город Луга 17 октября 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
административное дело №2а-852/2018
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кушнеровой К.А.
при секретаре Бассель Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного истца – помощника Лужского городского прокурора Моисеевой О.В.,
административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования к администрации Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет земельного участка под зданием администрации, об обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок под зданием администрации, включить его в реестр муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор, действующий в интересах муниципального образования (далее – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет земельного участка под зданием администрации, об обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок под зданием администрации, включить его в реестр муниципальной собственности.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере эффективности использования муниципальной собственности. В ходе проведенной проверки установлено, что согласно реестру недвижимого имущества администрации Заклинского сельского поселения в собственности МО «Заклинское сельское поселение» находится здание администрации, расположенное по адресу: <...> (инвентарный номер 300000000000011). Вместе с тем, в нарушение требований действующего федерального законодательства, земельный участок, на котором расположено вышеуказанное здание, на государственном кадастровом учёте не состоит, в муниципальную собственность не оформлен, соответственно не включен в казну МО «Заклинское сельское поселение» и не учтен в реестре недвижимого имущества администрации названного поселения. Из информации, представленной главой администрации поселения следует, что право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, на котором расположено здание администрации, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано и в реестр недвижимого имущества администрации не включено. Таким образом, проведенной проверкой установлено, что администрацией МО «Заклинское сельское поселение» не проводилась регистрация права собственности на земельный участок под зданием администрации, что не позволяет включить земельный участок в казну муниципального образования и определить его балансовую и кадастровую стоимость. Указанные обстоятельства влекут за собой нарушение интересов муниципального образования, поскольку уменьшают стоимость имущества казны, в связи с чем, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим предметом заявленных требований.
В ходе судебного разбирательства помощник Лужского городского прокурора Моисеева О.В. поддержала заявленные требования по доводам, приведенным в административном иске.
Административный ответчик – Администрация Заклинского сельского поселения Лужского района Ленинградской области, будучи уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав объяснения административного истца, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения среди прочих относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо – и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 г. N 424.
В п. 2 данного Порядка указано, что объектами учета в реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (п. 3 Порядка).
Из содержания п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК Российской Федерации).
В силу указанной выше материальной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки относятся к недвижимым вещам. В силу ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки являются объектами земельных отношений.
Основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ, Федеральных законов от 05.02.2007 №13-ФЗ, от 22.07.2008 №141-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 17.04.2006 №53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов в частности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 3.3 указанного ФЗ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Здание администрации поселения, общей площадью 2110,0 кв.м., расположенное по адресу: Ленинградская область, Лужский муниципальный район, Заклинское сельское поселение, <...> является собственностью МО «Заклинское сельское поселение» Лужского муниципального района Ленинградской области, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области (л.д.51).
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на земельный участок, на котором располагается указанное выше здание дома культуры, не зарегистрировано, что в ходе судебного разбирательства административным ответчиком не оспаривалось.
В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок под зданием администрации поселения, принадлежащим административному ответчику на праве собственности, не поставлен на кадастровый учет, кадастровый паспорт на земельный участок не получен, права собственности на земельный участок под спорным зданием за административным ответчиком не зарегистрировано.
Таким образом, полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению земельным участком под зданием администрации поселения, возникает у административного ответчика с момента государственной регистрации права собственности.
С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, у административного ответчика вытекает обязанность сформировать земельный участок под зданием администрации поселения, поставить его на государственный кадастровый учет, включить земельный участок под зданием дома культуры в реестр муниципального имущества с последующей регистрацией права собственности на него.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суд полагает, отсутствие государственной регистрации права на объект имущества, находящегося в муниципальной собственности свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления обязанности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, уменьшению казны муниципального образования.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что требования административного истца Лужского городского прокурора подлежат удовлетворению.
Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд считает возможным установить в соответствии с требованиями ч.2 ст.178 КАС РФ срок исполнения решения суда 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Лужского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования к администрации Заклинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет земельного участка под зданием администрации, об обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок под зданием администрации, включить его в реестр муниципальной собственности, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Заклинское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка под зданием администрации и зарегистрировать, в установленном законом порядке в органе осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, право собственности на земельный участок под зданием администрации, расположенным по адресу: <...> и включить его в реестр муниципальной собственности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2018 года
Председательствующий подпись