ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-856/2021 от 02.03.2021 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2021 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-856/2021 по административному исковому заявлению Министерства имущественных отношений Иркутской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1 , судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО2, УФССП России по Иркутской области об освобождении от исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО1 , судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области ФИО2, УФССП России по Иркутской области, в котором просило, освободить Министерство имущественных отношений Иркутской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от взыскания исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ полностью в размере 50 000 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ предмет исполнения - обязать министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) предоставить ФИО5 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью 33 (+/- 5 кв.м.). Исполнительный лист выдан на основании решения Кировского районного суда <адрес>. Постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ФИО1 постановила взыскать с министерства 50 000 руб. исполнительского сбора. ФИО5 включен в список, жилое помещение общей площадью 33 кв.м. (+/- 5 кв.м.) истцу будет предоставлено в хронологической последовательности, постановленной списком после его приобретения отнесении его к специализированному жилищному фонду. Министерством право истца на предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено. Министерством принимаются все возможные меры для надлежащего исполнения обязательств по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Министерство осуществляло полномочия по обеспечению жильем детей-сирот в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2020 годы» государственной программы <адрес> «Доступное жилье» на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп (далее - Подпрограмма). Для реализации Подпрограммы в 2018 году были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджетов 811 279,1 тысяч рублей, обеспечено 410 человек. В период с 2013 по 2018 год министерством на выделенные денежные средства областного и федерального бюджетов были построены (приобретены) 3590 квартир и предоставлены детям-сиротам. В 2019 году обеспечение осуществлялось в рамках подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019-2024 годы государственной программы «Доступное жилье» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп. В 2019 году обеспечен 391 человек. В 2020 году планируется предоставить 850 жилых помещений на выделенные денежные средства 1 303 791,1 руб., уже предоставлено 439 жилых помещений. В 2021 году планируется предоставить 724 жилых помещения, в 2022 году 1 568 жилых помещений. Просит суд освободить министерство от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ полностью в размере 50 000 руб.

В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной.

С учетом положений ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства № -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2 ст. 105).

Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным отделом судебных приставов УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство что -ИП в отношении Министерства имущественных отношений Иркутской области, взыскатель – ФИО5 на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом <адрес>, по гражданскому делу по иску ФИО5 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о предоставлении жилого помещения площадью 33. (+,-5) кв.м., на территории Ангарского городского округа по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Доказательств направления в адрес должника постановления о возбуждении исполнительного производства со стороны судебного пристава исполнителя суду не представлено.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ с Министерства имущественных отношений Иркутской области взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в сумме 50 000 рублей. В постановлении судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ Министерством имущественных отношений Иркутской области не исполнен без уважительных причин, а также отсутствуют доказательства подтверждающих уважительность причин неисполнения документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При разрешении заявленных требований, суд учитывает положения ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, согласно которой, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области № 164-ОЗ) предусмотрен порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области.

В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется в установленном порядке органом по управлению имуществом (ст. 5 Закона Иркутской области № 164-ОЗ). Таким органом по управлению имуществом является министерство имущественных отношений Иркутской области.

В соответствии с указанным законом, министерство формирует списки на предоставление жилых помещений, в хронологической последовательности исходя из даты обращения лица с заявлением в указанный орган.

Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 443-пп утверждена подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014 - 2018 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2014 - 2020 годы».

Приобретение жилых помещений осуществляется государственным органом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предполагает следование муниципального заказчика процедурам, установленным частью 2 статьи 63, статьей 70 данного федерального закона.

Формирование специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жильем детей-сирот осуществляется за счет средств, предусмотренных в подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 № 780-пп,

Ответственным исполнителем по программе «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы» является Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство).

Согласно пункту 3 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 года № 330-пп, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области в пределах средств, утвержденных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету.

Пунктом 4 Порядка предусмотрены способы формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот: 1) приобретение в собственность Иркутской области жилых помещений на первичном рынке жилья; 2) участие в долевом строительстве жилых помещений на территории Иркутской области; 3) строительство жилых помещений на территории Иркутской области

Во исполнение обязательств по приобретению жилых помещений специализированного жилого фонда для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Министерство имущественных отношений в соответствии с частью 2 статьи 92, частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, включает в специализированный жилищный фонд Иркутской области жилые помещения и относит к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Иркутской области, после чего не позднее пятнадцати календарных дней со дня включения в установленном законодательством порядке жилого помещения в специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот органом по управлению имуществом принимается решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу, включенному в список на предоставление жилых помещений, в хронологической последовательности, установленной данным списком.

В подтверждение своих доводов об отсутствии умысла злостного неисполнения решения суда в материалы дела представлено письмо от 07.12.2020, из которого следует, что полномочия по обеспечению жильем осуществлялось в рамках государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020г.г., государственной программы «доступное жилье! 2014-2024 г.г., подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2014-2020 г.г. для реализации которой, денежные средства выделяются из областного и федерального бюджетов. За период действия программы с 2013 по 2019 г. жилыми помещениями обеспечен 3981 человек. В 2020 г. уже 413 жилых помещений предоставлено, также до конца 2020 г. планируется предоставить еще 473 жилых помещения.

Из дополнительных пояснений административного истца следует, что в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, предусматривающие, что общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти. Данные изменения в законе, отсутствие рынка недвижимости во многих муниципальных образованиях, сократили количество застройщиков, готовых участвовать в реализации мероприятий Подпрограммы.

Одной из причин, влияющих на длительность исполнения судебных решений о предоставлении жилья, является низкая эффективность проведения аукционов по приобретению жилья в государственную собственность в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в тоже время министерством принимаются все необходимые меры для реализации прав детей-сирот в вопросе обеспечения жилыми помещениями.

Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Полагают необходимым учитывать тот факт, что министерство имущественных отношений Иркутской области в своей деятельности по формированию специализированного жилого фонда и обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничено установленной Порядком административной процедурой, требующей существенных временных затрат.

Основные проблемы, связанные с исполнением судебных решений, является, в том числе длительность проведения аукционов по приобретению жилья для детей-сирот. В ряде случаев проведение конкурсов по приобретению жилых помещений затягивается, в связи с отсутствием потенциальных застройщиков жилья.

В рамках исполнения подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы» государственной программы «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 года № 780-пп, в целях исполнения решения Кировского районного суда по обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда проведены следующие действия.

В 2020 года министерством имущественных отношений Иркутской области по государственным закупкам Иркутской области подана заявка на заключение государственного контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в Иркутском районе Иркутской области. Начальная цена контракта - 51 410 580 руб. на приобретение 30 жилых помещений, однако аукцион признан несостоявшимися, по причине отсутствия заявок на участие, в связи с чем министерством данная заявка сформирована на 2021 год.

Кроме того, в 2020 года 40 электронных аукционов по приобретению 518 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаны несостоявшимися, по причине отсутствия заявок на участие в электронных аукционах.

Суду представлены служебные записки, заявки на контракты, государственные контракты, свидетельствующие о длительности и трудоемкости процедуры приобретения жилых помещений для исполнения решения суда.

Принимая во внимание, что финансирование программы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных государственному органу на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, добровольно исполнить исполнительный документ в 5-дневный срок не представлялось возможным по объективным обстоятельствам, при этом злой умысел на неисполнение судебного решения в данном случае отсутствует, суд полагает, что имеются основания для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Министерства имущественных отношений Иркутской области - удовлетворить.

Освободить Министерство имущественных отношений Иркутской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ полностью в размере 50 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок.

Председательствующий судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 02.03.2021 Н.Н. Исакова