Дело №2а-852/2022
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 18 августа 2022 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Смаиловой Д.К.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Чебаковой Т.П.,
с участием помощника прокурора Любинского района Рашоян Е.К.,
при секретаре судебного заседания Климовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Любинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в по реализации мероприятий национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», возложении обязанности устранить выявленные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по реализации мероприятий национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
В обоснование указал, что ходе про ведения проверки соблюдения законодательства о порядке обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, выявлены нарушения, а именно в органах местного самоуправления поселения для автоматизации по решению вопросов местного значения используется компьютерная техника, оснащенная офисным программным обеспечением иностранного производства. Мер к переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения не принято.
Просил признать незаконным бездействие администрации Центрально-Любинского сельского поселения по реализации мероприятий национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающих цифровую трансформацию органов местного самоуправления по обеспечению перехода органов местного самоуправления на отечественное офисное программное обеспечение в части не назначения решением органа местного самоуправления работника, ответственного за переход органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения; не внесения изменений в целевые программы, стратегии, концепции и (или) иные документы, предусматривающие среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по информатизации, относящиеся к установленной сфере ведения органов местного самоуправления, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения; не утверждения планов мероприятий (планов – графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, утверждаемого органом местного самоуправления поселения; не размещения на официальном сайте органа местного самоуправления поселения; в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» планов мероприятий (планов – графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, не содержащих сведений, отнесенных к государственной тайне, или сведений конфиденциального характера и, в случае наличия технической возможности, в федеральной государственной информационной системе координации информации; возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства при реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающих цифровую трансформацию органов местного самоуправления по обеспечению перехода органов местного самоуправления на отечественное офисное программное обеспечение в части не назначения решением органа местного самоуправления работника, ответственного за переход органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения; не внесения изменений в целевые программы, стратегии, концепции и (или) иные документы, предусматривающие среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по информатизации, относящиеся к установленной сфере ведения органов местного самоуправления, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения; не утверждения планов мероприятий (планов – графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, утверждаемого органом местного самоуправления поселения; не размещения на официальном сайте органа местного самоуправления поселения; в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» планов мероприятий (планов – графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, не содержащих сведений, отнесенных к государственной тайне, или сведений конфиденциального характера и, в случае наличия технической возможности, в федеральной государственной информационной системе координации информации в срок до 31.12.2022.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Рашоян Е.К. поддержала заявленные требования, обосновав доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Центрально-Любинског осельского поселения Любинского муниципального района Омской области. в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений не представил.
Суд полагает возможным в порядке части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и частью 1 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращение прокурора в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц обусловлено тем, что выявленное нарушение требований статей 7, 8 и 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» влечет нарушение прав субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание информационной поддержки, а также прав неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации, поскольку Федеральный закон подразумевает использование информации на сайте для оценки экономической ситуации на конкретной территории.
Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований исполнения законодательства в сфере защиты прав юридических и индивидуальных предпринимателей и предъявляя в суд иск в интересах неопределённого круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в соответствии с требованиями закона.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Частью 2 статьи 14.1 названного Федерального закона предусматривается, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 №7 утвержден паспорт национального проекта национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Среди целей данного национального проекта обозначено использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.
Федеральный проект «Цифровое государственное управление» названного национального проекта направлен на достижение национальных целей определенных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период да 2024 года», и прежде всего, оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг. В том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики, и социальной сферы.
Реализация национальной программы «Цифровое государственное управление» позволит осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций, а также сделает более удобным указанное взаимодействие для граждан и организаций.
В частности, будет реализована реестровая модель, экстерриториальность и механизм проактивности при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, сформированы механизмы обратной связи с гражданами и организациями, юридически значимый документооборот станет по преимуществу электронным.
Одновременно с эти органы государственной власти и органы местного самоуправления получат в распоряжение эффективные механизмы автоматизации своей деятельности, а также межведомственного информационного оборота.
Реализация федерального проекта предполагает:
- обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики;
- обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных;
- обеспечение эксплуатации и развития инфраструктуры электронного правительства;
- преобразование институциональных и организационных механизмов взаимодействия Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС.
Успешная реализация мероприятий национальной программы позволит формировать устойчивую информационно-коммуникационную инфраструктуру государственных и муниципальных органов, в том числе обеспечить бесперебойное функционирование критически важных для граждан и организаций государственных сервисов. В том числе сервисов удаленной идентификации, информационного обмена, хранения юридически значимой информации, цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг.
Реализация федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» в качестве одного из ключевых мероприятий предусматривает обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных.
При этом федеральный проект «Информационная безопасность», функционирующий в рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», направлен на создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры функционирования цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти на основе отечественных разработок. В рамках его реализации законодательно закреплены нормы, обеспечивающие преференции для компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения отечественного производства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд и осуществления закупок отдельными видами юридических лиц. Приняты нормативные (правовые) акты, определяющие описание типовых объектов закупок компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования, осуществляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд; создана система стимулов для приобретения и использования компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования отечественного производства; в целях обеспечения национальной безопасности нормативно обеспечена предустановка отечественных антивирусных программ на все персональные компьютеры, ввозимые и создаваемые на территории Российской Федерации.
Приказом Минкомсвязи России от 04.07.2018 №335 утверждены Методические рекомендации по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с законодательством Российской Федерации к офисному программному обеспечению относятся операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты (п.3 Методических рекомендаций).
Пунктом 5 Методических рекомендаций предусмотрено, что при переходе государственных органов и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется обеспечить совокупность процессов, действий и организационно-технических мероприятий, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления и связанных с заменой ранее закупленного и используемого ими офисного программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (далее - иностранное офисное программное обеспечение), на отечественное офисное программное обеспечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, с учетом запрета на допуск иностранного офисного программного обеспечения для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п.6 Методических рекомендаций в целях организации эффективного перехода государственного органа или органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется определить решением государственного органа или решением органа местного самоуправления работника государственного органа или органа местного самоуправления соответственно, занимающего должность не ниже заместителя руководителя государственного органа или не ниже заместителя руководителя органа местного самоуправления, ответственного за переход государственного органа или органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения.
В соответствии с п.7 Методических рекомендаций государственным органам и органам местного самоуправления рекомендуется внести изменения в целевые программы, стратегии, концепции и (или) иные документы, предусматривающие среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по информатизации на период до 2020 года включительно и последующие периоды, относящиеся к установленной сфере ведения государственных органов или органов местного самоуправления, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения,
Переход государственных органов и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется осуществлять с использованием программного обеспечения, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и соответствующего дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2017 №325 (п.8 Методических рекомендаций).
В соответствии с п.п. 12, 14 Методических рекомендаций планирование перехода государственных органов и органов местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется осуществлять на основе планов мероприятий (планов-графиков), формируемых государственными органами или органами местного самоуправления.
План мероприятий (план-график) перехода государственного органа или органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения рекомендуется утверждать решением высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления соответственно.
Пунктом 15 Методических рекомендаций предусмотрено, что утвержденные государственными органами или органами местного самоуправления планы мероприятий (планы-графики) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, не содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера, рекомендуется размещать на официальном сайте государственного органа или официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и, в случае наличия технической возможности, в федеральной государственной информационной системе координации информатизации.
В соответствии с ч.1 ст.12.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки создается единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Актуальный Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных размещен на официальном сайте оператора по адресу https://reestr.digital.gov.ru/reestr/.
Статьей 13 Федерального закона №149-ФЗ предусматривается, что технические средства информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями или государственными и муниципальными учреждениями, должны размещаться на территории Российской Федерации
Статьей 8 Федерального закона №149-ФЗ закрепляется принцип устойчивого и беспрепятственного доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
Дальнейшее развитие данных принципов реализовано в положениях Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось административным ответчиком, Администрация Центрально-Любинскогосельского поселения Любинского муниципального района Омской области для автоматизации процессов деятельности по решению вопросов местного значения используется компьютерная техника, оснащенная офисным программным обеспечением (операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисные пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличные редактор, текстовый редактор, программное обеспечение файлового менеджера, справочно-правовая система, программное обеспечение системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты) иностранного производства.
Ответчиком не принято никаких организационно-практических мер к переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения.
Непринятие мер к реализации мероприятий национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» по обеспечению планирования перехода на отечественное программного обеспечение создает предпосылки уязвимости инфраструктуры органов местного самоуправления в условиях действия неблагоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических факторов, что способно существенно осложнить процессы автоматизации деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, создать в перспективе невозможность предоставления муниципальных услуг (функций) в отношении неопределенного круга лиц, включая субъектов предпринимательской деятельности.
В связи с выявленными нарушениями прокурором в адрес руководителя муниципального образования внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела, меры по устранению допущенных нарушений требований законодательства Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления не принято.
Доказательств того, что ответчиком устранены указанные недостатки в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено.
Таким образом, исковые требования прокурора Любинского района подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Любинского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области по реализации мероприятий национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающих цифровую трансформацию органов местного самоуправления по обеспечению перехода органов местного самоуправления на отечественное офисное программное обеспечение в части не назначения решением органа местного самоуправления работника, ответственного за переход органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения; не внесения изменений в целевые программы, стратегии, концепции и (или) иные документы, предусматривающие среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по информатизации, относящиеся к установленной сфере ведения органов местного самоуправления, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения; не утверждения планов мероприятий (планов – графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, утверждаемого органом местного самоуправления поселения; не размещения на официальном сайте органа местного самоуправления поселения; в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» планов мероприятий (планов – графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, не содержащих сведений, отнесенных к государственной тайне, или сведений конфиденциального характера и, в случае наличия технической возможности, в федеральной государственной информационной системе координации информации.
Возложить на администрацию Центрально-Любинского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения законодательства при реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающих цифровую трансформацию органов местного самоуправления по обеспечению перехода органов местного самоуправления на отечественное офисное программное обеспечение в части не назначения решением органа местного самоуправления работника, ответственного за переход органа местного самоуправления на использование отечественного офисного программного обеспечения; не внесения изменений в целевые программы, стратегии, концепции и (или) иные документы, предусматривающие среднесрочные и долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по информатизации, относящиеся к установленной сфере ведения органов местного самоуправления, предусмотрев включение положений и (или) мероприятий, направленных на приоритетное использование российских информационно-коммуникационных технологий, в том числе положений и (или) мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения; не утверждения планов мероприятий (планов – графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, утверждаемого органом местного самоуправления поселения; не размещения на официальном сайте органа местного самоуправления поселения; в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» планов мероприятий (планов – графиков) перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, не содержащих сведений, отнесенных к государственной тайне, или сведений конфиденциального характера и, в случае наличия технической возможности, в федеральной государственной информационной системе координации информации в срок до 31.12.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.
Судья Д.К. Смаилова
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2022 года