ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-854/2022 от 06.05.2022 Боровичского районного суда (Новгородская область)

дело № 2а-854/2022

53RS0002-01-2022-001156-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 06 мая 2022 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

судьи Кудрявцевой Е.М.,

при секретаре Партанской Г.С.,

с участием представителей административного истца – заместителя Боровичского межрайонного прокурора Булатова И.А. и помощника прокурора Сизовой С.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Боровичского межрайонного прокурора к Совету депутатов Сушанского сельского поселения о признании незаконным решения Совета депутатов Сушанского сельского поселения,

установил:

Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Сушанского сельского поселения выявлены грубые нарушения требований действующего федерального законодательства.

Установлено, что в нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), Глава Сушанского сельского поселения Кузяков С.А., осознавая, что специалист военно-учетного стола ( далее-ВУС) является его непосредственным подчиненным, контроль за реализацией полномочий специалистом ВУС осуществляется им лично, установление размера выплат специалисту, в том числе размера премиального вознаграждения, находится в компетенции Главы поселения, при приеме на работу специалистом ВУС своей супруги Ивановой М.В. 05.11.2020 г. уведомление в Совет депутатов Сушанского сельского поселения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, не направил.

На протяжении 2020-2021 года работники администрации Сушанского сельского поселения, в том числе специалисты по первичному воинскому учету (кроме Ивановой М.В.) осуществляли трудовую деятельность на рабочих местах.

Будучи осведомленным о том, что Иванова М.В. обязанности специалиста военно-учетного стола не выполняла, на протяжении ноября-декабря 2020 года на рабочем месте не появлялась, в дистанционном режиме должностные обязанности не исполняла, Кузяков С.А. осуществил выплату Ивановой М.В. заработной платы и премиального вознаграждения в общей сумме 59 019,06 рублей, причинив тем самым ущерб бюджету Сушанского сельского поселения на указанную сумму.

Распоряжения администрации сельского поселения о выплате единовременного денежного поощрения Ивановой М.В. в размере 35 351,12 руб. от 21.12.2020 №78-рл, от 05.11.2020№70-рл об установлении ежемесячного оклада и надбавок работнику ВУС издавались непосредственно за подписью главы Сушанского сельского поселения.

26.11.2021 межрайонной прокуратурой в адрес Совета депутатов Сушанского сельского поселения направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором прокурором поставлен вопрос об освобождении от должности Главы Сушанского сельского поселения, председателя Совета депутатов Сушанского сельского поселения Кузякова С.А., в связи с утратой доверия.

Представление прокурора рассмотрено Советом депутатов Сушанского сельского поселения 24.12.2021, принято решение № 81, не соответствующее закону, которым в удовлетворении требований Боровичской межрайонной прокуратуры отказано.

Ссылаясь на положения ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2013 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», прокурор просит суд признать решение Совета депутатов Сушанского сельского поселения от 24.12.2021 № 81 «О рассмотрении представления» незаконным.

В ходе рассмотрения дела Боровичский межрайонный прокурор увеличил исковые требования, просил также обязать Совет депутатов Сушанского сельского поселения на ближайшем заседании повторно рассмотреть представление Боровичского межрайонного прокурора от 26.11.2021 года в установленном законом порядке.

В судебном заседании представители административного истца – заместитель Боровичского межрайонного прокурора Булатов И.А. и помощник прокурора Сизова С.Э. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно пояснили, что в ходе проверки Сушанским сельским поседением был предоставлен протокол № 2, датированный 09.12.2020 г., согласно которому рассматривалось уведомление Главы поселения Кузякова С.А. о возникшем конфликте интересов, в связи с приемом на работу его супруги. Однако при проверке повесток всех совещаний Совета депутатов Сушанского сельского поселения установлено, что такой вопрос в повестки не включался, в связи с чем, есть достаточные основания полагать, что протокол не отвечает признакам достоверности.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов Сушанского сельского поселения Бойцова Е.С. и заинтересованное лицо Кузяков С.А в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражают против удовлетворения заявленных требований, полагая, что истцом пропущен срок обжалования решения Совета депутатов Сушанского сельского поселения от 24.12.2021 г., так как с административным иском прокурор обратился в суд лишь 28.03.2022 г.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Материалами дела подтверждается, что копия оспариваемого решения предоставлена в Боровичскую межрайонную прокуратуру 29 декабря 2021 г. С настоящим административным иском прокурор обратился 28 марта 2022 г., т.е. с соблюдением установленного срока.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ( далее-Федеральный закон № 273).Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей) (ч.2 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 273-Ф3, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона лицо, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Согласно статье 11 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 4.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с указанными нормами закона Советом депутатов Сушанского сельского поселения разработано и утверждено Решением № 9 от 05.11.2020 г. Положение о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления Сушанского сельского поселения, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении ими полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

В силу п. 2 указанного Положения уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, направляется в Совет депутатов сельского поселения.

Поступившие уведомления лиц, замещающих муниципальные должности, рассматриваются на ближайшем заседании Совета депутатов Сушанского сельского поселения. По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений:

а) признать, что при осуществлении полномочий лицом, замещающим муниципальную должность, направившим уведомление, конфликт интересов отсутствует;

б) признать, что при осуществлении полномочий лицом, замещающим муниципальную должность, направившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;

в) признать, что лицом, занимающим муниципальную должность, направившим уведомление, не соблюдались требования по урегулированию конфликта интересов ( п. 6 Положения).

Как следует из материалов дела, Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности Администрации Сушанского сельского поселения.

В ходе проверки установлено, что Глава Сушанского сельского поселения Кузяков С.А. 05 ноября 2020 г. принял на работу специалистом военно-учетного стола свою супругу Иванову М.В.( распоряжение 69-рл, трудовой договор от той же даны), при этом уведомление о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий в Совет депутатов Сушанского сельского поселения не направил.

Материалами проведенной прокурором проверки установлено, что Иванова М.В. обязанности специалиста военно-учетного стола не выполняла, однако Главой поселения Кузяковым С.А. осуществлена выплата Ивановой М.В. заработной платы и премиального вознаграждения в общей сумме 59 019,06 рублей, чем причинен ущерб бюджету Сушанского сельского поселения на указанную сумму.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что представленные в ходе проверки Советом депутатов уведомление Кузяковым С.А. о возникновении личной заинтересованности и журнал регистрации уведомлений не являются достоверными, поскольку Положение о порядке сообщения о возникновении личной заинтересованности с приложениями, как указывалось выше, утверждено решением Совета депутатов 05.11.2020 г., тогда как из представленного Журнала следует, что первая запись в нем сделана 15.06.2020 г.

26.11.2021 Боровичской межрайонной прокуратурой в адрес Совета депутатов Сушанского сельского поселения направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором прокурором поставлен вопрос об освобождении от должности Главы Сушанского сельского поселения, председателя Совета депутатов Сушанского сельского поселения Кузякова С.А., в связи с утратой доверия.

Представление прокурора рассмотрено Советом депутатов Сушанского сельского поселения 24.12.2021, по результатам рассмотрения принято решение № 81, которым в удовлетворении требований прокурора отказано.

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1, пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Принимая во внимание, что в ходе проверки, проведенной прокурором, было выявлено нарушение Главой Сушанского сельского поселения Кузяковым С.А. ограничений, установленных законом, что является безусловным основанием для прекращения полномочий, у Совета депутатов Сушанского сельского поселения отсутствовали законные основания для отказа в удовлетворении представления прокурора.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов Сушанского сельского поселения от 24.12.2021 №81 следует признать нарушающим интересы Российской Федерации, Сушанского сельского поселения, неопределенного круга лиц. Поскольку решение об освобождении от должности Главы Сушанского сельского поселения, председателя Совета депутатов Сушанского сельского поселения принимает представительный орган муниципального образования, суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть представление прокурора.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ о результатах повторного рассмотрения представления административному ответчику надлежит сообщить прокурору и суду в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.

Руководствуясь ст. ст. 173-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Боровичского межрайонного прокурора – удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов Сушанского сельского поселения от 24.12.2021 №81 «О рассмотрении представления Боровичской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» незаконным

Обязать Совет депутатов Сушанского сельского поселения на ближайшем заседании повторно рассмотреть представление Боровичского межрайонного прокурора от 26.11.2021 года в установленном законом порядке

Обязать Совет депутатов Сушанского сельского поселения о результатах повторного рассмотрения представления сообщить Боровичскому межрайонному прокурору и суду в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.М. Кудрявцева

Мотивированное решение изготовлено «13» мая 2022 года