ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-855/20 от 09.06.2020 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-855/2020

УИД 33RS0008-01-2020-001403-40

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гусь-Хрустальный 09 июня 2020 года

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Забродченко Е.В.,

при секретаре судебного заседания Платоновой Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области к Владимирской областной ассоциации охранных предприятий о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (далее – Управление) обратилось в Гусь-Хрустальный городской суд с административными исковыми требованиями к Владимирской областной ассоциации охранных предприятий (далее – Организация), в которых просило ликвидировать Владимирскую областную ассоциацию охранных предприятий и исключить ее из реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик внесен в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Владимирской области Управлением за регистрационным номером 3314060001, 26.05.2004 г. в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером 1043300201383.

В соответствии с планом проведения проверок в период с 17.02.2020 г. по 17.03.2020 г. в отношении Организации была проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества уставным целям и законодательству Российской Федерации за период с 16.02.2017 г. по 16.02.2020 г.

По результатам проверки было установлено, что документально адрес местонахождения Организации не подтвержден, правоустанавливающий документ на проверку не представлен.

На проверку не были представлены протоколы Общего собрания членов Организации. Согласно акту о предоставлении документов Организации, представленному в адрес Управления 18.02.2020 г., решения (протоколы, выписки) Общего собрания членов у Организации отсутствуют. Также на проверку не были представлены документы, подтверждающие переизбрание Президента и избрание Управляющего директора Организации, пояснения отсутствуют. Сроки полномочий Президента и Управляющего директора Организации истекли.

Документы по деятельности Организации согласно указанному акту отсутствуют, пояснения о причинах невозможности представления документов и (или) сведений, указанных в распоряжении о проверке, Организацией не представлены.

Отчеты о деятельности Организации в информационно - телекоммуникационной сети Интернет не размещались, средствам массовой информации для опубликования не предоставлялись.

Кроме того в ходе проведения экспертизы Устава Организации были выявлены несоответствия законодательству Российской Федерации.

В проверяемый период Организацией, каких-либо действий, направленных на реализацию общих целей, определенных уставом Организации не осуществлялось, что является нарушением устава Организации и влечет нарушение требований действующего законодательства о некоммерческих организациях.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство, в котором просили рассмотреть дело без участия представителя, также указали, что поддерживают заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Владимирской областной ассоциации охранных предприятий в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки представителя суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела или рассмотрения дела без участия представителя не заявляли.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзыв на административное исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело без участия представителя, а также указали, что по состоянию на 29.05.2020 г. за Организацией числится задолженность в сумме 100 рублей по виду платежа «штраф» по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счет погашения задолженности, образовавшейся до 01.01.2020 г., подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджеты муниципального образования по нормативам, действующим в 2019 году. Последняя налоговая отчетность предоставлена в налоговый орган по телекоммуникацинонным каналам связи 13.05.2020 г., в том числе, расчет по страховым взносам за 3 месяца 2020 года, налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 3 месяца 2020 года, налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2020 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 263 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, представителей административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, административного ответчика Владимирской областной ассоциации охранных предприятий, заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу п. 1 ст. 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 65.2 ГК РФ участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе участвовать в управлении делами корпорации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса; в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией; обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом; требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1); оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации. Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Участник корпорации обязан участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации; участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений; не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации; не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация. Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

В соответствии с п. 2 ст. 65.3 ГК РФ вопрос об определении приоритетных направлений деятельности корпорации относится к исключительной компетенции высшего органа корпорации.

В в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержат в учредительных документах.

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ, в учредительных документах некоммерческой организации должен определяться порядок управления деятельностью.

Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 7-ФЗ, учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

В соответствии с абз. 1 п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

В силу п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон. № 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения о полном наименовании юридического лица.

В судебном заседании установлено, что Владимирская областная ассоциация охранных предприятий внесена в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Владимирской области Управлением за регистрационным номером 3314060001.

26.05.2004 г. Организация внесена в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1043300201383.

В соответствии с планом проведения проверок некоммерческих организаций на 2020 год, на основании распоряжения Управления от 15.01.2020 г. № 9-р в период с 17.02.2020 г. по 17.03.2020 г. была проведена плановая документарная проверка Организации на предмет соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества уставным целям и законодательству Российской Федерации за период с 16.02.2017 г. по 16.02.2020 г.

По результатам проведенной проверки было установлено, что решение о создании Организации принято 24.05.2004 г. Собранием учредителей Организации.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации Организация состоит с 26.05.2004 г. на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области, ИНН - <***>, КПП - 330401001, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРЮЛ.

На момент проведения проверки Организация действовала на основании устава утвержденного Собранием учредителей Организации 24.05.2004 г.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ код вида экономической деятельности Организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 94.9 - Деятельность прочих общественных организаций.

Данный код вида экономической деятельности не соответствует организационно-правовой форме Организации.

Согласно п. 3.1. устава Организации, целями деятельности Организации являются объединение законопослушных участников рынка охранных и детективных I услуг, координация их деятельности, создание и развитие рынка услуг в области безопасности предпринимательства и отдельных граждан, координация деятельности охранных и детективных предприятий, отстаивание интересов охранных и детективных предприятий в органах власти и управления, создание новых рабочих мест для сотрудников правоохранительных органов, создание общей накопительной базы данных о сотрудниках охранных предприятий, входящих в Организацию, для осуществления контроля за поступлением работников в частные охранные предприятия.

Адрес (место нахождение) Организации: Владимирская область, Гусь-Хрустальный, ул. Чайковского, д. 9.

При этом документально данный адрес не подтвержден, правоустанавливающий документ на проверку не представлен.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ у Организации сформирован уставный капитал - 10002 руб., что не соответствует организационно-правовой форме Организации и влечет нарушение требований п. 1 ст. 66 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 7.1 устава Организации высшим органом управления Организации является Общее собрание членов Организации.

Согласно пункту 7.4 устава Организации очередное Общее собрание членов Организации созывается не реже 1 (одного) раза в год и не позднее 2-х месяцев по окончании финансового года.

На проверку протоколы Общего собрания членов Организации не представлены. Согласно акту о предоставлении документов Организации, представленному в адрес Управления 18.02.2020 г., решения (протоколы, выписки) Общего собрания членов у Организации отсутствуют, что влечет нарушение пункта п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ.

Согласно пункту 7.6 устава Организации исполнительными органами Организации являются Президент и Управляющий директор, избираемые Общим собранием членов Организации сроком на 1 (один) год.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (Президент) является ФИО1

Управлением указано, что согласно сведениям, содержащимся в регистрационном деле Организации, 24.05.2004 г. Президентом Организации был избран ФИО1 Документы, подтверждающие переизбрание Президента Организации, на проверку представлены не были, пояснения отсутствуют. Срок полномочий Президента Организации истек.

Документы, подтверждающие избрание Управляющего директора Организации, также не были представлены на проверку, пояснения отсутствуют.

Срок полномочий Управляющего директора Организации истек.

Компетенция Президента и Управляющего директора Организации определены пунктом 7.7. и 7.8. устава.

Пунктом 10 Распоряжения о проведении проверки был установлен перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. В уведомлении о проведении проверки разъяснено, что в случае невозможности представления документов и (или) сведений, указанных в распоряжении о проверке, Организации необходимо представить письменные пояснения.

На проверку были представлены только копии бухгалтерско-финансовых документов. Остальные документы по деятельности Организации согласно акту о предоставлении документов, представленному в адрес Управления 18.02.2020 г., отсутствуют, равно как и пояснения о причинах невозможности представления этих документов.

Кроме того, в нарушение требований п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ Организация не размещала в информационно - телекоммуникационной сети Интернет и не предоставляла средствам массовой информации для опубликования отчеты о своей деятельности за 2016, 2017, 2018 годы.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Также Управлением была проведена экспертиза устава Организации, в ходе проведения которой выявлены следующие несоответствия законодательству Российской Федерации.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ полное наименование Организации Владимирская областная ассоциация охранных предприятий.

Согласно пункту 1.3 устава Организации полное наименование Организации Ассоциация юридических лиц «Владимирская областная ассоциация охранных предприятий».

Данное обстоятельство влечет нарушение требования пп. «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ.

Пунктом 2.5 устава Организации определено право иметь эмблему, собственную символику, однако описание эмблемы, символики в уставе Организации отсутствует, что является нарушением п. 5 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ.

Пунктом 2.6 устава Организации определено, что Организация вправе Осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.

В нарушение п. 2 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ в данном пункте устава Организации отсутствуют виды предпринимательской деятельности, осуществляемой Организацией, или уточнение, что Организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме этого, в нарушение требований п. 1 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ пункт 3.2 устава Организации содержит открытый перечень видов деятельности, который она вправе осуществлять.

Права членов Организации, установленные пунктом 7.1 устава Организации, не в полной мере соответствуют правам членов корпораций, определенным п. 1 ст. 65.2 ГК РФ.

Обязанности членов Организации, установленные пунктом 7.2 устава Организации, не в полной мере соответствуют обязанностям членов корпораций, определенным п. 4 ст. 65.2 ГК РФ.

Пунктами 4.4, 6.3 устава Организации определено, что кандидаты в члены Организации уплачивают кандидатский взнос, при этом Федеральным законом № 7-ФЗ, ГК РФ уплата кандидатского взноса в некоммерческих организациях не предусмотрена.

Исключительная компетенция Общего собрания членов Организации как высшего органа не в полной мере соответствует исключительной компетенции высшего органа управления корпорации, установленной статьей 65.3 ГК РФ.

В нарушение требований п. 3 ст. 14, п. 4 ст.29 Федерального закона № 7-ФЗ в уставе Организации отсутствует порядок принятия решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Общего собрания членов Организации.

Пунктом 7.7 устава Организации вопрос об определении приоритетных направлений и общей концепции деятельности Организации отнесен к компетенции Президента Организации, что влечет нарушение требований п. 2 ст. 65.3 ГК РФ.

Пунктом 10.8 устава Организации установлено, что оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, либо его стоимость, подлежит распределению между членами Ассоциации пропорционально размерам членских Взносов членов Ассоциации, что влечет нарушение п. 8 ст. 63 ГК РФ.

В проверяемый период Организацией, каких-либо действий, направленных на реализацию общих целей, определенных уставом Организации, не осуществлялось, что является нарушением устава Организации и влечет нарушение требований п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ.

До настоящего времени приведенные нарушения действующего законодательства не устранены, доказательств обратного в материалы дела не представлено

Таким образом, Организация осуществляет деятельность с неоднократными и грубыми нарушениями закона, что в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ является основанием для ликвидации данной некоммерческой Организации и удовлетворения административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области удовлетворить.

Ликвидировать Владимирскую областную ассоциацию охранных предприятий, основной государственной регистрационный номер 1043300201383, и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий Е.В. Забродченко