ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-852/19 от 12.08.2019 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2019 года г. Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Быковой М.В.,

при секретаре Плюсниной А.А.,

с участием прокурора Гебгардт А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-852/19 (УИД 38RS0025-01-2019-001027-29) по административному исковому заявлению прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Подымахинского муниципального образования (сельского поселения) о признании незаконным бездействия, об обязывании организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к Администрации Подымахинского муниципального образования (сельского поселения) о признании незаконным бездействия, об обязывании организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения бюджетного, антимонопольного законодательства, в том числе о закупках в администрации Подымахинского сельского поселения.

По результатам проверки установлено следующее. Администрацией Подымахинского сельского поселения принято постановление от 03.05.2018 года № 33-п «Об утверждении порядка осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органом муниципального финансового контроля». Однако, ни в самом постановлении администрации Подымахинского сельского поселения от 26.07.2018 года, ни в отдельном положении не имеется информации о создании органа внутреннего финансового контроля в Подымахинском сельском поселении.

В связи с чем, прокуратурой города внесено представление в адрес главы Подымахинского сельского поселения от 17.08.2018 года № 7-46-2019 об устранении нарушений законодательства. 17.09.2018 года администрацией Подымахинского сельского поселения дан ответ на представление, в котором указано, что рассматривается вопрос о передаче полномочий по внутреннему финансовому контролю на уровень района. Установлено, что до ноября 2018 года администрация Подымахинского сельского поселения меры по передаче полномочий по внутреннему финансовому контролю на уровень района или создании органа финансового контроля и принятия соответствующего муниципального акта не предпринимала. В связи с чем, 16.11.2018 года прокуратура города вернула администрацию Подымахинского сельского поселения к рассмотрению представления от 17.08.2019 года.

В нарушение ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» администрацией Подымахинского сельского поселения не дан ответ об устранении выявленного нарушения по созданию органа внутреннего финансового контроля или передаче функций по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Прокуратурой города 14.06.2019 года запрошена информация в администрации Усть-Кутского муниципального образования об обращении администрации Подымахинского сельского поселения с заявлением о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля на уровень района. 24.06.2019 года администрацией Усть-Кутского муниципального образования дан ответ, что администрация Подымахинского сельского поселения с указанным выше вопросом не обращалась.

В ходе проверки установлено, что администрацией Подымахинского сельского поселения требования бюджетного законодательства РФ нарушаются - не создан орган внутреннего муниципального финансового контроля, и полномочия по выполнению данных функций на должностных лиц администрации поселения не возложены, в связи с чем, предусмотренный действующим законодательством внутренний муниципальный финансовый контроль в Подымахинском сельском поселении не осуществляется.

Неисполнение требований закона, выразившееся в бездействии администрации поселения по созданию (определению) органа муниципального финансового контроля, препятствует достижению, в том числе, цели предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в данной сфере, чем нарушается требование п. 6 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции в Российской Федерации».

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Подымахинского сельского Усть-Кутского муниципального района Иркутской области поселения по не организации внутреннего муниципального финансового контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязать администрацию Подымахинского сельского поселения Усть-Кутского муниципального района Иркутской области организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в срок 3 (три) месяца с момента вступления в законную силу настоящего судебного решения.

В судебном заседании прокурор Гебгардт А.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика не присутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменным заявлением исковые требования признал в полном объеме.

Выслушав прокурора, исследовав материала дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 60-62, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) к участникам бюджетного процесса относятся, в т.ч., исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); органы государственного (муниципального) финансового контроля.

В силу ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:

информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;

предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;

заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

На основании ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

Как следует из ст. 266.1 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.

Муниципальный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета муниципального образования межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется органами муниципального финансового контроля муниципального образования, из бюджета которого предоставлены указанные межбюджетные трансферты, в отношении:

главных администраторов (администраторов) средств бюджета муниципального образования, предоставивших межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты;

финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из этого бюджета.

Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования.

Непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы государственного (муниципального) финансового контроля информации, документов и материалов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного (муниципального) финансового контроля влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.

Статьей 269.2 БК РФ предусмотрено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Стандарты осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля утверждаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с порядком осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, определенным соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

Судом установлено, что Администрацией Подымахинского сельского поселения принято постановление от 03.05.2018 года № 33-п «Об утверждении порядка осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органом муниципального финансового контроля».

Постановлением от 26 июля 2018 года №41-п утвержден порядок осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» органом муниципального финансового контроля», предыдущее постановление признано утратившим силу.

Ни в указанных постановлениях администрации Подымахинского сельского поселения, ни в отдельном положении не имеется информации о создании органа внутреннего финансового контроля в Подымахинском сельском поселении.

Прокуратурой города внесено представление в адрес главы Подымахинского сельского поселения от 17.08.2018 года № 7-56-2018 об устранении нарушений законодательства.

17.09.2018 года администрацией Подымахинского сельского поселения дан ответ на представление, в котором указано, что постановлением Администрации №82-П от 24 декабря 2017 года утвержден Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита, кроме того, рассматривается вопрос о передаче полномочий по внутреннему финансовому контролю на уровень района.

Установлено, что до ноября 2018 года администрация Подымахинского сельского поселения меры по передаче полномочий по внутреннему финансовому контролю на уровень района или создании органа финансового контроля и принятия соответствующего муниципального акта не предпринимала. В связи с чем, 16.11.2018 года прокуратура города вернула администрацию Подымахинского сельского поселения к рассмотрению представления от 17.08.2019 года.

Кроме того, как следует из ответа заместителя мэра УКМО по экономическим вопросам от 24 июня 2019 года в адрес районной администрации не поступало обращение административного ответчика по вопросу передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу ч.3 ст. 2 указанного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 99 указанного закона Контроль в сфере закупок в пределах их полномочий осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п.3 части 1).

Контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - субъекты контроля) в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации (ч.2).

Как следует из ч.8 указанной статьи органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:

соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;

соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;

определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;

применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд (ч.9).

Местной администрацией устанавливается порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Такой порядок предусматривает, в частности: основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок; порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля; перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность; порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления; порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля (п.11).

Постановление №82-п от 24 декабря 2014 года «Об утверждении порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита» также не свидетельствует о создании органа внутреннего муниципального финансового контроля.

На основании изложенного, судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения администрацией Подымахинского муниципального образования (сельского поселения) требований бюджетного законодательства Российской Федерации в деятельности администрации имеются нарушения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно не создан орган внутреннего муниципального финансового контроля, и полномочия по выполнению данных функций на должностных лиц администрации поселения не возложены, в связи с чем, предусмотренный действующим законодательством внутренний муниципальный финансовый контроль в сельском поселении не осуществляется.

Указанные обстоятельства не оспаривались главой администрации сельского поселения как в ходе проведения проверки, так и в ходе подготовки административно дела к рассмотрению судебного заседания, а также подтверждаются исследованными судом материалами дела.

Помимо указанного, администрация Подымахинского муниципального образования (сельского поселения) является юридическим лицом, осуществляющим деятельность органов местного самоуправления сельских поселений, в силу чего является главным распорядителем бюджетных средств Подымахинского муниципального образования (сельского поселения) Усть-Кутского района.

Доказательств передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля административным ответчиком в материалы дела не предоставлено.

Административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Подымахинского муниципального образования (сельского поселения) о признании незаконным бездействия, об обязывании организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля удовлетворить.

Признать незаконными бездействие Администрации Подымахинского муниципального образования (сельского поселения) по не организации внутреннего муниципального финансового контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обязать Администрацию Подымахинского муниципального образования (сельского поселения) организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в срок 3 месяца с момента вступления в законную силу судебного решения.

С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 20 августа 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Быкова