ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8543/18 от 04.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-8543\2018

66RS0004-01-2018-008735-97

Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2018 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Баталовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Паус С. И. к Главе Администрации города Екатеринбурга об оспаривании Постановления,

У С Т А Н О В И Л:

Оспариваемым является Постановление от <//> «О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от <//> «О стоимости электронных проездных билетов».

Паус С.И. обратился в суд с административным иском об оспаривании данного нормативного правового акта, в обоснование которого указал, что повышение стоимости электронных проездных билетов негативно отражается на уровне благосостояния тех социально незащищенных категорий граждан, к которым административный истец, являющийся пенсионером и ветераном труда, относится. В то же время, исходя из показателей уровня прожиточного минимума, установленного на территории С.<адрес>, размер стоимости должен быть снижен на 1-2 %.

В судебном заседании административный истец на доводах административного иска настаивал, обратив внимание суда на то, повышение стоимости проездных билетов не мотивировано, произведено без учета конституционных принципов обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан. Нарушение прав административного истца заключается в сокращении числа поездок в социальные и иные учреждения, что создает некомфортные условия проживания в г.Екатеринбурге.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г.Екатеринбурга просил в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в отзыве, настаивая на том, что оспариваемый правовой акт вынесен в точном соответствии с требованиями Устава муниципального образования «город Екатеринбург», в пределах компетенции, с учетом предельных тарифов, определяемых Региональной энергетической комиссией С.<адрес>.

В судебном заседании прокурор дал заключение о неправомерности заявленного иска.

С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил рассмотреть дело при установленной явке.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 208, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 7 Федерального закона от <//> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от <//> «О стоимости электронных проездных билетов» в соответствии с Федеральным законом от <//> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от <//> N 315-ФЗ), Постановлениями Региональной энергетической комиссии С.<адрес> от <//> N 75-ПК "Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении на территории С.<адрес>" (в редакции Постановления Региональной энергетической комиссии С.<адрес> от <//> N 118-ПК), от <//> N 79-ПК "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении на территории С.<адрес>" (в редакции Постановления Региональной энергетической комиссии С.<адрес> от <//> N 102-ПК), руководствуясь подпунктом 8 пункта 2 статьи 9 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", постановлено установить стоимость электронных проездных билетов, используемых для расчетов за проезд в муниципальном общественном транспорте, с рекомендацией руководителям транспортных организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении, осуществлять расчеты с пассажирами за проезд с использованием электронных проездных билетов, виды и стоимость которых указаны в пункте 1 настоящего Постановления.

Постановление Администрации г. Екатеринбурга от <//> N 6 "О стоимости электронных проездных билетов", которым установлена стоимость электронных проездных билетов, используемых для расчетов за проезд в муниципальном общественном транспорте, и по отношению к субъектам предпринимательской деятельности носит рекомендательный характер.

Оспариваемым Постановлением Администрации города Екатеринбурга от <//> «О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от <//> «О стоимости электронных проездных билетов», опубликованным в издании «Вечерний Екатеринбург», N 9, <//>, внесены в Постановление Администрации города Екатеринбурга от <//> N 6 "О стоимости электронных проездных билетов" (в редакции Постановления Администрации города Екатеринбурга от <//> N 3961) изменения в части установления стоимости билетов.

Правовыми актами Администрации города Екатеринбурга в соответствии с п. 4 ст. 36 Устава муниципального образования «город Екатеринбург» в редакции на момент принятия оспариваемого акта являются постановления и распоряжения (пункт 4 статьи 36).

Глава Администрации города Екатеринбурга наделяется настоящим Уставом следующими полномочиями: издает постановления Администрации города Екатеринбурга по вопросам местного значения, обеспечивает опубликование изданных им нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (подпункты 1, 4 пункта 7 статьи 38-1).

Глава Администрации города Екатеринбурга в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами С.<адрес>, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городской Думы, издает постановления Администрации города Екатеринбурга по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами С.<адрес>, а также распоряжения Администрации города Екатеринбурга по вопросам организации работы Администрации города Екатеринбурга.

Постановления Администрации города Екатеринбурга, имеющие нормативный характер, в течение 5 дней после подписания направляются для опубликования и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (обнародования) в официальном печатном издании, установленном главой Администрации города Екатеринбурга, если самими постановлениями не определены иные сроки вступления их в силу (ст. 53-1).

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, определенном настоящим Уставом, если иное не установлено федеральным законодательством.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления муниципального образования, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (пункт 1, 2 статьи 50).

Как указано ранее, Постановление от <//> издано Главой Администрации города Екатеринбурга, с опубликованием в издании «Вечерний Екатеринбург» N 9, <//>, с рамках полномочий и в соответствии со ст. 16 Федерального закона от <//> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно п. 7 ч. 1 которого, в редакции на момент принятия акта, к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Дополнительно Постановление опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <//> по ссылке: https://екатеринбург.рф/официально/документы/постановления/п_2017/18784.

Согласно приложенному электронному листу согласования проекта, общее время согласования проекта составило менее трех месяцев.

Согласно Уставу муниципального образования "город Екатеринбург», к вопросам местного значения муниципального образования относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования (подпункт 8 пункт 2 статья 9).

Постановление вступило в силу с <//>, за исключением подпункта 1, подпункта 2, подпункта 3, подпункта 5, абзацев второго, четвертого подпункта 8 пункта 1, которые вступил в силу с <//>.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В С.<адрес> на основании Указа Г. С.<адрес> от <//> N 1067-УГ указанные функции осуществляет Региональная энергетическая комиссия С.<адрес>.

Основанием для принятия Постановления являлись Постановления Региональной энергетической комиссии С.<адрес> от <//> N 79-ПК "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории С.<адрес>", от <//> N 1-ПК "Об утверждении предельного тарифа на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "город Екатеринбург".

Так, в соответствии с п.п. 11, 12, 14, 18, 19 Постановления -ПК расчет и формирование индивидуальных тарифов на перевозку пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляется, исходя из принципа обязательного раздельного учета перевозчиками объемов перевозок пассажиров, пассажирооборота, доходов и расходов по видам перевозок (регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси) и видам сообщений (городское сообщение, пригородное сообщение, междугородное сообщение, международное сообщение).

Основным методом расчета индивидуальных тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат). Обоснованными признаются документально подтвержденные расходы, складывающиеся в условиях эффективного функционирования перевозчиков, выраженные в денежной форме и оформленные в соответствии с действующим законодательством, настоящими Методическими рекомендациями и представленные в регулирующий орган.

В качестве исходной базы для установления индивидуальных тарифов на перевозку пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в расчетном периоде принимаются нормативные затраты по видам сообщений, объем перевозок пассажиров и пассажирооборот.

Период действия индивидуальных тарифов устанавливается, как правило, на один год, если иное не установлено иными правовыми актами.

Досрочный пересмотр тарифов может осуществляться как по обращению перевозчиков, так и по инициативе регулирующего органа, если в результате организованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке проверки хозяйственной деятельности перевозчиков, анализа и обобщения полученной информации поставлен вопрос о понижении тарифов.

Основаниями для досрочного пересмотра индивидуальных тарифов признаются: 1) объективное изменение условий деятельности перевозчиков, влияющее на стоимость их услуг - изменение законодательства Российской Федерации, рост инфляции, превышающий уровень инфляции, учитываемый в расчетах при утверждении тарифов, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающее размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также стихийные бедствия, катастрофы, иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, военные действия, террористические акты, массовые беспорядки или изъятие в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях у перевозчиков основных фондов, если любое из этих событий в отдельности или их совокупности повлекли за собой изменение более чем на 10 процентов финансовых потребностей перевозчика, по сравнению с финансовыми потребностями, определенными на момент утверждения соответствующих тарифов; 2) нарушение перевозчиками согласованной в установленном порядке программы производственного развития, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы; 3) вступившее в законную силу решение суда.

Постановлением -ПК утвержден предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования "город Екатеринбург" в размере 28 рублей за поездку и место багажа.

В соответствии с Постановлением Правительства С.<адрес> от <//>-ПП «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории С.<адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении» с <//> произведена индексация размера ежемесячного пособия на проезд по территории С.<адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта для льготных категорий областного регистра в соответствии с Постановлением Правительства С.<адрес> от <//>-ПП «О порядке и размере индексации отдельных видов социальных выплат, установленных законодательством С.<адрес>». Выплачиваемая компенсация проезда областным льготникам из областного бюджета с <//> составляет 433 рубля.

Выплачиваемая компенсация проезда областным льготникам из областного бюджета с <//> составляет 450 руб.

Возражая против повышения стоимости электронных проездных билетов, административным истцом не учтено, что в соответствии со ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

На внутреннем рынке России регулируемые цены установлены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <//> N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", предписывающим Правительству Российской Федерации определять и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и предусматривающим, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1 Указа).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от <//> N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены: перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В соответствии с указанными правовыми актами регулируемые цены установлены, в том числе, на перевозку пассажиров и багажа всеми видами транспорта общего пользования в городском сообщении (кроме автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта)

Из анализа приведенных правовых норм следует, что государственное регулирование цен (тарифов) предполагает установление цен на определенный вид продукции, товаров и услуг путем использования одного из способов регулирования (установление фиксированных цен, предельных цен и т.д.).

Таким образом, установленное Постановлением от <//> N 60 стоимости электронных проездных билетов изменение стоимости электронного проездного билета принято для муниципального общественного транспорта в рамках полномочий органов местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

При этом изменение стоимости не является нерегулируемым и произвольным решением, поскольку установление размера тарифа определяется исходя из предусмотренных законом показателей и обеспечения финансовой возможности оказания услуг по перевозке пассадиров.

Принятие акта осуществлено на основании экономического обоснования, указывающего на изменение величины тарифов на перевозки городским и пригородным транспортом на территории края, стоимости топлива, уровня заработной платы работников транспортных организаций, инфляции и других экономических факторов.

При разрешении заявленных требований суд также учитывает позицию административного ответчика о том, что Законом С.<адрес> от <//> «О потребительской корзине в С.<адрес> на 2016-2017 годы» установлена величина прожиточного минимума на 1 квартал 2017 года в размере 10 653 рубля - для трудоспособного населения, 8 220 рублей для пенсионеров и 10 207 рубля - для детей.

Потребительская корзина включает в себя минимальный перечень продуктов, непродовольственные товары и услуги. Услуги в свою очередь состоят из оплаты за жилищно-коммунальные услуги, услуги на транспорт, услуги культуры и другие виды услуг. При этом, величина услуг составляет 50 процентов стоимости продуктов питания для всех социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Базой для расчетов транспортных услуг, заложенная в вышеназванном законе, является: 150 поездок в год или 12,5 поездок в месяц - для пенсионеров; 619,5 проездок в год или 51,625 поездки в месяц - для трудоспособного населения; 303,6 поездки в год или 25,3 поездки в месяц - для детей.

Кроме этого, вопрос о возможности нести расходы по оплате проездных билетов исходя из уровня получаемого дохода, как верно отмечено административным ответчиком, находится вне рамок заявленных правоотношений, связанных с принятием оспариваемого постановления, так как установление, изменение стоимости проездных билетов и социальные гарантии, устанавливаемые, в том числе для граждан, находящихся в пенсионном возрасте, не являются взаимосвязанными или взаимозависимыми. Основания для принятия постановления об изменении стоимости проездных билетов напрямую не зависит от размера, в том числе пенсионного обеспечения.

Размер и порядок выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории С.<адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородному сообщении устанавливается Постановлением Правительства С.<адрес> от <//>-ПП.

Таким образом, довод административного истца о нарушении его прав и законных интересов на комфортное проживание и пользование общественным транспортом в желаемом объеме, не влияет на выводы суда о законности вынесенного правового акта, поскольку Администрация г.Екатеринбурга не наделена законом на установление социальных льгот лицам, находящимся на пенсионном обеспечении в тех рамках публичных правоотношений, которые являются предметом рассмотрения в настоящем производстве.

Руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.М.Василькова

Копия верна

Судья:

Секретарь: