ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-84/2022 от 06.05.2022 Топчихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-84/2022

22RS0053-01-2021-000637-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Кернечишиной И.М.,

при секретарях (помощнике судьи) Кремлёве Р.В., Выставкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Мережко Александру Николаевичу о взыскании недоимки по налогам за 2017-2019 годы,

у с т а н о в и л :

Административный истец обратился в суд с административным иском о взыскании с Мережко А.Н., ИНН , недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 42 157 руб., пени – 131,39 руб.; транспортного налога в размере 101 280 руб., пени – 315,66 руб., земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, по ОКТМО – 50 599 руб., пени 157,58 руб., по ОКТМО – 1248 руб., - всего 195 848,63 руб.

В обоснование административного иска административный истец, ссылаясь на статьи 23, 48, 55, 58, 75, 357, 363, 388, 400, 401, пункт 4 статьи 31, пункт 1 статьи 55, пункт 4 статьи 57, пункты 2, 3 статьи 362, пункт 1 статьи 363, пункт 1 статьи 390, пункты 1 и 4 статьи 394, пункт 1 статьи 396, пункты 1, 4 статьи 397, пункт 2 статьи 402, пункт 1 статьи 406, пункт 5 статьи 408, пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), Закон Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края», пункт 19 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ», указал, что Мережко А.Н. является собственником транспортных средств, в том числе:

автомобилей грузовых (кроме включенных по коду 57000):

- <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ,

- <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГ,

- <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГ,

автомобилей грузовых:

- <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГ,

- <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ,

- <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГ,

тракторов, комбайнов и специальных автомашин:

- <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГ,

- <данные изъяты>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГ.

За 2017-2019 годы ему налоговым органом исчислен транспортный налог по следующей формуле: ТН = МД х Нс х К, где ТН – транспортный налог, МД – мощность двигателя, Нс – налоговая ставка, К - коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде:

за транспортное средство <данные изъяты> – по 2475 руб. за каждый год (99 х 25 х 12/12),

за <данные изъяты> – по 4320 руб. (108 х 40 х 12/12),

за <данные изъяты> – по 13 650 руб. (170 х 25 х 12/12),

за <данные изъяты> – по 1875 руб. (75 х 25 х 12/12),

за <данные изъяты> – по 6000 руб. (150 х 40 х 12/12),

за <данные изъяты> – по 5440 руб. (136 х 40 х 12/12),

за <данные изъяты> - по 3625 руб. (145 х 25 х 12/12),

за <данные изъяты>, – по 6250 руб. (250 х 25 х 12/12),

- итого 130 905 руб.

Кроме того, Мережко А.Н. является собственником следующих земельных участков:

- с кадастровым номером , площадью , расположенным по адресу: 659091, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ;

- с кадастровым номером площадью расположенным по адресу: 659070, <адрес>, 1, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ;

- с кадастровым номером , площадью , расположенным по адресу: 658612, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ;

- с кадастровым номером , площадью , расположенным по адресу: 659091, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ;

- с кадастровым номером , площадью , расположенным по адресу: 659091, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ;

- с кадастровым номером , площадью , расположенным по адресу: 659091, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ;

- с кадастровым номером , площадью , расположенным по адресу: 659091, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ;

- с кадастровым номером , площадью , расположенным по адресу: 659091, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ;

- с кадастровым номером , площадью , расположенным по адресу: 659091, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ;

- с кадастровым номером , площадью расположенным по адресу: 659091, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ;

- с кадастровым номером , площадью , расположенным по адресу: 659091, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ;

- с кадастровым номером , площадью , расположенным по адресу: 659091, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГ.

Налоговым органом ему за 2017-2019 годы исчислен земельный налог по формуле: ЗН (земельный налог) = КС (кадастровая стоимость земельного участка) х РД (размер доли) х НС (налоговая ставка):

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО за 2019 год 51 руб. (120 470 х 1/6 х 0,3 %);

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО , за каждый год по 1505 руб. (752 397 х 2/3 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО , по 1452 руб. (484 071 х 1 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО , по 752 руб. (501 606 руб. х 1/2 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО , по 1491 руб. (745 560 х 2/3 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО , по 746 руб. (497 040 х 1/2 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО , по 1415 руб. (471 831 х 1 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО , по 2257 руб. (752 402 х 1 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО , за 2017 год - 3078 руб. (1 026 045 х 1 х 0,3 %), за 2018-2019 годы по 2900 руб. (966 720 х 1 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО за 2017 и 2018 годы по 4167 руб. (24 754 779 х 17/303 х 0,3 %), за 2019 год - 3567 руб. (20 801 892 руб. х 17/303 (долей) х 8/12 (количество месяцев владения) + 24 754 779 руб. х 17/303 (долей) х 1/12 (количество месяцев владения) + 21 051 369 руб. х 17/303 (долей) х 3/12 (количество месяцев владения)) х 0,3 % (налоговая ставка),

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО , за 2019 год 926 руб. (3 703 410 х 1 х 1/12 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером , ОКТМО , по 416 руб. (138 797 х 1 х 0,3 %).

Итого общая сумма земельного налога за 2017-2019 годы составила по ОКТМО – 50 559 руб., по ОКТМО – 1248 руб., - 51 807 руб.

Также Мережко А.Н. является собственником квартиры с кадастровым номером , площадью 168,9, расположенной по адресу: 659070, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГ, в связи с чем ему налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц по следующей формуле: НИ = ИС х НС х К, где НИ – налог на имущество, ИС – инвентаризационная стоимость, НС – налоговая ставка, К – коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде:

за 2017 год - 13 579 руб. (1 357 907 х 1 % х 12/12),

за 2018 год – 14 113 руб. (1 411 271 х 1 % х 12/12),

за 2019 год – 14 465 руб. (1 446 529 х 1 % х 12/12).

Первоначальные расчёты по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 год были аннулированы в связи с поступившими служебными записками о неактивных пользователях сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» и отсутствием факта, подтверждающего получение Мережко А.Н. первоначальных налоговых уведомлений через сервис «Личный кабинет» налогоплательщика.

3 августа 2020 г. в адрес налогоплательщика по почте было направлено налоговое уведомление .

В связи с неуплатой в установленный законом срок сумм налога в адрес налогоплательщика по почте направлено требование от 24.12.2020 , которое оставлено без исполнения.

В связи с возникновением недоимки по транспортному налогу начислены пени в размере по 136 руб. за каждый год, при этом с учётом частичного списания пени за каждый год составляет 105,22 руб.; по земельному налогу начислены пени в размере 157,58 руб. (52,56 руб. на недоимку за 2017 год, 52 руб. – на недоимку за 2018 год, 53,02 руб. – на недоимку за 2019 год); по налогу на имущество пени 131,39 руб. (за 2017 год – 42,32 руб., за 2018 год – 43,99 руб., за 2019 год – 45,08 руб.).

В 2020 году начисления по транспортному налогу уменьшены на 9875 руб. за каждый налоговый период в связи с представлением Мережко А.Н. льготы как производителю сельскохозяйственной продукции, таким образом, за ним числится задолженность по транспортному налогу за 2017-2019 годы в размере 101 280 руб., пеня – 315,66 руб.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка Топчихинского района от 13.03.2021 с Мережко А.Н. была взыскана задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу и соответствующим суммам пеней.

16.04.2021 судебный приказ был отменён в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями, в связи с чем административный истец обратился в суд с административным иском и просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик Мережко А.Н., надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором возражает против его удовлетворения, указывая на то, что материалы дела не содержат доказательств направления ему налогового уведомления от 03.08.2020 и требования от 24.12.2020, следовательно, процедура взыскания существенно нарушена и в административном иске должно быть отказано.

Кроме того, срок уплаты налога за 2017 год наступил 3 декабря 2018 г., за 2018 год – 2 декабря 2019 г., следовательно, с требованиями об уплате налогов налоговый орган мог обратиться к нему не позднее 01.03.2018 и 04.03.2019 соответственно, с заявлением о вынесении судебного приказа – не позднее 24.09.2018 и 25.09.2018. Доказательств направления уведомлений, требований, заявлений о вынесении судебного приказа в указанные сроки административный истец не представил; процедура повторного направления уведомления Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена, следовательно, административный истец пропустил установленный законом срок для обращения в суд.

Также Мережко А.Н. не согласен с перечнем объектов налогообложения, указанным в административном исковом заявлении. Так, грузовые автомобили <данные изъяты>, автомобиль грузовой с государственным регистрационным знаком в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения, поскольку являются специальными автомашинами для технического обслуживания (цистернами) (т.1 л.д.228-230).

Представитель привлечённой к участию в деле в качестве заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, надлежаще извещённой о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, не представив никаких объяснений по существу административного иска.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их участие в рассмотрении дела не является обязательным и не признано судом обязательным.

Изучив материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьёй 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 НК РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 3 статьи 14, пунктам 1, 2 статьи 15 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, земельный налог и налог на имущество - к местным налогам.

В силу статьи 356 НК РФ (в редакции, действовавшей на начало соответствующих налоговых периодов) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Статьёй 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ автомобили, самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу являются объектом налогообложения.

В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (далее – л.с.) (пункт 1 статьи 359 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства, в частности для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно установлена налоговая ставка в размере – 2,5 руб. (с каждой л.с.),

для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 4 руб. (с каждой л.с.),

для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 6,5 руб. (с каждой л.с.),

для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу – 2,5 руб. (с каждой л.с.).

Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (пункт 2 той же статьи).

Статьёй 1 Закона Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (в редакции, действовавшей на начало каждого из указанных в исковом заявлении налоговых периодов) налоговая ставка для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно установлена в размере – 25 руб. (с каждой л.с.),

для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 40 руб. (с каждой л.с.),

для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 65 руб. (с каждой л.с.),

для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу – 25 руб. (с каждой л.с.).

В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края», абзацу третьему пункта 1, пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретённых (предоставленных) для жилищного строительства; приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 391 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодеком и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками налога на имущество физических лиц в силу статьи 400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершённого строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Как установлено пунктом 2 статьи 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Согласно статье 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учётом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

В силу пункта 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учётом положений пункта 5 настоящей статьи.

Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учётом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, в следующих пределах: до 300 000 рублей включительно - до 0,1 процента включительно, свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно - свыше 0,1 до 0,3 процента включительно, свыше 500 000 рублей - свыше 0,3 до 2,0 процента включительно.

Решением Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края» от 11.11.2014 № 33, действовавшего с 1 января 2015 г. по 1 января 2020 г., установлена ставка налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в статье 401 НК РФ, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой НК РФ: до 300 000 руб. (включительно) – 0,1 процента; свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. включительно – 0,3 процента; свыше 500 000 руб. – 1,1 процента (т.2 л.д.13).

Налоговым периодом признаётся календарный год (статья 405 НК РФ).

В соответствии с абзацем четвёртым пункта 1 статьи 397, пунктом 1 статьи 409 НК РФ срок уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В то же время орган по контролю за уплатой налогов, то есть Федеральная налоговая служба обязана соблюдать установленный законом порядок взыскания своевременно не уплаченных налогов и начисленных на них пеней.

Согласно пункту 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (пункт 6 статьи 52 НК РФ).

Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в соответствии с абзацем четвёртым пункта 4 статьи 69 НК РФ должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Положениями пунктов 1, 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьёй 48 настоящего Кодекса.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Заявление о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункты 1, 2 статьи 48 НК РФ).

Как установлено судом, следует из материалов дела, административный ответчик Мережко А.Н. в 2017-2019 годы являлся собственником транспортных средств, в том числе:

- грузовых автомобилей -

<данные изъяты>, мощностью двигателя л.с. 150 л.с. (110 кВт) (т.1 л.д.90, 95),

<данные изъяты>, мощностью двигателя 75 л.с. (55 кВт) (т.1 л.д.91),

<данные изъяты>, мощностью двигателя 99 л.с. (т.1 л.д.92-93),

<данные изъяты>, мощностью двигателя 210 л.с. (155 кВт) (т.1 л.д.89, 94),

<данные изъяты>, мощностью двигателя 108 л.с. (79 кВт) (т.1 л.д.88),

<данные изъяты>, мощностью двигателя 136 л.с. (100кВт) (т.1 л.д.87, 96),

- других самоходных транспортных средств, машины и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу -

модуля тракторного <данные изъяты>, мощностью двигателя 250 л.с. (184 кВт) (т.1 л.д.99),

комбайна зерноуборочного <данные изъяты>, мощностью двигателя 145 л.с. (106,5 кВт) (т.1 л.д.100).

С учётом приведённых выше положений закона сам по себе расчёт транспортного налога налоговым органом произведён правильно:

за грузовые автомобили –

<данные изъяты> по 6000 руб. за каждый год (150 л.с. х 40 руб.),

<данные изъяты> по 1875 руб. (75 л.с. х 25 руб.),

<данные изъяты> 2475 руб. (99 л.с. х 25 руб.),

<данные изъяты> по 13 650 руб. (170 л.с. х 25 руб.),

<данные изъяты> по 4320 руб. (108 л.с. х 40 руб.)

<данные изъяты> по 5440 руб. (136 л.с. х 40 руб.),

за другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу -

<данные изъяты>, по 6250 руб. (250 л.с. х 25 руб.),

<данные изъяты>, по 3625 руб. (145 л.с. х 25 руб.).

Кроме того, как следует из материалов дела, впоследствии сумма транспортного налога была уменьшена налоговым органом на 9875 руб. за каждый год в связи с предоставлением Мережко А.Н. налоговой льготы как сельскохозяйственному товаропроизводителю, в связи с чем он освобождён от уплаты транспортного налога за модуль тракторный <данные изъяты>, и комбайн зерноуборочный <данные изъяты>.

С учётом изложенного подлежащая уплате сумма транспортного налога за каждый год составила 33 760 руб.

Также из материалов дела следует, что административный ответчик Мережко А.Н. в 2017-2019 годы обладал на праве собственности земельными участками, в том числе на территории Переясловского сельсовета Топчихинского района Алтайского края (ОКТМО ):

с кадастровым номером , находящимся примерно в 3500 м в северном направлении от с.Переясловка, кадастровой стоимостью на ДД.ММ.ГГ – 1 026 046,6 руб. (т.1 л.д.103), на ДД.ММ.ГГ – 966 720 руб. (т.1 лд.105, 157);

с кадастровым номером , находящимся в с.Переясловка, кадастровой стоимостью на 1 января 2017 г. и на 1 января 2018 г. 752 402,28 руб. (т.1 л.д.107-110,158);

с кадастровым номером , находящимся примерно в 4,5 км в северном направлении от с.Переясловка, кадастровой стоимостью на ДД.ММ.ГГ и на ДД.ММ.ГГ - 501 606,84 руб. (т.1 л.д.111-114);

с кадастровым номером , находящимся примерно в 2 км в северо-западном направлении от с.Переясловка, кадастровой стоимостью на ДД.ММ.ГГ и на ДД.ММ.ГГ – 484 071,36 руб. (т.1 л.д.115-118, 159);

с кадастровым номером , площадью 9 204 377 +/- 28 794 кв.м (2/303 + 2/303 + 2/101 + 1/202 + 2/101 + 1/101 = 41/606 доля в праве (т.1 л.д.160-197)), находящимся примерно в 6 км в юго-восточном направлении от п.Труд, кадастровой стоимостью на 1 января 2017 г. и на 1 января 2018 г. - 24 754 779,93 руб. (т.1 л.д.119-122) по 27.01.2019 - 24 754 779,93 руб., в периоды с 28.01.2019 по 13.05.2019 – 21 051 369,96 руб., с 14.05.2019 по 31.12.2019 – 20 801 892,02 руб. (т.2 л.д.56-57);

с кадастровым номером <данные изъяты> доли в праве (т.1 л.д.198-199)), находящимся примерно в 3800 м в северо-западном направлении от ориентира по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью на 1 января 2017 г. и на 1 января 2018 г. 752 397,72 руб. (т.1 л.д.123-126);

с кадастровым номером (<данные изъяты> доли в праве (т.1 л.д.200-201)), находящимся примерно в 2950 м в северо-западном направлении от ориентира по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 745 560 руб. (т.1 л.д.127-130);

с кадастровым номером <данные изъяты> доля в праве (т.1 л.д.202-203)), кадастровой стоимостью 497 040 руб. (т.1 л.д.131-134),

с кадастровым номером , находящимся примерно в 7000 м в северо-восточном направлении от с.Переясловка, кадастровой стоимостью 471 831,87 руб. (т.1 л.д.135-138),

с кадастровым номером , находящимся примерно в 220 м в северо-восточном направлении от п.Труд, кадастровая стоимость которого была установлена ДД.ММ.ГГ в размере 3 703 410,84 руб. (т.1 л.д.139-142, т.2 л.д.55) (с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ (т.1 л.д.205-206)),

а также земельным участком на территории Топчихинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края (ОКТМО ) - с кадастровым номером по адресу: <адрес> (т.1 л.д.207-211), кадастровой стоимостью 138 797,98 руб. (л.д.143-146).

Решением Переясловского сельского Совета депутатов Топчихинского района «О введении земельного налога на территории муниципального образования Переясловский сельсовет Топчихинского района Алтайского края» от 22.10.2014 № 24 (т.2 л.д.58-59), решением Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района «О введении земельного налога на территории муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края» от 11.11.2014 № 32 (т.2 л.д.10-11), действовавшими до 1 января 2018 г., решением Переясловского сельского Совета депутатов Топчихинского района «О введении земельного налога на территории муниципального образования Переясловский сельсовет Топчихинского района Алтайского края» от 17.11.2017 № 20 (т.2 л.д.12), решением Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района «О введении земельного налога на территории муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края» от 24.11.2017 № 41 (т.2 л.д.14), действовавшими с 1 января 2018 г., налоговая ставка в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, установлена в размере 0,3 процента.

Таким образом, расчёт налога на земельные участки, произведённый налоговым органом, в целом является верным:

на земельный участок с кадастровым номером за 2017 год 3078 руб. (1 026 046,6 х 0,3 %), за 2018-2019 годы по 2900 руб. (966 720 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером по 2257 руб. (752 402,28 руб. х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером по 752 руб. (501 606,84 руб. х ? х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером по 1452 руб. (484 071,36 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером по 1505 руб. (752 397,52 руб. х 2/3 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером по 1491 руб. (745 560 х 2/3 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером по 746 руб. (497 040 х 1/2 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером по 1415 руб. (471 831,87 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером за 2019 год - 926 руб. (3 703 410,84 х 1/12 х 0,3 %),

на земельный участок с кадастровым номером по 416 руб. (138 797,98 руб. х 0,3 %),

за исключением земельного участка с кадастровым номером , так как при расчёте налоговый орган исходил из того, что Мережко А.Н. обладает на праве собственностью долями этого земельного участка, тогда как на самом деле Мережко А.Н. является собственником доли. Таким образом, ему за 2017 и 2018 годы должен был быть начислен налог по 5024 руб. (24 754 779,93 х 41/606 х 0,3 %), за 2019 год – 4302 руб. (24 754 779,93 х 41/606 х 1/12 + 21 051 369,96 х 41/606 х 3/12 + 20 801 892,02 х 41/606 х 8/12) х 0,3 %, а начислено за 2017-2018 годы по 4167 руб., за 2019 год – 3567 руб.

Также из материалов дела следует, что за Мережко А.Н. действительно с ДД.ММ.ГГ зарегистрировано право собственности на помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (т.1 л.д.217-218).

Расчёт налога на это помещение произведён налоговым органом исходя из его инвентаризационной стоимости по состоянию на 01.01.2012 - 952 917,89 руб. (т.1 л.д.262, т.2 л.д.1) с применением коэффициентов-дефляторов, установленных Приказами Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год», от 30.10.2017 № 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год», от 30.10.2018 № 595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год» в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» в размере: 1,425 на 2017 год, 1,481 на 2018 год, 1,518 на 2019 год, и налоговой ставки 1 % (вместо установленной решением Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края» от 11.11.2014 № 33 ставки для объектов налогообложения стоимостью более 500 000 руб. 1,1 %.

За 2017 год 952 917,89 руб. х 1,425 х 1% = 13 579 руб.

За 2018 год 952 917,89 руб. х 1,481 х 1 % = 14 113 руб.

За 2019 год 952 917,89 руб. х 1,518 х 1 % = 14 465 руб.

Эта сумма не превышает подлежавшие начислению 14 937 руб., 15 524 руб. и 15 912 руб. соответственно (при применении налоговой ставки 1,1 %).

Срок уплаты налогов за 2017 год наступил 3 декабря 2018 г., за 2018 год – 2 декабря 2019 г. (с учётом положений части 7 статьи 6.1 НК РФ), при этом налоговые уведомления должны были быть направлены Мережко А.Н. не позднее 18 октября 2017 г., 18 октября 2018 г., 17 октября 2019 г. соответственно (с учётом исчисления 30-дневного срока в порядке, установленном пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ), но не 03.08.2020.

Следовательно, с требованиями об уплате указанных налогов налоговый орган мог обратиться к Мережко А.Н. не позднее 04.03.2019 и 02.03.2020 соответственно (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Получив указанные требования в течение шести дней (пункт 6 статьи 69 НК РФ), Мережко А.Н. был обязан исполнить их в течение восьми дней (абзац четвёртый пункта 4 статьи 69 НК РФ), то есть в срок не позднее 25.03.2019 и 23.03.2020 (с учётом исчисления сроков, установленных в днях в порядке пункта 6 статьи 6.1 НК РФ).

Соответственно с заявлением о вынесении судебного приказа истец мог обратится не позднее 25.09.2019 и 23.09.2020.

Доказательств направления уведомлений, требований заявлений о вынесении судебного приказа в указанные сроки, административный истец суду не представил.

Вместо этого, как следует из материалов дела, Мережко А.Н. почтой было направлено налоговое уведомление от 03.08.2020 (л.д.37-42) о необходимости уплаты транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017-2019 годы (в том числе за 2017-2018 годы) «не позднее в срока, установленного законодательством о налогах и сборах, а именно пунктом 1 статьи 397 НК РФ», то есть не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (что в отношении налогов за 2017 и 2018 годы было уже невозможным, так как установленные законодательством сроки 03.12.2018 и 02.12.2019 уже прошли). Кроме того, процедура повторного направления такого уведомления (если ранее, как указано в административном исковом заявлении административным истцом действительно направлялись налоговые уведомления с использованием сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (доказательств чему не представлено)) Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Факт направления этого уведомления подтверждается скриншотом программы АИС-Налог 3 ПРОМ (т.1 л.д.248)

Общедоступная информация на сайте Почты России свидетельствует о том, что Мережко А.Н. данное отправление получил 1 октября 2020 г.

После этого налоговым органом Мережко А.Н. было направлено требование о необходимости уплаты недоимки по налогам в указанном в уведомлении от 03.08.2020 размере и пени 700,87 руб. в срок до 2 февраля 2021 г. (т.1 л.д.43-45).

Факт отправления данного требования подтверждается почтовым реестром от 29.12.2020, информацией с сайта Почты России (т.1 л.д.50, 245-246), и в силу положений пункта 6 статьи 69 НК РФ требование считается полученным 14 января 2021 г.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам за 2017-2019 годы налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Топчихинского района 12 марта 2021 г. (т.1 л.д.235-240).

Определением мирового судьи судебного участка Топчихинского района от 16 апреля 2021 г. был отменён судебный приказ от 19 марта 2021 г. по делу № 2а-626/2021 о взыскании с Мережко А.Н. недоимки по транспортному налогу 101 280 руб., пени 315,66 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц 42 157 руб., пени – 131,39 руб., недоимки по земельному налогу 1248 руб., пени – 36,81 руб., недоимки по земельному налогу 50 559 руб., пени 1469,21 руб., - всего на общую сумму 197 197,07 руб. (т.1 л.д.29).

Настоящее административное исковое заявление налоговый орган направил в суд по почте 15.10.2021 (т. 1 л.д.59).

Таким образом, административный истец правомерно и в установленный законом срок обратился в суд с административным иском о взыскании с ответчика только недоимки по налогам за 2019 год, оснований для отказа во взыскании которых в судебном заседании не установлено.

Доводы административного ответчика о том, что грузовые автомобили <данные изъяты>, и <данные изъяты>, не являются объектом налогообложения, суд во внимание не принимает, так как в подпункте 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ приведён исчерпывающий перечень специальных автомашин, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемых при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, которые не являются объектом налогообложения. Это молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи и технического обслуживания.

Согласно Методическим рекомендациям по получению налоговыми органами сведений о транспортных средствах организаций, не являющихся объектами налогообложения, - Приложению к Письму ФНС России от 13.04.2020 № БС-4-21/6184@ «О формировании на налоговый период 2020 года картотеки идентификационных данных о транспортных средствах организаций, не признаваемых объектами налогообложения» для реализации подпункта 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ в целях получения налоговыми органами документированных сведений о транспортных средствах организаций, не являющихся объектами налогообложения по транспортному налогу (далее - налог), рекомендуется использовать следующие основные документы/разъяснения:

- Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.01.2017 № 79-р об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители;

- Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утверждённые Минсельхозпродом России 16.01.1995;

- приказ МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств»;

- приказ ФНС России от 19.03.2018 № ММВ-7-21/151@ «Об утверждении формы, формата представления сведений о транспортных средствах и об их владельцах, регистрируемых органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, в электронной форме, а также порядка заполнения формы и о внесении изменений в приказ ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@»;

- письмо Минфина России от 01.04.2005 № 03-06-04-04/1 об отнесении «специальных автомашин», зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей, к категории «грузовые автомобили»;

- письмо Минфина России от 05.06.2006 № 03-06-04-04/22 о понятии «используемые при сельскохозяйственных работах» в случае использования транспортного средства в налоговый период для иных целей;

- письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-05-05-04/05 об определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в целях освобождения от налогообложения транспортных средств, зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- письмо Минфина России от 10.12.2013 № 03-05-06-04/54111 о понятии «специальные автомашины», зарегистрированных на сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- письмо Минфина России от 17.04.2018 № 03-05-05-04/25539 о понятии «сельскохозяйственный производитель» в целях освобождения от налогообложения зарегистрированных на них транспортных средств;

- письмо Минфина России от 17.09.2018 № 03-05-05-01/66286 о понятии «сельскохозяйственный производитель» в целях освобождения от налогообложения зарегистрированных на них транспортных средств;

- письмо ФНС России от 18.09.2018 № БС-4-21/18247 об отнесении в целях налогообложения к машинам, предназначенным для выполнения сельскохозяйственных работ, опрыскивателей John Deere 4930 и John Deere 4940.

То обстоятельство, что административный ответчик являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем, административным истцом не оспаривается, так как им Мережко А.Н. была предоставлена налоговая льгота в отношении части транспортных средств.

В то же время перечисленные нормативные документы не относят цистерны к специальным автомашинам.

Так, в Положении о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённом Приказ МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 к автомобилям специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов, отнесены автомобили грузовые для аварийного ремонта, автокраны, пожарные автомобили, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные машины, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками.

В письме от 01.04.2005 N 03-06-04-04/1 Министерство финансов Российской Федерации на вопрос об исчислении транспортного налога, в том числе по автоцистернам, даёт ответ, что специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к категории «грузовые автомобили».

В письме от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111 оно же указывает, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).

Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенция о дорожном движении, заключённой в г.Вене 08.11.1968. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Так, например, согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырёх колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.

В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п.

Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» - легковой автомобиль; «7» - фургоны; «9» - специальные.

Таким образом, в том случае если тип используемой для сельскохозяйственных работ автомашины не относится к специальным, то положения подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса на него не распространяются.

В карточках учёта зарегистрированных на Мережко А.Н. в спорный период грузовых автомобилях <данные изъяты>, и <данные изъяты>, в строке «Код типа» указано «07, Грузовой, цистерна», а не «09».

Следовательно, оснований для отнесения данных автомобилей к специальным и предоставления Мережко А.Н. налоговой льготы в этой части у налогового органа действительно не имелось.

Таким образом, обоснованно предъявленными к Мережко А.Н. административными исковыми требованиями суд признаёт требования о взыскании налогов за 2019 год:

транспортного - в размере 33 760 руб.,

земельного – по ОКТМО в размере 17 011 руб., по ОКТМО - 416 руб.,

на имущество – 14 465 руб.

С учётом изложенного суд также взыскивает с административного ответчика пени, начисленные на налоги за 2019 год и предъявленные ему для уплаты в требовании за период с 02.12.2020 по 03.02.2021, так как в силу пунктов 3, 4 статьи 75 НК РФ в период просрочки пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пеня исчислена налоговым органом правильно:

за недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 14 465 руб. – 45,08 руб. (14 465 руб. х 4,25 % : 300 х 22 дня, при этом 4,25 % - это ставка, установленная по Информационному сообщению Банка России от 24.07.2020 и действовавшая с 27.07.2020 по 21.03.2021),

за недоимку по земельному налогу в размере 416 руб. – 1,30 руб. (416 х 4,25 % х 22/300),

за недоимку по земельному налогу в размере 17 011 руб. – 53,02 руб. (17 011 х 4,25 % х 22/300),

за недоимку по транспортному налогу в размере 33 760 руб. – 105,22 руб. (33 760 х 4,25 % х 22/300).

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ, удовлетворяя административный иск частично, суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета государственную пошлину в размере 1720,66 руб. - пропорционально удовлетворённым всего на сумму 65 856,62 руб. требованиям (часть 1 статьи 111 НК РФ), исходя из размера, установленного абзацем четвёртым подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ для заявленного требования о взыскании 195 848,63 руб. (5117 руб.), от уплаты которой административный истец при обращении в суд с административным иском освобождён (65 856,62 : 195 848,63 х 5117).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с Мережко Александра Николаевича, ИНН :

недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 14 465 рублей, пени на этот налог за период с 02.12.2020 по 23.12.2020 в размере 45 рублей 08 копеек, недоимку по земельному налогу за 2019 год в размере 416 рублей, пени на этот налог за период с 02.12.2020 по 23.12.2020 в размере 1 рубль 30 копеек, - всего 14 927 рублей 38 копеек с зачислением в доход бюджета муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края, ОКТМО ,

недоимку по земельному налогу за 2019 год в размере 17 011 рублей, пени на этот налог за период с 02.12.2020 по 23.12.2020 в размере 53 рубля 02 копейки, - всего 17 064 рубля 02 копейки с зачислением в доход бюджета муниципального образования Переясловский сельсовет Топчихинского района Алтайского края, ОКТМО ,

недоимку по транспортному налогу за 2019 год в размере 33 760 рублей, пени на этот налог за период с 02.12.2020 по 23.12.2020 в размере 105 рублей 22 копейки, - всего 33 865 рублей 22 копейки с зачислением в доход бюджета Алтайского края.

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Взыскать с Мережко Александра Николаевича в доход бюджета Топчихинского района государственную пошлину в сумме 1720 рублей 66 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2022 г.

Судья И.М. Кернечишина