ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-84/2021 от 26.05.2021 Пичаевского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-84/2021

68RS0020-01-2021-000087-68

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

  1. 26 мая 2021 года

Пичаевский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Струкова В.А.,

при секретаре Волковой В.И..

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пичаевского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тамбовской области, Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области об обязании установить границы памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк» и поставить на государственный кадастровый учет границы данного парка,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пичаевского района Тамбовской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Тамбовской области, Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области о признании незаконным бездействие в части установления границ памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк» и обязании установить границы памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда, а также обязании Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области поставить на государственный кадастровый учет границы памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк» в течение 6 месяцев с момента принятия решения об установлении границ памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк». В обоснование административного иска указал, что прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Тамбовской области проведена проверка исполнения законодательства в области особо охраняемых природных территорий. Действующим законодательством предусмотрены ограничения любой деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий в целях исключения нарушения их сохранности. В число особо охраняемых природных территорий регионального значения включен «Больше-Гагаринский парк», являющийся памятником природы и расположенный на территории Пичаевского района. К полномочиям администрации Тамбовской области отнесено принятие решений об установлении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к полномочиям Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области последующая подготовка и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Вместе с тем, согласно информации Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 12.03.2021 сведения о границах памятника природы «Больше-Гагаринский парк» в единый государственный реестр недвижимости не внесены. Сведений о принятии решения об установлении границ памятника природы «Больше-Гагаринский парк» в ходе проверки также не представлено. В отсутствие сведений о границах земельного участка, на котором расположена особо охраняемая природная территория, невозможно осуществление надлежащего контроля за ее сохранностью и соблюдением установленного режима хозяйственной деятельности в ее пределах. При этом «Больше-Гагаринский парк» был учтен в качестве памятника природы в первой редакции постановления администрации Тамбовской области от 25.04.2011 N 414 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области». Таким образом, у администрации Тамбовской области и Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области имелось достаточно времени для обеспечения надлежащего учета границ вышеуказанного памятника природы. Неисполнение обязанностей по надлежащему учету особо охраняемых природных территорий делает невозможным обеспечение их сохранности и нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

Определение суда от 22 апреля 2021 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения».

Административным ответчиком - Управлением по охране окружающей среды и природопользованию области в лице представителя по доверенности С.С. Лисицыной поданы возражения на административное исковое заявление, где просит отказать в удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия по установлению границ памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк», так как Управлением работы проводились, о чем свидетельствует выделение денежных средств из областного бюджета в 2016, в 2017 годах, в частности заключение контракта № 0164200003017001340 от 23.05.2017 «О проведении работ по уточнению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Тамбовской области» в отношении 98 особо охраняемых природных территорий. В настоящее время продолжается работа по обеспечению кадастрового учета границ памятников природы регионального значения, расположенных на территории Тамбовской. В 2016 году Управлением поставлено на кадастровый учет 11 ООПТ, в 2017 году - 4 ООПТ, в 2018 - 52 ООПТ, в 2019 - 14 ООПТ, что свидетельствует о непрерывно проводимой работе по постановке на учет ООПТ. Таким образом, управлением в рамках имеющихся полномочий предпринимались и предпринимаются все возможные меры по постановке на учет в Росреестр.

В судебном заседании прокурор Шарлаимов М.А. заявил отказ от административного иска в части признания незаконным бездействия администрации Тамбовской области и Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в части незаконного бездействия в установлении границ памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк». Отказ принят судом и производство по делу в этом части административного иска прекращено. Прокурор Шарлаимов М.А. измененные административные исковые требования поддержал и просил суд обязать администрацию Тамбовской области и Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области установить границы памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк» в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда, а также обязать Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области поставить на государственный кадастровый учет границы памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк» в течение 6 месяцев с момента принятия решения об установлении границ памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк».

Представитель административных ответчиков администрации Пичаевского района Тамбовской области и Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области по доверенностям - консультант организационно-правового отдела Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Лисицына С.С. признала административный иск с учетом отказа прокурора от административного иска в части признания незаконным бездействия администрации Тамбовской области и Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в части установления границ памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк».

Представитель заинтересованного лица - ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд на основании ч.6 ст. 226 КАС РФ определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица - ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения».

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктами «в», «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В преамбуле Федерального закона от 14.03.1995г. № ЗЗ-ФЗ содержится легальное определение особо охраняемых природных территорий, под которыми понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно ст. ст.2, 22 выше указанного Федерального закона памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. Разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 6, 7).

В соответствии с п. 2, 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995г. N ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об использовании и защите особо охраняемых природных территорий прокуратурой Пичаевского района было установлено, что границы памятника природы «Больше-Гагаринский парк» Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) не внесены, что подтверждено информацией Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 12.03.2021. Данная особо охраняемая территория (ООПТ) как памятник природы регионального значения в соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 25.04.2011 N 414 «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области».

Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статья 32 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» закрепляет обязанность органов государственной власти направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении положения об особо охраняемой природной территории; об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В силу ст. 4 Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "»б особо охраняемых природных территориях» государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Согласно ч. 2 ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов российской Федерации и в муниципальной собственности.

Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости зашиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий. Таким образом, действующим законодательством предусмотрены ограничения любой деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий в целях исключения нарушения их сохранности.

В силу ч. 4 и ч. 4.1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету. Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, а также описания его границ, являются сведения из единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с постановление администрации Тамбовской области
от 25 апреля 2011 г. N 414 «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области» на территории области размещено 107 особо охраняемых природных территорий регионального значения (памятники природы и биологические заказники). В число особо охраняемых природных территорий регионального значения включен «Больше-Гагаринский парк», являющийся памятником природы регионального значения и расположенный на территории Пичаевского района площадью 20 га.

Постановлением Главы администрации Тамбовской области от 22.08.2013 N 251 утверждено Положение об управлении по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области (далее - Положение).

Согласно п. 3.1.13.21. Положения Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации Тамбовской области от 22.08.2013 N 251, в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет подготовку и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией Тамбовской области решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Таким образом, к полномочиям администрации Тамбовской области отнесено принятие решений об установлении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к полномочиям Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области последующая подготовка и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В судебном заседании установлено, что Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области совместно с ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» проводятся работы по подготовке и направлению документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк», о чем в материалах дела имеются: копия контракта № 0164200003017001340 от 23.05.2017г. на выполнение работ по уточнению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Тамбовской области, заключенный между ТОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» и ООО «Тамбовгипрозем»; копия карты (план) ООПТ регионального значения - памятник природы «Больше-Гагаринский парк», расположенный в с.Большой Ломовис Пичаевского района, выполненная ООО «Тамбовгипрозем» 29.07.2017г; копии писем Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области о направлении в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии» по Тамбовской области электронных документов в формате ХМГ в 2018г.; ответы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии» по Тамбовской области в январе 2019г., марте 2020г., апреле 2021 г. о невозможности внести в ЕГРН сведения о границах.

Указанные обстоятельства подтверждены и показаниями свидетеля заместителя директора ТОГБУ ««Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения» Свидетель №1.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией Тамбовской области и Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в рамках имеющихся полномочий предпринимались и предпринимаются все возможные меры по установлению границ памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк» и постановке их на кадастровый учет в ЕГРН.

В судебном заседании представитель административных ответчиков администрации Тамбовской области и Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области по доверенностям Лисицына С.С. административные исковые требования признала о возложении обязанностей по постановке границ памятника природы «Больше-Гагаринский парк» на кадастровый учет.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования удовлетворению

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Пичаевского района Тамбовской области удовлетворить.

Обязать администрацию Тамбовской области и Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области установить границы памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк» в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Обязать Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области поставить на государственный кадастровый учет границы памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк» в течение шести месяцев с момента принятия решения об установлении границ памятника природы регионального значения «Больше-Гагаринский парк».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме

Решение изготовлено в окончательной форме 04 июня 2021 года.

Судья подпись В. А. Струков