ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8559/2015 от 25.12.2015 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-8559/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2015 года город Мурманск

(в окончательной форме принято 29.12.2015)

Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Пестерникова М.В.,

при секретаре Пономаревой Л.А.,

с участием административного истца Красникова Н.Г., его представителя ФИО1,

представителей административного ответчика – *** таможни ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Красникова Н.Г. об оспаривании решения *** таможенного поста об отказе в выдаче паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль,

УСТАНОВИЛ:

Красников Н.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения *** таможенного поста об отказе в выдаче паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль. В обоснование заявленных требований указано, что он является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Им для личного пользования на территорию РФ из *** ввезено транспортное средство - автомобиль ***. Он обратился в *** таможенный пост с заявлением о выдаче ПТС на него. *** письмом №****** таможня проинформировал истца о том, что для заполнения строки ПТС «Экологический класс» и принятия решения о выдаче ПТС на транспортное средство, ему необходимо представить сертификат соответствия. Полагая отказ незаконным указывает, что согласно п. 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в одобрениях типа транспортного средства (далее - ОТТС), одобрениях типа шасси (далее - ОТШ), сертификатах соответствия и свидетельствах о безопасности конструкции транспортного средства (далее - свидетельство БКТС). Согласно Свидетельству о регистрации транспортного средства автомобиль *** - *** года выпуска, следовательно, он в силу п. 4.1. раздела 4 Приложения к Техническому регламенту, считается соответствующим экологическому классу ***

Также обращает внимание, что пунктом 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств предусмотрено, что требования абзаца 4 п. 70 Положения, запрещающего выдачу паспортов транспортных средств в случае несоответствия экологического класса требованиям Технического регламента, не распространяются, в частности, на автомобильную технику, ввозимую на территорию РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Кроме того указывает, что им таможенному органу был предъявлен Акт экспертного исследования №*** от ***, согласно которому, автомобиль соответствует четвёртому экологическому классу.

С учетом изложенного просит признать незаконным отказ *** таможенного поста в выдаче ему паспорта транспортного средства на его автомобиль ****** года выпуска, обязать ответчика в срок, установленный судом, выдать паспорт транспортного средства на автомобиль без предоставления сертификата, подтверждающего его экологический класс.

В судебном заседании Красников Н.Г и его представитель ФИО1 заявление поддержали в полном объеме по указанным в нём доводам.

Представители административного ответчика - ФИО2 и ФИО3 возражали против удовлетворения заявления, представили письменный отзыв.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что Красников Н.Г. является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента РФ от *** N 637, что подтверждается Свидетельством серии ***, выданным *** Консульским отделом Посольства России в ***.

Административным истцом для личного пользования на территорию РФ из *** ввезено транспортное средство - автомобиль ****** года выпуска, номер двигателя ***, принадлежащий ему на праве собственности.

*** истец обратился в *** таможенный пост с заявлением о выдаче ПТС на вышеуказанное транспортное средство и представил следующие документы: - гражданский паспорт на своё имя; - свидетельство о регистрации транспортного средства; - акт экспертного исследования *** от ***; - сертификат соответствия №*** на имя Королёва А.В.; - свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

*** письмом №*** за подписью начальника *** таможенного поста Красникову Н.Г. было отказано в выдаче ПТС, а также, указано, что для заполнения строки ПТС «Экологический класс» и его оформления заявителю необходимо представить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства выданное аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза.

Порядок выдачи паспортов транспортных средств регламентирован совместным приказом от ***№*** МВД России, №*** Минпромэнерго России, №*** Минэкономразвития России «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение).

В соответствии с п. 57 Положения паспорта выдаются таможенными органами:

- после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза;

- при обращении ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств или шасси в федеральную собственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

- при обращении взыскания на ввозимые в Российскую Федерацию транспортные средства или шасси по обязательствам их собственников;

- в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств и (или) шасси, являющихся товарами Таможенного союза.

Выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

Подпунктом 37 статьи 4 ТК ТС определено, что товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

В соответствии с п. 60.9 Положения допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).

Согласно п. 58 Положения выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.

Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.

В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов.

Согласно пп. 60, 60.6 Положения оформление паспортов транспортных средств таможенными органами производится в соответствии с пунктами 25 - 52 настоящего Положения с учетом ряда особенностей. Строка 13 заполняется в соответствии с пунктом 36 настоящего Положения, в соответствии с которым в строке "13. Экологический класс" прописью указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.

В силу п. 70 Положения заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии формирует Сведения о выданных Одобрениях типа транспортного средства, Одобрениях типа шасси и Свидетельствах о безопасности конструкции транспортного средства (приложение N 4) и не реже одного раза в месяц передает их в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральную таможенную службу для использования в информационных и контрольных целях.

Федеральная служба по аккредитации по запросам МВД России и Федеральной таможенной службы формирует и передает сведения о выданных сертификатах соответствия посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по аккредитации и Федеральной таможенной службы.

В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, паспорта не выдаются.

Пункт 71 Положения предусматриваем, что требования абзаца четвертого пункта 70 настоящего Положения не распространяются на транспортные средства, указанные в подпунктах 3 и 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также принадлежащие физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.

В паспортах, выдаваемых таможенными органами, в графе "Экологический класс" ставится прочерк, в раздел "Особые отметки" вносятся сведения о документах, подтверждающих возможность отнесения таких транспортных средств к транспортным средствам, указанным в абзаце первом настоящего пункта.

Собственникам, относящимся к одной из категорий физических лиц, определенных в подпункте 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, паспорта на транспортные средства, экологический класс которых не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, выдаются таможенными органами только на одно транспортное средство.

Согласно подпункту 5 пункта 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от *** N 877, действие настоящего технического регламента не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Административным истцом в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации он находится (*** таможенный пост), подано заявление, в котором указаны обстоятельства ввоза транспортного средства, и иные обстоятельства, которые являлись основанием для выдачи паспорта, а также все необходимые для этого документы.

Таким образом требования Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, в частности п. 60, допускает отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).

С учетом изложенного требовать от Красникова Н.Г. какое-либо свидетельство *** таможня не вправе.

Кроме того, из содержания вышеприведенных норм в их взаимосвязи с положениями Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от *** N 637, а также из того, что данные нормы введены в действие именно в связи с утверждением Президентом РФ данной Программы, следует, что используемое в пункте 71 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств и в подпункте 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, понятие транспортных средств, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, подразумевает, в том числе, транспортные средства, ввозимые на территорию РФ с единой таможенной территории Таможенного союза.

Иное противоречило бы смыслу Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, направленной на стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ и способствование такому переселению для решения демографической проблемы, стабилизации численности населения РФ, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России, на создание социально-экономических и организационных условий переселения соотечественников на постоянное место жительства в РФ, и в которой указано, что основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в РФ являются, в частности, обеспечение баланса интересов переселенцев и принимающего сообщества, приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих условия и характер переселения, доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки. Также необходимо учитывать, что указанная программа не разделяет соотечественников, проживающих за рубежом, на лиц, проживающих в странах входящих в Таможенный союз, и в иных странах.

Изложенные обстоятельства опровергают приведенные административным ответчиком в возражениях доводы о том, что административный истец не относится к лицам, указанным в п. 71 Положения, поскольку Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, не является международным соглашением, а также, что в данном случае ввоз транспортного средства на таможенную территорию таможенного союза фактически не осуществлялся.

Кроме того, в судебном заседание установлено, что автомобиль ****** года выпуска, номер двигателя ***, принадлежащий истцу, относится к четвёртому экологическому классу, не смотря на отсутствие указанных сведений в базах, размещенных на официальном сайте ФТС России в сети Интернет.

Указанное подтверждается актом экспертного исследования *** от ***. То обстоятельство, что эксперт, производивший данное исследование, отсутствует в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза уполномоченных на проверку выполнения требований Технического регламента ТС, не является основанием не доверять данному исследованию. Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО4 (сомневаться в показаниях которого у суда оснований не имеется) пояснил, что он не определял экологический класс данного автомобиля, а указал его в своем исследовании исходя из сведений, содержащихся в сети интернет, на различных официальных сайтах, из которых следует, что аналогичные транспортные средства относятся к 4 экологическому сайту. Таким образом указанный эксперт не проводил проверку выполнения требований Технического регламента ТС, в связи с чем включение его в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза уполномоченных на проверку выполнения требований Технического регламента ТС, является не обязательным.

Также подтверждением соответствия рассматриваемого автомобиля четвертому экологическому классу служит сертификат, выданный органом по сертификации ООО «***» на аналогичное транспортное средство *** года выпуска с таким же двигателем.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействие *** таможни по невыдаче Красникову Н.Г. паспорта транспортного средства не соответствует закону, нарушает его право пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности имуществом, в связи с чем на *** таможенный пост следует возложить обязанность выдать Красникову Н.Г. паспорт транспортного средства.

На основании изложенного, руководствуясь стст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Красникова Н.Г. об оспаривании решения *** таможенного поста об отказе в выдаче паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль удовлетворить.

Признать незаконным отказ *** таможенного поста в выдаче Красникову Н.Г паспорта транспортного средства на автомобиль ****** года выпуска, ***

Возложить на Мурманский таможенный пост обязанность выдать в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу Красникову Н.Г паспорт транспортного средства на вышеуказанный автомобиль без предоставления Красниковым Н.Г. сведений о подтверждении экологического класса автомобиля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд Адрес*** в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое принято ***.

Председательствующий подпись М.В. Пестерников