Дело № 2а-84/2021
УИД 44RS0024-01-2022-000125-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Георгиевское 26 апреля 2022 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего - судьи Власова О.,
с участием заместителя прокурора Межевского района Гречишкина М.Г.,
при секретаре Скворцовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по иску прокурора Межевского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Межевского муниципального округа Костромской области о признании незаконным бездействия администрации Межевского муниципального округа Костромской области района выразившееся в непринятии мер по организации и осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения и возложении обязанности обеспечить разработку и принятие муниципального правового акта, регламентирующего порядок организации и осуществления муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Межевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Межевского муниципального округа Костромской области района о признании незаконным бездействия администрации Межевского муниципального округа Костромской области района в непринятии мер по организации и осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения и возложении обязанности обеспечить разработку и принятие муниципального правового акта, регламентирующего порядок организации и осуществления муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Межевского муниципального округа Костромской области (далее - администрация Межевского муниципального округа) требований законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также законодательства об осуществлении муниципального контроля. Установлено, что решением сертификационной комиссии Совета по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 02.04.2013 дереву вяз, произрастающему в д. Черемисская Межевского района Костромской области, присвоен всероссийский статус «Дерево - памятник живой природы». Постановлением администрации Межевского муниципального района от 06.02.2013 № 47 (далее - постановление) на территории муниципального района создана особо охраняемая природная территория «Дерево - памятник живой природы «Черемисский ильм». В соответствии с положением об особо охраняемой природной территории местного значения, являющимся приложением к постановлению, особо охраняемая природная территория представляет собой дерево породы Вяз шершавый - одиночное дерево, высота ствола около 35 метров, обхват ствол на высоте 1,3 метра около 2,0 метров. Вместе с тем, в нарушение указанных выше требований закона мер, достаточных для охраны памятника живой природы от негативного воздействия, не принято, в частности не обеспечена организация и осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, а именно муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок организации и осуществления муниципального контроля в названной сфере, а также программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, не разработаны и не приняты. По выявленным нарушениям прокурором района 22.02.2022 главе Межевского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства при организации и осуществлении муниципального контроля, 28.03.2022 представление рассмотрено, вместе с тем конкретные меры, направленные на устранение нарушений не приняты.
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Межевского района Гречишкин М.Г. исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. Был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. В адресованном суду заявлении глава Межевского муниципального округа ФИО1 просил дело рассмотреть в его отсутствие. Исковые требования признает в полном объеме.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 33 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее также - Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ) государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляются посредством муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положениями, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований.
Согласно пункту «в» части 2 статьи 33 указанного выше закона предметом государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются для муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий - соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях местного значения обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся: режима особо охраняемой природной территории; особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
В силу части 5 статьи 33 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Частью 1 статьи 17.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 30 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области муниципального контроля относятся: участие в реализации единой государственной политики в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля; организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования; иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается для вида муниципального контроля - положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Кроме того, в силу части 1 статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей: 1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; 2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) ежегодно утверждается по каждому виду контроля (часть 2 статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям утверждается контрольным (надзорным) органом (часть 3 статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 25 Устава Межевского муниципального округа Костромской области, утвержденного Решением Думы Межевского муниципального округа Костромской области от 12.01.2022 № 86, администрация муниципального округа является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля. К полномочиям администрации муниципального округа в области муниципального контроля относятся участие в реализации единой государственной политики в области муниципального контроля (надзора), муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля; организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального округа; иные полномочия в соответствии с Федеральным закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», другими федеральными законами.
Судом установлено, что решением сертификационной комиссии Совета по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 02.04.2013 дереву вяз, произрастающему в д. Черемисская Межевского района Костромской области, присвоен всероссийский статус «Дерево - памятник живой природы». Постановлением администрации Межевского муниципального района от 06.02.2013 № 47 (далее - постановление) на территории муниципального района создана особо охраняемая природная территория «Дерево - памятник живой природы «Черемисский ильм». В соответствии с положением об особо охраняемой природной территории местного значения, являющимся приложением к постановлению, особо охраняемая природная территория представляет собой дерево породы Вяз шершавый - одиночное дерево, высота ствола около 35 метров, обхват ствол на высоте 1,3 метра около 2,0 метров. Вместе с тем, в нарушение указанных выше требований закона мер, достаточных для охраны памятника живой природы от негативного воздействия, не принято, в частности не обеспечена организация и осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, а именно муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок организации и осуществления муниципального контроля в названной сфере, а также программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, не разработаны и не приняты. По выявленным нарушениям прокурором района 22.02.2022 главе Межевского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства при организации и осуществлении муниципального контроля, 28.03.2022 представление рассмотрено, вместе с тем конкретные меры, направленные на устранение нарушений не приняты. Непринятие администрацией Межевского муниципального округа Костромской области мер, направленных на организацию и осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения может повлечь принятие необоснованных решений в отношении субъектов предпринимательской деятельности, что повлечет нарушение их прав и законных интересов.
На основании изложенного и в связи с тем, что непринятие администрацией Межевского муниципального округа Костромской области мер, направленных на организацию и осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе право каждого на благоприятную окружающую среду, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а срок устранения выявленных нарушений достаточным.
Руководствуясь ст.ст.175 - 181 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск прокурора Межевского района Костромской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации Межевского муниципального округа Костромской области, выразившееся в непринятии мер по организации и осуществлении муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения
Обязать администрацию Межевского муниципального округа Костромской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку и принятие муниципального правового акта, регламентирующего порядок организации и осуществления муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий - <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> О.В. Власов