Дело № 2а-8541 /2021
УИД 50RS0021-01-2021-009026-32
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Восьмое октября 2021 года г. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харитоновой Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Шихалиевой З.Т.,
с участием помощника Красногорского городского прокурора Головастиковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Территориальной избирательной комиссии г.Красногорска к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1221 Московской области об отмене протоколов итогов голосования,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Территориальная избирательная комиссия г.Красногорска обратилась в суд к административному ответчику участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1221 Московской области с административным иском об отмене протоколов итогов голосования. Просит суд: отменить протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Московская область - Красногорский одномандатный избирательный округ № 120 Избирательный участок № 1221 подписан 20 сентября 2021 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва 19 сентября 2021 года; отменить протокол № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по федеральному избирательному округу избирательный участок № 1221 подписан 20 сентября 2021 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва 19 сентября 2021 года; отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 7 Истринский Избирательный участок № 1221 подписан 20 сентября 2021 года выборов депутатов Московской областной Думы 19 сентября 2021 года; отменить протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу Избирательный участок № 1221 подписан 20 сентября 2021 года выборов депутатов Московской областной Думы 19 сентября 2021 года.
Административный иск мотивирован тем, что Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2021 № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва (далее - ГД ФС РФ).
Постановлением Московской областной Думы от 17.06.2021 № 29/150-П «О назначении даты выборов депутатов Московской областной Думы» назначены выборы депутатов Московской областной Думы на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии» в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия окружной избирательной комиссии осуществляют избирательные комиссии соответствующих субъектов Российской Федерации:
Московская область - Красногорский одномандатный избирательный округ № 120 - на территориальную комиссию города Красногорск.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 23 декабря 2020 года № 190/1774-6 «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии города Красногорск» председателем территориальной избирательной комиссии города Красногорск назначен ФИО1.
Решением Территориальной избирательной комиссии города Красногорск от 29 мая 2018 года № 21/2 «О назначении председателей участковых избирательных комиссий» назначены председатели участковых избирательных комиссии избирательных участков. Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка №1221 назначена ФИО2. Комиссия состоит из 9 членов комиссии, состав приведен в справке о составе участковой комиссии № 1221.
17-19 сентября 2021 года в Московской области прошло голосование по выборам депутатов ГД СФ РФ и депутатов Московской областной Думы седьмого созыва в соответствии с действующим избирательным законодательством и нормативно - правовыми актами ЦИК Российской Федерации и избирательной комиссии Московской области, голосование проходило в течение трех дней.
В ходе передачи протоколов об итогах голосования от участковой избирательной комиссии избирательный участок № 1221 после 20:00 19 сентября 2021 года, территориальной избирательной комиссией были выявлены нарушения установления итогов голосования, указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
С учетом положений ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", административный истец просит суд иск удовлетворить.
Представитель административного истца Территориальной избирательной комиссии г. Красногорска по доверенности ФИО3 заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, просит суд иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1221 Московской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что указываемые административным истцом нарушения законодательства не повлияли на достоверность определения результата волеизъявления избирателей на выборах.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии по Московской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании заявил, что полагает иск Территориальной избирательной комиссии г. Красногорска заявлен необоснованно.
Помощник Красногорского городского прокурора Головастикова О.Н. в судебном заседании в своем заключении по делу заявила, что иск не подлежит удовлетворению.
Выслушав участников процесса, заслушав заключение помощника Красногорского городского прокурора Московской области, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В силу ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Согласно п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Подпункт "е" п. 2 данной статьи закона позволяет суду отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2021 № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва (далее - ГД ФС РФ).
Постановлением Московской областной Думы от 17.06.2021 № 29/150-П «О назначении даты выборов депутатов Московской областной Думы» назначены выборы депутатов Московской областной Думы на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии» в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия окружной избирательной комиссии осуществляют избирательные комиссии соответствующих субъектов Российской Федерации: Московская область - Красногорский одномандатный избирательный округ № 120 - на территориальную комиссию города Красногорск.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 23 декабря 2020 года № 190/1774-6 «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии города Красногорск» председателем территориальной избирательной комиссии города Красногорск назначен ФИО1.
С 17 по 19 сентября 2021 года в Московской области прошло голосование по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и депутатов Московской областной Думы седьмого созыва, голосование проходило в течение трех дней.
Постановлением ЦИК России от 24.09.2021 N 61/467-8 "Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по федеральному избирательному округу признаны состоявшимися, а результаты выборов - действительными.
Решением Избирательной комиссии по Московской области выборы депутатов в Московскую областную думу признаны состоявшимися на основании протокола о результатах выборов депутатов Московской областной Думы по единому избирательному округу от 22.09.2021 и первых экземпляров протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов по одномандатным избирательным округам.
Итоги голосования по одномандатному избирательному округу Московская область - Красногорского одномандатного избирательного округа № 120 Избирательного участка № 1221, по федеральному избирательному округу избирательный участок № 1221, по одномандатному избирательному округу № 7 Истринского Избирательного участка № 1221, по единому избирательному округу Избирательного участка № 1221 оформлены протоколами Участковой избирательной комиссии N 1221 об итогах голосования.
Административным истцом оспариваются решения участковой избирательной комиссии N 1221 об итогах голосования на основании подпункта "б" пункта 1.2 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - в связи с нарушением порядка голосования и установления итогов голосования.
По ходатайству заявленному стороной административного истца, в ходе судебного заседания при подсчете избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу Московской области Красногорского одномандатного избирательного округа № 120 Избирательного участка № 1221 проведенных 19.09.2021 выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, судом установлено, по одномандатному избирательному округу №7 Истринского Избирательного участка № 1221 проведенных 19.09.2021 выборов депутатов Московской Областной Думы, по единому избирательному округу Избирательного участка № 1221 проведенных 19.09.2021 выборов депутатов Московской областной Думы, судом установлено, что количество бюллетеней избирателей по вышеуказанным выборам кандидатов, избирательных объединений, политических партий соответствует числу, указанному в оспариваемых протоколах.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов, как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 января 2002 года N 1-П).
Оспариваемые протоколы подписаны 9 членами комиссии, в том числе секретарем, заместителем председателя участковой избирательной комиссии и председателем участковой избирательной комиссии. Особого мнения членов комиссии с правом решающего голоса к протоколу не приложено, заявлений и жалоб относительно процедуры голосования, подсчета голосов и установления итогов голосования на избирательном участке не поступало, контрольные соотношения показателей заполненных строк протокола проверены. Таким образом, участковая избирательная комиссия N 1221 действовала в пределах - предоставленных полномочий, в строгом соответствии с избирательным законодательством.
По смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установления действительной воли избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны возникнуть только на основании внешних доказательств.
Изучив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.
Незначительные нарушения процедуры пересчета бюллетеней привело к сомнению в достоверности данных, которое судом устранено посредством пересчета бюллетеней избирателей в судебном заседании.
Совокупность приведенных доказательств в их взаимосвязи с учетом доводов административного иска позволяет сделать вывод, что требования административного истца основаны на предположении, что имели место нарушения, не позволяющие определить действительную волю избирателей.
Суд, исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, приходит к выводу, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался административный истец своего подтверждения не нашли, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
В рассмотренном случае действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение судом не выявлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что правовых оснований для отмены оспариваемых протоколов, оснований не имеется.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Территориальной избирательной комиссии г. Красногорска к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1221 Московской области об отмене протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Московская область - Красногорский одномандатный избирательный округ № 120 Избирательный участок № 1221 подписанного 20 сентября 2021 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва 19 сентября 2021 года, отмене протокола № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по федеральному избирательному округу Избирательного участка № 1221 подписанного 20 сентября 2021 года выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва 19 сентября 2021 года, отмене протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 7 Истринского Избирательного участка № 1221 подписанного 20 сентября 2021 года выборов депутатов Московской областной Думы 19 сентября 2021 года, отмене протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу Избирательного участка № 1221 подписанного 20 сентября 2021 года выборов депутатов Московской областной Думы 19 сентября 2021 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.Н. Харитонова