ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-84/2016 от 29.06.2016 Шамильского районного суда (Республика Дагестан)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2016 г. <адрес>

Шамильский районный суд РД в составе:

председательствующего судьи - Хайбулаева М.Р.,

с участием прокурора <адрес> РД – Исмаилова И.М.,

при секретаре - Магомедовой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> РД признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в не направлении в уполномоченный орган для включения в региональный регистр «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год» и муниципального НПА «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год» и не опубликовании в средствах массовой информации вышеуказанных муниципальных НПА. Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> опубликовать в средствах массовой информации «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год» и « Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год», обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> направить в уполномоченный орган (Минюст РД) «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год», а также «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год», для включения их в систематизированную базу данных, которая является составной частью федерального регистра,

У С Т А Н О В И Л :

<адрес> РД обратился в суд с административным исковым заявлением признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в не направлении в уполномоченный орган для включения в региональный регистр «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год» и муниципального НПА «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год» и не опубликовании в средствах массовой информации вышеуказанных муниципальных НПА. Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> опубликовать в средствах массовой информации «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год» и «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год» Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> направить в уполномоченный орган (Минюст РД) «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год», а также «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год», для включения их в систематизированную базу данных, которая является составной частью федерального регистра.

<адрес> РД Исмаилов И.М. поддержал административное исковое заявление и показал, что прокуратурой <адрес> в рамках исполнения поручения прокуратуры Республики Дагестан о проверке исполнения законодательства о противодействии коррупции и во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», проведена проверка законности, своевременности и обоснованности принятия органами местного самоуправления проекта решения о бюджете, Решения о бюджете, в том числе опубликования их и отчета об исполнении в средствах массовой информации, а также исполнение бюджетного законодательства при принятии решения о бюджете. Проверкой установлено, что муниципальным образованием «<адрес>» <адрес>, по настоящее время в средствах массовой информации не опубликовано «Решение о бюджете муниципального образования «<адрес>» <адрес> на 2016 год, а также «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год». Кроме того, администрацией сельского поселения в уполномоченный орган не направлены вышеуказанные муниципальные нормативно-правовые акты для включения их в регистр муниципальных правовых актов субъекта РФ. Обязанность органов местного самоуправления по выполнению вышеуказанных действий вытекает из следующих норм законов Согласно ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения бюджета, осуществления контроля, за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета. В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрация муниципального образования вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года. В соответствии со ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится формирование, утверждение исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. Статьей 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что решение о бюджете вступает в силу с 01.01. и действует по 31.12. финансового года и подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней со дня его подписания в установленном порядке. Норма ст. 5 БК РФ об обязательном официальном опубликовании закона о бюджете воспроизводит положение ч.3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым все законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Юридической гарантией соблюдения предписаний ст.5 БК РФ в отношении законов (решений) о бюджете субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является п.2 ст. 187 БК РФ, в соответствии с которой порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года. Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации прозрачность (открытость) является одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии со ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.6 ст. 52 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах, обязательную открытость для общества, и средств массовой информации проектов бюджетов и т.д. Невыполнением требований законодательства о публикации проекта решения и решения о бюджете, а также отчета об исполнении бюджета нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе населения МО «<адрес>» <адрес> на получение достоверной информации о бюджете, расходах и доходах, а также нарушен принцип гласности деятельности органов местного самоуправления и принцип прозрачности местных бюджетов. Кроме того, невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, поскольку статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, отнесено к основным принципам противодействия коррупции. Согласно ст. 43.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В нарушении указанной нормы закона, а также ст. 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» администрацией МО «<адрес>» <адрес> не направлен в уполномоченный орган (Минюст РД) решение о бюджете и отчет об исполнении бюджета, для включения в систематизированную региональную базу данных, которая является составной частью федерального регистра. Указанные нарушения законов могут быть устранены, в том числе путем использования прокурором своих полномочий по судебной защите нарушенных прав, поскольку допущенными нарушениями закона затрагиваются также интересы Российской Федерации, отраженные в Конституции РФ и в главном конституционном принципе об обеспечении в Российской Федерации верховенства законов, соблюдения всеми гражданами, должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления законов РФ. Согласно ст. 77 ФЗ -Ф3 органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Кроме того, в соответствии со ст. 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предусмотрено ст.45 ГПК РФ. В силу ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Настоящее исковое заявление предъявлено в соответствии со ст. 39 КАС РФ в защиту интересов муниципального образования сельского поселения и неопределенного круга лиц. В силу ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст. 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в не направлении в уполномоченный орган для включения в региональный регистр «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год» и муниципального НПА «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год» и не опубликовании в средствах массовой информации вышеуказанных муниципальных НПА. Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> опубликовать в средствах массовой информации «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год» и « Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год» Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> направить в уполномоченный орган (Минюст РД) «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год», а также «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год», для включения их в систематизированную базу данных, которая является составной частью федерального регистра.

Административный ответчик - глава администрации МО «<адрес>» представил в суд отзыв, где признает административный иск прокурора и просит рассмотреть дело в его отсутствии. В связи с этим суд, совещаясь на месте с учетом мнения административного истца, определил рассмотреть административное дело в отсутствии административного ответчика.

Выслушав показания прокурора <адрес>, рассмотрев материалы дела, исследовав имеющиеся в деле и представленные сторонами письменные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:

Из справки о проверке исполнения законодательства о противодействии коррупции от 28.03.2016г. следует, что прокуратурой <адрес> организована проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции и во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», проведена проверка законности, своевременности и обоснованности принятия органами местного самоуправления проекта решения о бюджете, Решения о бюджете, в том числе опубликования их и отчета об исполнении в средствах массовой информации, а также исполнение бюджетного законодательства при принятии решения о бюджете.

Муниципальным образованием «<адрес>» <адрес>, по настоящее время в средствах массовой информации не опубликовано «Решение о бюджете муниципального образования «<адрес>» <адрес> на 2016 год, а также «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год». Администрацией сельского поселения в уполномоченный орган не направлены вышеуказанные муниципальные нормативно-правовые акты для включения их в регистр муниципальных правовых актов субъекта РФ.

Обязанность органов местного самоуправления по выполнению вышеуказанных действий вытекает из следующих норм законов:

Согласно ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения бюджета, осуществления контроля, за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета.

В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрация муниципального образования вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

В соответствии со ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится формирование, утверждение исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета. Статьей 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что решение о бюджете вступает в силу с 01.01. и действует по 31.12. финансового года и подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней со дня его подписания в установленном порядке.

Норма ст. 5 БК РФ об обязательном официальном опубликовании закона о бюджете воспроизводит положение ч.3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым все законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются.

Юридической гарантией соблюдения предписаний ст.5 БК РФ в отношении законов (решений) о бюджете субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является п.2 ст. 187 БК РФ, в соответствии с которой порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации прозрачность (открытость) является одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации и п.6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах, обязательную открытость для общества, и средств массовой информации проектов бюджетов и т.д.

Невыполнением требований законодательства о публикации проекта решения и решения о бюджете, а также отчета об исполнении бюджета нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе населения МО «<адрес>» <адрес> на получение достоверной информации о бюджете, расходах и доходах, а также нарушен принцип гласности деятельности органов местного самоуправления и принцип прозрачности местных бюджетов.

Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупциогенности, поскольку статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, отнесено к основным принципам противодействия коррупции.

Согласно ст. 43.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В нарушении указанной нормы закона, а также ст.1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» администрацией МО «<адрес>» <адрес> не направлен в уполномоченный орган (Минюст РД) решение о бюджете и отчет об исполнении бюджета, для включения в систематизированную региональную базу данных, которая является составной частью федерального регистра.

Указанные нарушения законов могут быть устранены, в том числе путем использования прокурором своих полномочий по судебной защите нарушенных прав, поскольку допущенными нарушениями закона затрагиваются также интересы Российской Федерации, отраженные в Конституции РФ и в главном конституционном принципе об обеспечении в Российской Федерации верховенства законов, соблюдения всеми гражданами, должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления законов РФ.

Согласно ст.77 ФЗ -Ф3 органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст.281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля, за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

В силу ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Административное исковое заявление предъявлено в соответствии со ст. 39 КАС РФ в защиту интересов муниципального образования сельского поселения и неопределенного круга лиц.

Суд считает, что доводы прокурора <адрес> являются законными и обоснованными.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора <адрес> РД является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление прокурора <адрес> РД признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в не направлении в уполномоченный орган для включения в региональный регистр «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год» и муниципального НПА «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год» и не опубликовании в средствах массовой информации вышеуказанных муниципальных НПА. Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> опубликовать в средствах массовой информации «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год» и « Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год», обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> направить в уполномоченный орган (Минюст РД) «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год», а также «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год», для включения их в систематизированную базу данных, которая является составной частью федерального регистра.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившееся в не направлении в уполномоченный орган для включения в региональный регистр «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год» и муниципального НПА «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год» и не опубликовании в средствах массовой информации вышеуказанных муниципальных НПА.

Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> опубликовать в средствах массовой информации «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год» и «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год».

Обязать администрацию МО «<адрес>» <адрес> направить в уполномоченный орган (Минюст РД) «Решение о бюджете МО «<адрес>» <адрес> на 2016 год», а также «Отчет об исполнении местного бюджета за 2015 год», для включения их в систематизированную базу данных, которая является составной частью федерального регистра.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий –