шелаболихинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию, оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и внесению их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, а также о возложении обязанности по созданию и оборудованию на территории Ильинского, Крутишинского и Шелаболихинского сельсоветов Шелаболихинского района Алтайского края мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и внесению их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов в срок в срок до ***. В обоснование требований административный истец ссылается на то, что административным ответчиком был утвержден реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, а также схема размещения мест накопления твердых коммунальных отходов на территории вышеуказанных сельсоветов. Однако в нарушение положений Федерального закона от *** №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от *** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от *** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», требований СанПин 2.***-03, СанПин 2.***-19, представлений прокурора Шелаболихинского района от *** и от ноября 2019, административным ответчиком до настоящего времени не созданы и не оборудованы площадки для накопления ТКО в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории Ильинского, Крутишинского и Шелаболихинского сельсоветов.

Помощник прокурора Шелаболихинского района Проценко А.Е. в судебном заседании административные исковые требования согласно уточненному административному исковому заявлению поддержала, просила их удовлетворить, пояснив суду, что в *** Шелаболихинским, Крутишинским и Ильинским сельсоветами полномочия по обращению с ТКО от Администрации Шелаболихинского района приняты не были, в связи с чем необходимо возложить обязанность по созданию и оборудованию на территории данных сельсоветов мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и внесению их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на Администрацию Шелаболихинского района Алтайского края, а также признать незаконным бездействие данного административного ответчика по непринятию мер к выполнению указанных требований действующего законодательства.

Представитель административного ответчика Администрации Шелаболихинского района Алтайского края К.В.Осинин в судебном заседании указал, что предъявленные требования не признаёт, при этом пояснил, что представление прокурора в адрес Главы района не поступало, поскольку такой должности не существует. Представление было адресовано Главе Администрации Шелаболихинского района, на которое Главой района был дан ответ. В *** указанные в иске сельсоветы действительно не принимали на себя полномочия по обращению с ТКО, в то время как в *** Крутишинскому сельсовету данные полномочия передавались на основании заключенного соглашения. С целью исполнения данных полномочий Администрацией Шелаболихинского района были закуплены контейнеры, предназначенные, в том числе, и для Шелаболихинского, Крутишинского и Ильинского сельсоветов, которые пока не установлены, поскольку отсутствуют площадки для их размещения. Денежных средств для выполнения обязанности по их созданию и оборудованию в бюджете района недостаточно, поэтому в *** Администрация района вместе с данными сельсоветами подала заявку на участие в государственной программе. *** стали известны суммы, которые выделены каждому сельсовету для обустройства контейнерных площадок. В настоящее время определяется подрядчик, который будет выполнять работы по их созданию, и для реализации этой программы проводятся торги Центром закупок Алтайского края, при этом выполнить все работы планируется до начала зимнего периода. Главой района принимались и другие меры к осуществлению указанных полномочий, поскольку была разработана и утверждена в *** муниципальная программа на *** где предусмотрено поэтапное оборудование указанных сельсоветов площадками для ТКО. Кроме того, на протяжении *** неоднократно главой района проводились совместные с главами сельсоветов совещания, где обсуждались вопросы по проведению «мусорной реформы», но поскольку бюджет района является дефицитным, одномоментно выполнить все требования прокурора и действующего законодательства не представляется возможным.

Представитель К.В.Осинин считает, что незаконного бездействия у административного ответчика не имеется, и поскольку создание и обустройство площадок для ТКО согласно указанной программе будет исполнено, в связи с чем нет необходимости возлагать на него обязанность для выполнения указанных действий, тем более, что реестры мест накопления твердых коммунальных отходов и схемы их размещения на территориях Крутишинского, Ильинского и Шелаболихинского сельсоветов уже утверждены, поэтому просит административному истцу отказать в иске.

Представитель заинтересованного лица - администрации Шелаболихинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом (соответствующие сведения имеются), от него поступала телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - администрации Шелаболихинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края Гордеева В.С., присутствовавшая в судебном заседании ***, суду поясняла, что административные исковые требования, предъявленные к административному ответчику, считает подлежащими удовлетворению, однако срок для их исполнения, указанный в иске, необходимо удлинить. Депутаты Шелаболихинского сельсовета не стали принимать на себя полномочия в сфере обращения с отходами ни в *** поскольку объем работ предстоял большой, однако финансирования для их выполнения не производилось, а в сельсовете таких денежных средств не имеется. Тем не менее, работники сельсовета принимали участие, когда совместно с комиссией Администрации района определялись места размещения контейнерных площадок на территории сельсовета и утверждались схемы.

Представитель заинтересованного лица - администрации Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом (соответствующие сведения имеются), от него поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в котором также указано, что необходимо учесть его объяснения, данные в судебном заседании ***.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края И, присутствовавший в судебном заседании ***, суду пояснял, что административные исковые требования, предъявленные к административному ответчику, также считает подлежащими удовлетворению, однако срок для их исполнения – до ***, является очень коротким. Депутаты Крутишинского сельсовета в *** принимали на себя полномочия в сфере обращения с отходами, однако денежные средства сельсовету были выделены только на буртовку свалок. После получения представления прокурора в *** им направлялось ходатайство главе района о выделении на обустройство контейнерных площадок 1000 руб., поскольку такая сумма была указана в заключенном соглашении, но денежные средства на выполнение именно этих полномочий так и не были выделены. В *** указанные полномочия сельсовет уже не принимал. По его мнению, администрация Шелаболихинского района совсем не бездействовала, поскольку были утверждены реестры и схемы мест размещения контейнерных площадок на территории сельсовета, и если бы на настоящее время были бы проведены торги, то контейнерные площадки были бы оборудованы.

Представитель заинтересованного лица - администрации Ильинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом (соответствующие сведения имеются), от него поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в котором также указано, что необходимо учесть его объяснения, данные в судебном заседании ***.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации Ильинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края К, присутствовавший в судебном заседании ***, суду пояснял, что административные исковые требования, предъявленные к административному ответчику в части признания незаконным бездействия он считает неправомерными, поскольку на протяжении *** работы в этом направлении Администрацией Шелаболихинского района ведутся активно. Депутаты Ильинского сельсовета уже второй год не принимают на себя полномочия в сфере обращения с отходами, поскольку принятые полномочия необходимо выполнять и на это нужны большие денежные средства, которых нет. Он полагает, что администрация района сама на себя возложила все необходимые обязанности, поэтому нет никакой необходимости обязывать их выполнять ещё и решением суда, поскольку то, что сделано, уже отменить никто не сможет и все необходимые работы на территории Ильинского сельсовета будут выполнены в срок до ***.

Заслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика и представителей заинтересованных лиц в предыдущем судебном заседании, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от *** №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ч.1 ст.22 вышеуказанного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от *** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (преамбула).

В соответствии со ст.1 вышеуказанного Федерального закона, обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В силу ч.1, ч.2 ст.13 Федерального закона от *** №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрены требования к местам (площадкам) накопления отходов.

Согласно п.1 вышеуказанной статьи накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6).

В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ***, «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; «бункер» - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов; «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов.

Пунктом 9 названных Правил предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Таким образом, накопление твердых коммунальных отходов допускается лишь в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих действующему законодательству.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.4 ст.13.4 Федерального закона от *** №89-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в ст.9.1 Закона Алтайского края от ***-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае».

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п.5 ст.13.4 Федерального закона от *** №89-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от *** утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Пункт 3 данных Правил предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п.п.4, 7 Правил в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка). По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п.п.11, 12 Правил, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом.

Раздел «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000 (пункт 16).

В соответствии с пунктом 17 Правил, раздел «Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема. Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Раздел «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения: для юридических лиц, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес; для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, адрес регистрации по месту жительства; для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные (пункт 18 Правил).

В соответствии с пунктами 20, 21, 23 Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании. В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования. По результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.

Из приведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны создавать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не повсеместно на территории муниципального образования, а лишь в случаях, когда такая обязанность не возложена законодательно на других лиц, и соответствующие площадки могут быть размещены органом местного самоуправления на земельных участках, находящихся в муниципальной и государственной собственности, в отношении которых отсутствуют иные правообладатели.

При этом ведение вышеуказанного реестра уполномоченным органом заключается в совершении действий по внесению в него определенного перечня сведений в отношении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, созданных им самим (другим уполномоченным муниципальным органом), а также иными лицами. В последнем случае предварительно принимается в установленном порядке решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.

В силу п.5.5 СанПиН 2.***-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от *** «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм», накопление ТКО необходимо осуществлять в контейнеры на контейнерных площадках, оборудованных в соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил.

Согласно п.п.2.1, 2.2 СанПиН 2.***-19 на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.

Таким образом, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обязанность по созданию и оборудованию таких площадок возлагается на органы местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность возложена на иных лиц.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.

Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований (сельских поселений), с учётом положений частей 3, 4, подпункта 18 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона, также является вопросом местного значения муниципальных районов.

Таким образом, именно администрацией Шелаболихинского района Алтайского края должно быть обеспечено создание на территории сельских поселений, входящих в состав района, мест (площадок) накопления ТКО, а также мест складирования крупногабаритных отходов и внесение их в реестр мест накопления ТКО.

Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось административным ответчиком, вышеуказанные требования закона исполнены администрацией Шелаболихинского района Алтайского края не в полной мере.

Как следует из материалов дела, между органами местного самоуправления Шелаболихинского района, а также Шелаболихинским, Крутишинским и Ильинским сельсоветами на 2020 г. не заключались соглашения о передаче полномочий муниципального района администрациям вышеуказанных сельсоветов по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, что подтверждается:

- решением от *** Ильинского сельского совета депутатов Шелаболихинского района Алтайского края,

- решением от *** Шелаболихинского сельского совета депутатов Шелаболихинского района Алтайского края,

- соглашением от ***, заключенного между Администрацией Шелаболихинского района Алтайского края и Крутишинским сельским советом депутатов Шелаболихинского района Алтайского края.

Судом также установлено, что в 2019 г. между органами местного самоуправления Шелаболихинского района и Крутишинским сельским советом заключалось на период с *** по *** соглашение о передаче полномочий муниципального района по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов администрации Крутишинского сельсовета.

При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Шелаболихинского района Алтайского края в *** была проведена проверка исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в результате чего установлено, что на территории Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем не ведётся и реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, при этом складирование жителями сельсовета твёрдых коммунальных отходов носит стихийный характер, поскольку отходы размещаются бестарным способом вне специально созданных мест (площадок), что приводит к нарушению санитарно-эпидемиологических норм, не способствует предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, затрудняет работу мусоровозящего транспорта. По результатам проведённой проверки в адрес главы муниципального образования *** внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

Кроме того, прокуратурой Шелаболихинского района Алтайского края *** в адрес Главы Администрации Шелаболихинского района Шушунова А.Н. также было внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, поскольку в ходе проведенной проверки исполнения вышеуказанного законодательства также установлено, что органами местного самоуправления не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, при этом складирование жителями сельсовета твёрдых коммунальных отходов носит стихийный характер, поскольку отходы размещаются бестарным способом вне специально созданных мест (площадок), что приводит к нарушению санитарно-эпидемиологических норм, не способствует предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, затрудняет работу мусоровозящего транспорта.

Помощник прокурора Шелаболихинского района Проценко А.Е. в судебном заседании пояснила, что данное представление необходимо было исполнить относительно всех сельсоветов, которые не приняли на себя полномочия по участию в организации деятельности в области обращения с отходами.

Однако Администрацией Шелаболихинского района Алтайского края нарушения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами до настоящего времени не устранены в полном объеме.

Судом установлено, что постановлением Администрации Шелаболихинского района Алтайского края от *** утверждены Реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схемы мест размещения контейнерных площадок для сбора ТКО на территории муниципальных образований: Ильинский, Крутишинский, Шелаболихинский сельсоветы Шелаболихинского района Алтайского края.

Кроме того, на основании муниципального контракта на поставку контейнеров для сбора ТКО от ***, Администрацией Шелаболихинского района закуплены 77 контейнеров, из которых 13 предназначены для Крутишинского сельсовета, 2 предназначены для Ильинского сельсовета, 31 – для Администрации района, которые будут установлены на территории Шелаболихинского сельсовета, а на основании договора поставки от *** закуплены 37 контейнеров, из которых 23 также предназначены для данного Шелаболихинского сельсовета.

Вместе с тем, до настоящего времени места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, на территориях Шелаболихинского, Крутишинского и Ильинского сельсоветов не созданы и не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтвердили в ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика и представители заинтересованных лиц.

Бездействие административного ответчика в рассматриваемом случае нарушает обязательные требования санитарных Правил по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира и нарушению прав граждан (неопределённого круга лиц) на благоприятную окружающую среду, в связи с чем административные исковые требования прокурора Шелаболихинского района о возложении на администрацию Шелаболихинского района Алтайского края обязанности оборудовать площадки в соответствии с установленными требованиями подлежат удовлетворению.

Доказательств того факта, что административным ответчиком были приняты исчерпывающие меры к исполнению соответствующей обязанности, суду не представлено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спор возник и разрешается судом, когда обязанности по осуществлению указанных полномочий должны осуществляться Администрацией Шелаболихинского района, поскольку они не передавались для их исполнения Шелаболихинскому, Ильинскому и Крутишинскому сельсоветам, при этом следует отметить, что между Шелаболихинским, Ильинским сельсоветами и Администрацией Шелаболихинского района никакого соглашение о передаче (принятии) этих же полномочий и в *** также не было заключено.

Таким образом, обязанность по осуществлению полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, к которым относятся и действия по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе и крупногабаритных, на протяжении *** имеется у Администрации Шелаболихинского района Алтайского края, однако на протяжении длительного периода времени эта обязанность административным ответчиком не исполняется надлежащим образом, поскольку до настоящего времени площадки накопления твердых коммунальных отходов на территории данных сельсоветов не созданы, Администрацией Шелаболихинского района не выделялись денежные средства для реализации полномочий именно в этой части, что следует из пояснений представителя административного ответчика Осинина К.В. в судебном заседании.

Имеющиеся в материалах дла платежные поручения подтверждают факт перечисления Администрацией Шелаболихинского района денежных средств в виде межбюджетных трансфертов Ильинскому и Крутишинскому сельсоветам на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения (ТКО) в ***., при этом представители заинтересованных лиц пояснили, что данные денежных средства были им выделены для ликвидации несанкционированных свалок на территории сельсоветов и их буртовки, а не на создание площадок для накопления ТКО.

Этот же факт также подтверждается и ответом главы Крутишинского сельсовета И на имя прокурора Шелаболихинского района от ***, из которого следует, что в рамках заключенного соглашения Администрация Крутишинского сельсовета участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов в пределах средств, выделенных на исполнение указанных полномочий. Объем межбюджетных трансфертов должен обеспечить финансирование переданных полномочий в полном объеме. По соглашению на осуществление полномочий предоставляются межбюджетные трансферты в сумме 1000 руб. в год, однако они до настоящего времени не предоставлены. В связи с этим не выполнены мероприятия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Подача в конце *** Администрацией Шелаболихинского района заявки на участие в государственной программе с проектом «Обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов в <адрес>», и принятие в связи с этим *** Распоряжения Правительством Алтайского края о выделении денежных средств для указанных сельсоветов на создание мест накопления, проведения в период *** оперативных совещаний в Администрации района с главами сельсоветов, где обсуждались вопросы об организации работы по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Шелаболихинского района, а также утверждение муниципальной программы Администрацией Шелаболихинского района «Комплексное развитие сельских поседений Шелаболихинского района Алтайского края» на *** где предусмотрено поэтапное обустройство площадок накопления ТКО, не является основанием для непризнания незаконным бездействия административного ответчика в этой части, поскольку у Администрации Шелаболихинского района и до вступления в участие в указанную программу такая обязанность была установлена действующим законодательством.

Направление прокурором Шелаболихинского района в *** представления об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления в адрес Главы Администрации района, а не на имя главы района не меняет его сути, поскольку данное представление по существу было рассмотрено, и главой района Ш дан ответ.

Таким образом, администрацией Шелаболихинского района в нарушение приведённых выше положений закона, допущено бездействие, которое, как правильно указано административным истцом, существенно затрудняет деятельность работы мусоровозящего транспорта, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, проживающих и работающих в Шелаболихинском районе, и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде.

При таких обстоятельствах бездействие администрации района следует признать незаконным и обязать оборудовать на территории Ильинского, Крутишинского и Шелаболихинского сельсоветов места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и внести их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ч.2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований (ст.187 КАС РФ).

Административный истец просил установить срок для исполнения решения суда – до ***, в то время как административный ответчик и заинтересованные лица утверждали, что разумный срок для исполнения требований прокурора - до ***, ссылаясь на отсутствие в бюджете муниципального образования на 2020 г. средств для выполнения таких работ в полном объеме, а также принятие участия в государственной программе, учитывая при этом требования Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и объем уже проведенной работы в этом направлении.

Оценив доводы сторон, а также представленные доказательства, суд, с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся порядка формирования бюджета, а также учитывая положения Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требующего значительного времени для проведения работ, принимая во внимание, что выполнение подрядными организациями строительных работ также зависит от сезона и погодных условий, суд считает необходимым установить административному ответчику разумный срок для исполнения решения суда – до ***

Руководствуясь ст.175-181, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Шелаболихинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Шелаболихинского района Алтайского края по непринятию мер к созданию и оборудованию в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями на территории Ильинского сельсовета, Крутишинского сельсовета, Шелаболихинского сельсовета мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и внесению их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов.

Обязать администрацию Шелаболихинского района Алтайского края оборудовать на территории Ильинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края, Крутишинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края, Шелаболихинского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и внести их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов в срок до ***.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шелаболихинский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. после ***.

Судья Е.Н.Корт

Мотивированное решение изготовлено ***.