ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-851/20 от 06.11.2020 Карабудахкентского районного суда (Республика Дагестан)

Дело№2а-851/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Карабудахкент 06 ноября 2020 года

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан, в составе председательствующего судьи Абдуллаева А.М., при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по РД, ГУ ОПФР по <адрес> и РОСП по <адрес> о признании невозможной взыскание недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентов в связи с истечением установленного срока их взыскания,-

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по РД, ГУ ОПФР по <адрес> и РОСП по <адрес> о признании невозможной взыскание недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

из иска следует, что ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию расчетов на ДД.ММ.ГГГГ год, в которой отражена задолженность по:

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до ДД.ММ.ГГГГ) сумма платежа ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в размере 38287.92 руб., и пени к ним в размере 24675.77 руб.; всего: 62863,69 руб.

Согласно п. 2ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате Конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога: на основании самостоятельно исчисленного к уплате налога в налоговой декларации (расчет) за соответствующий налоговый или отчетный период (ст. 52, 58 НК РФ) либо на основании принятого по результатам налоговой проверки (выездной или камеральной) решения о привлечении (отказе в привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, по итогам которого налогоплательщику начислен налог определенный налоговый (отчетный) период (статья 101 НК РФ)

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ определено, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статей 69,70 и 46 НК РФ является первым этапом процедуры принудительного взыскания налоговым органом недоимки.

Под недоимкой в соответствии с п. 2 ст.11 НК РФ понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, в том числе начисленная по результатам проведенной в отношении налогоплательщика налоговой проверке. Пеней на основании п. 1 ст. 75 НК РФ признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки по которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в силу пункта 2 названной статьи принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщика в порядке и на основании документов, утвержденных ФНС России. Порядок признания безнадежной к взысканию недоимки, пеней и штрафов и по списанию установлен, приказом ФНС России от 19.08.2010г. НЯК-7-8/393@. Постановлением которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки в случаях, предусмотренных п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, заверенного гербовой печатью соответствующего суда.

Соответственно, учитывая, что п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ и приказ ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ- № ЯК-7-8/393@, Пленум ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57 и требует вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными по взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных ст.59 НК РФ, вправе обратиться в, суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных ст. ст. 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке. Аналогичное мнение высказал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1150-О, определение Верховного Суда РФ от (ДД.ММ.ГГГГ-КГ17-179.

Таким образом, налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорной суммы задолженности в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания, поскольку недоимка образовалась до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик не обращался в суд с иском о взыскании с истца причитающейся к взысканию суммы.

Данные отраженные в акте сверки расчетов и в справке о состоянии расчетов, в силу 11,32,44,45, 46,69,70,101 НК РФ должны быть достоверны и соответствовать действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов наличию у него недоимки, задолженности по пеням и штрафам, начисленным, в том числе и по результатам проведенных в отношении него налоговым проверкам.

Отражение в справке о состоянии расчетов недостоверных сведений о наличии у налогоплательщика недоимки, пеней или штрафов по налогам, не соответствующим действительной обязанности по уплате либо без указаний на невозможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с пропуском установленного статьями 46,70 НК РФ пресекательного срока на взыскание в бесспорном или судебном порядке является неправомерными такие действия, в том числе по выдаче справки с недостоверными сведениями могут быть оспорены в суде. Аналогичные достоверные сведения о недоимке, пенях и штрафах должны содержаться в совместном акте сверки, составляемом на основании п.п.11 п.1 ст. 32 НК РФ.

Налоговый орган при наличии недоимки, взыскание которых невозможно ввиду пропуска установленного налоговым законодательством пресекательного срока с даты возникновения недоимки, не вправе осуществлять принудительное взыскание этой недоимки путем включения ее в требование об уплате налога с последующим бесспорным взысканием по решению о взыскании налогов за счет денежных средств инкассовыми поручениями или по решению о взыскании налогов за счет имущества судебными приставами; производить самостоятельно на основании п.5 ст. 78 НК РФ зачет этой недоимки и начисленных на нее пеней в счет возникшей по итогам деятельности за иные периоды переплаты, поэтому или иным налогам; данная недоимка и пени не должны участвовать в расчетах налогоплательщика, а также не могут являться основанием для отказа возврате излишне уплаченного налога, право, на возврат которого возникло после периода начисления недоимки и пеней или основанием для уменьшения суммы возврата на зачет в счет такой недоимки.

Таким образом, поскольку спорная сумма недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование образовалось за периоды до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ., то срок на принудительное взыскание спорной суммы недоимки и пени в общем размере 151.181.99 -рублей истек. Ответчик в установленные статьями 46,70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно отраженная в лицевом счете налогоплательщика, а также в справке о состоянии расчетов от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по налогу в общей сумме 101.948.12 рублей, является безнадежной к взысканию.

Представитель административного истца, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился.

Представитель Межрайонной ИФНС России по РД и ГУ ОПФР по РД в <адрес>, Представитель УФССП по РД в <адрес>, суд не явились несмотря на своевременное извещение о дате и времени рассмотрения дела в суде.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, по следующим основаниям:

В силу п.п. 4 п. 1 ст.59НК РФ безнадежными квзысканиюпризнаютсянедоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносовиналоговымиагентами, уплатаи(или)взысканиекоторых оказались невозможными также в случае принятия судом акта, в соответствии с которымналоговыйорган утрачивает возможностьвзысканиянедоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока ихвзыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд овзысканиинедоимки, задолженности по пеням и штрафам; согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, инициировать судебное разбирательство вправе налогоплательщик путем подачи в суд заявления опризнаниисумм, возможность принудительноговзысканиякоторых утрачена, безнадежными квзысканию.

Административный истец, полагая, чтоналоговыморганом пропущены сроки обращения за принудительнымвзысканиемсумм недоимок по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период, возникший до 2017 года, обратился в суд с настоящим иском. Судом установлено, что административный истец с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России по РД в качестве индивидуального предпринимателя.

С 1ДД.ММ.ГГГГ прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя истцом.

Административный истец считает, что он никаких требований об уплате недоимки по страховым взносам он не получал. Административные ответчики его доводы не опровергли.

Данный вопрос на момент вынесения возникновения спорной задолженности регулировался Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Закон утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №250-ФЗ;

В силу ст.19Федерального закона № 250-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации передаютналоговыморганам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, до начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), а также первичные документы, подтверждающие, обоснованность начисления указанных сумм, своевременность и полноту принятия мер по ихвзысканию;
статьей23Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплатаи(или)взысканиекоторой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера,признаетсябезнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1). Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О порядкепризнаниябезнадежными квзысканиюи списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" и в силу части 2 статьи 23 названного Федерального закона применяется также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФпризнаютсябезнадежными квзысканиюи списываются недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в следующих случаях: а) ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации; б)признаниебанкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника);в)смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим; г)принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможностьвзысканиянедоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока ихвзыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд овзысканиинедоимки и задолженности по пеням и штрафам; д) исключение юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Следовательно, недоимкапризнаетсябезнадежной и подлежит списанию лишь в определенных случаях, которые перечислены в пункте 1 названного Постановления Правительства РФ, и которые расширительному толкованию не подлежат. При таких обстоятельствах, суд считает, что имеются основания для удовлетворения административного искаипризнаниясумм недоимок по страховым взносам в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой и накопительной пенсии за период, возникший до 2017 года, пеней, начисленных на суммы недоимки, возможность принудительноговзысканиякоторых утрачена, безнадежными квзысканию в силу части 3 статьи19Федерального закона от 03.07.2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацииипризнанииутратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первуюивторуюНалоговогокодекса Российской Федерации в связи с передачейналоговыморганам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» списание невозможных квзысканиюсумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ и установленным статьей23Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В случае утраты на ДД.ММ.ГГГГ возможностивзысканиянедоимки по страховым взносам,задолженностипо пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока ихвзысканияи отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможностьвзысканиянедоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока ихвзыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд овзысканиинедоимки и задолженности по пенямиштрафам,признаниесумм недоимки безнадежными квзысканиюи их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.

Срок исковой давности по налогам и сборам в соответствии со ст. 113 НК РФ, составляет три года.

Следовательно, взыскание налогов и страховых взносов по истечении этого срока, является незаконным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной ИФНС России по РД, УФССП по РД <адрес> и УФССП по РД <адрес> - удовлетворить.
Признатьбезнадежными квзысканиюи подлежащими списанию задолженности административного истца ФИО1 по: страховым взносам на обязательное пенсионной страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в СК по административным делам Верховного суда <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Абдуллаев А.М.