Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Чумакова В.С. при секретаре судебного заседания Семенко М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-84/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в войсковой части 000, ФИО1 о признании незаконными действий начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области», выразившихся в отказе в возмещении ему командировочных расходов,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, сославшись на следующее.
Он проходит военную службу по контракту в войсковой части 000 и на основании приказа командира данной воинской части от 29 августа 2017 года № № в период с 31 августа по 21 сентября 2017 года находился в служебной командировке в войсковой части 00000 в соответствии с приказом командира войсковой части 000 от 19 декабря 2017 года № №, изданному на основании телеграммы начальника штаба войсковой части 000000 от 18 декабря 2017 года № № в период с 19 по 25 декабря 2017 года находился в служебной командировке в публичном акционерном обществе <данные изъяты> в ходе которых затратил свои личные денежные средства на проживание и питание.
По прибытии из указанных командировок им в федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» (далее – Управление), как финансовый довольствующий орган, были представлены оправдательные документы. Вместе с тем начальником Управления документы на возмещение военнослужащим войсковой части 000 командировочных расходов, в том числе и на Мацегор, были возвращены командиру войсковой части без оплаты ввиду полного исчерпания объемов бюджетных ассигнований на эти цели, утвержденных для войсковой части 000 на 2017 год.
Полагая, что его права нарушены, Мацегор просил суд признать эти действия начальника Управления незаконными и возложить на него обязанность возместить ему командировочные расходы в размере 52 200 рублей, а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Мацегор, надлежащим образом уведомленный о месте, дате и времени судебного заседания, в суд не прибыл, при этом в исковом заявлении указал, что просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в направленных в суд с сопроводительным письмом возражениях требования Мацегор не признала и пояснила, что объемы бюджетных ассигнований на командировочные расходы, утвержденные войсковой части 000 на 2017 год, на момент обращения административного истца с заявлением о возмещении командировочных расходов были израсходованы в полном объеме. Более того, приказы командира воинской части о направлении Мацегор в командировки не поступали в Управление на согласование, как и заявления о выдаче аванса для оплаты командировочных расходов. Исходя из изложенного, ФИО2 просила суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.
Исследовав материалы дела, допросив свидетеля, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2011 года № 43 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, за счет средств федерального бюджета» установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, за счет средств федерального бюджета» установлено, что возмещение расходов военнослужащим по найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, осуществляется за счет федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 мая 2012 года № 1055, под служебной командировкой понимается направление военнослужащего (лица гражданского персонала) по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (организации, подразделения), в которой военнослужащий (лицо гражданского персонала) проходит военную службу (работает).
Оплата служебных командировок военнослужащих на территории Российской Федерации регламентируется Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 (далее – Порядок).
Согласно пункту 118 Порядка военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Из пункта 122 Порядка следует, что возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке. Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Пункт 125 Порядка содержит перечень поездок военнослужащих, которые не считаются командировками.
В частности, согласно подпунктам «е» и «з» приведенного пункта не считаются командировками поездки военнослужащих, временно направленных в установленном порядке в воинские части, дислоцированные в других населенных пунктах, или зачисленным в распоряжение соответствующих командиров (начальников) в другие населенные пункты, а также направленных в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке в учебные центры, учебные воинские части военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы.
Следовательно, при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, юридически значимыми являются такие обстоятельства, как направление его по распоряжению командира (начальника) на определенный срок, в другую местность, для выполнения конкретного служебного задания (а не временного прохождения военной службы в другой воинской части) вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой военнослужащий продолжает проходить военную службу.
При этом само по себе оформление приказов командования о направлении военнослужащего в командировку и выдача ему командировочного удостоверения в этом случае не может повлечь возникновение у него тех или иных прав, в том числе на возмещение командировочных расходов, и изменить существо реально имевших место правоотношений.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 000 от 29 августа 2017 года № № Мацегор убыл в командировку <адрес> с 29 августа 2017 года по 28 сентября 2017 года для выполнения специального задания.
Из задания на полет № № от 29 августа 2017 года усматривается, что Мацегор в составе экипажа был направлен для выполнения специального задания – полета по обеспечению управления авиацией.
Исследованием в суде отметок на командировочном удостоверении № № от 29 августа 2017 года административного истца установлено, что Мацегор в период с 31 августа по 21 сентября 2017 года находился в служебной командировке в войсковой части <данные изъяты> При этом Мацегор в указанной воинской части не обеспечивался бесплатным жильем и питанием по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Из справки индивидуального предпринимателя <данные изъяты> усматривается, что Мацегор в период с 31 августа по 21 сентября 2017 года проживал в гостинице «<данные изъяты>» в одноместном однокомнатном стандартном одноместном номере, стоимость которого составляла 1 600 рублей в сутки.
Из прейскуранта гостиницы «<данные изъяты>» следует, что стоимость одноместного однокомнатного стандартного номера в сутки составляет 1 600 рублей.
Исследованием в судебном заседании копий счетов № №, №№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №№, кассовых чеков и чеков о списании денежных средств с банковской карты Мацегор, установлено, что последний заплатил за свое проживание в гостинице «Север» 33 600 рублей.
Исходя из изложенного, военный суд полагает установленным, что административный истец, находясь вне пункта постоянной дислокации воинской части в период с 31 августа 21 сентября 2017 года, проживал в гостинице «<данные изъяты>
Из копии телеграммы начальника штаба войсковой части 000000 от 18 декабря 2017 года № № следует, что для выполнения теоретического переучивания на базе <данные изъяты> командиру войсковой части 000 приказано организовать командирование, в том числе, лейтенанта ФИО3.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 000 от 19 декабря 2017 года № № Мацегор убыл в командировку в <данные изъяты> с 19 декабря 2017 года по 17 января 2018 года для организации выполнения мероприятий по продлению срока службы самолету А50У (бортовой номер 47).
Из задания на полет от 16 декабря 2017 года усматривается, что Мацегор в составе экипажа был направлен для выполнения специального задания – полета по обеспечению управления авиацией, маршрут полета Иваново – Таганрог-Южный.
Выпиской из приказа командира войсковой части 000 от 25 декабря 2017 года № № подтверждается, что Мацегор полагается прибывшим из служебной командировки в составе экипажа и зачислен на котловое довольствие с 27 декабря 2017 года.
Исследованием в суде отметок на командировочном удостоверении № 1865 от 19 декабря 2017 года административного истца установлено, что Мацегор в период с 19 по 25 декабря 2017 года находился в служебной командировке в <данные изъяты> При этом Мацегор в вышеуказанной организации не обеспечивался бесплатным жильем и питанием по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Исследованными в суде копиями счетов № № от 22 декабря 2017 года, № № от 24 декабря 2017 года, № № от 21 декабря 2017 года и соответствующих кассовых чеков от тех же дат подтверждается, что Мацегор заплатил за свое проживание в одноместном однокомнатном номере гостиничного комплекса <данные изъяты>» 9 900 рублей.
Из справки генерального директора <данные изъяты> следует, что на момент заселения Мацегор в гостиничном комплексе «<данные изъяты>» были свободны только одноместные однокомнатные номере стоимостью 1 650 рублей в сутки, что также соответствует диапазону цен, установленных в исследованном в суде прейскуранте гостиничного комплекса «Ника».
Исходя из изложенного, военный суд полагает установленным, что административный истец, находясь вне пункта постоянной дислокации воинской части в период с 19 по 25 декабря 2017 года, проживал в гостиничном комплексе «<данные изъяты>».
Таким образом, общая сумма расходов на проживание, затраченная Мацегор, составила 43 500 рублей.
Помимо этого, из материалов дела усматривается, что административный истец за двадцать девять дней исполнения служебных обязанностей вне пункта дислокации войсковой части 000 в период с 31 августа по 21 сентября 2017 года, а также с 19 по 25 декабря 2017 года понес расходы в виде суточных в размере 8 700 рублей.
Из рапортов Мацегор от усматривается, что он просил административного ответчика возместить командировочные расходы, из них за проживание – 33 600 рублей и 9 900 рублей, а также суточные – 6 600 рублей и 2 100 рублей, а всего в сумме 52 200 рублей.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что временное прохождение административным истцом военной службы в пунктах дислокации иных воинских частей в период с 31 августа по 21 сентября 2017 года, а также с 19 по 25 декабря 2017 года, обусловленное необходимостью выполнения специального задания в составе экипажа, нельзя признать служебными командировками.
Однако права военнослужащего, предоставленные ему законом, не могут быть ограничены в том случае, если он был вынужден в связи с совершенной поездкой в целях выполнения поставленной командованием задачи нести дополнительные расходы за свой счет.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.
По смыслу приведенных норм закона, возмещение понесенных военнослужащим убытков должно обеспечиваться виновной в их возникновении стороной за счет средств федерального бюджета.
В связи с изложенным, доводы административного ответчика, изложенные в отзыве, суд признает несостоятельными, а действия начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области» в части отказа в возмещении Мацегор документально подтвержденных расходов по найму жилых помещений, а также суточных расходов (из расчета 300 рублей в сутки), в период выполнения специальных заданий являются незаконными, а требования административного истца подлежат удовлетворению.
Таким образом, для восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика расходы, связанные с оплатой Мацегор проживания
Таким образом, для восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика в качестве убытков расходы, связанные с оплатой Мацегор проживания в гостинице <данные изъяты>» в период исполнения служебных обязанностей с 31 августа по 21 сентября 2017 года в размере 33 600 рублей, а также в гостиничном комплексе «<данные изъяты> в период исполнения служебных обязанностей с 19 по 25 декабря 2017 года в размере 9 900 рублей, а также расходы на питание – в размере 8 700 рублей, а всего в сумме 52 200 рублей.
Из чека-ордера от 14 марта 2018 года следует, что Мацегор при подаче административного иска в суд оплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку требования Мацегор удовлетворены, в его пользу с административного ответчика подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области», выразившиеся в отказе ФИО1 в возмещении расходов, связанных с оплатой за проживание в гостиницах и суточных расходов в период исполнения служебных обязанностей с 31 августа по 21 сентября 2017 года в войсковой части <данные изъяты> также в период с 19 по 25 декабря 2017 года в публичном акционерном обществе «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. <данные изъяты>
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ивановской области», в пользу ФИО1 следующие денежные средства:
- расходы, связанные с оплатой за проживание в гостиницах в период исполнения служебных обязанностей с 31 августа по 21 сентября 2017 года в войсковой части <данные изъяты> и в период с 19 по 25 декабря 2017 года в <данные изъяты> в сумме 43 500 (сорок три тысячи пятьсот) рублей;
- суточные расходы в размере 8 700 (восемь тысяч семьсот) рублей;
- судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.С. Чумаков