Дело № 2а-856 /2021 27RS0013-01-2021-000607-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14.07.2021 г. Амурск
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Лошмановой С.Н.,
при секретаре Губкиной Н.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску садоводческого некоммерческого товарищества «Подгорное» к администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения № 1-20-7704 от 02.12.2020 об отказе в принятии автомобильной дороги в муниципальную собственность, понуждении к принятию автомобильной дороги в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество «Подгорное» (далее СНТ «Подгорное») обратилось в суд с административным иском к администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края (далее администрация городского поселения) о признании незаконным решения администрации городского поселения «Город Амурск» от 02.12.2020 № 1-20-7704, которым отказано в принятии автомобильной дороги в муниципальную собственность; понуждении принятия автомобильной дороги в муниципальную собственность. В обоснование заявленного административного иска административный истец указал, что 02.11.2020 СНТ «Подгорное» обратилось в администрацию городского поселения с заявлением о принятии автомобильной дороги, проходящей на территории садоводства, в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 229.07.27 № 217 –ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 217- ФЗ). 02.12.2020 администрация поселения представила решение, в котором отказано в передаче автомобильной дороги в муниципальную собственность по следующим основаниям: не соблюдены условия, предусмотренные частью 8 статьи 25 Федерального закона № 217-ФЗ; границы земельного участка, на котором расположен к передаче объект недвижимости, подлежит уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ»О государственной регистрации недвижимости»; предлагаемое к передаче имущество общего пользования требует дополнительных затрат на приведение его в соответствие, пригодное для использования и содержания в соответствии с проектными и (или) техническими требованиями, установленными законодательством.
Считает отказ администрации городского поселения незаконным нарушающим права СНТ по следующим основаниям:
В соответствии с частью 8 статьи 25 Федерального закона № 217-ФЗ имущество общего пользование, указанное в пункте 6 части 3 статьи 26 названного Федерального закона может быть передано безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территории которого расположена территория садоводства или огородничества, в случае соблюдения следующих условий: решение о передаче указанного имущества принято собранием членов товарищества; в соответствии с федеральным законом указанное имущество может находиться в государственной или муниципальной собственности ; в случае, если указанное имущество на праве общей долевой собственности принадлежит лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, получено согласие таких лиц на осуществление указанной передачи.
Решение о передаче общего имущества –автомобильной дороги было принято общим собранием членов СНТ «Подгорное», что подтверждается протоколом общего собрания от 14.03.2020. Копия данного решения была представлена администрации поселения. Таким образом, условия п.1 ч.8 ст.25 Федерального закона № 217- ФЗ соблюдены. В соответствии с федеральным законом автомобильные дороги общего и необщего пользования могут находиться в государственной или муниципальной собственности. Соответственно, условия пункта 2 части 8 статьи 25 Федерального закона № 217-ФЗ также соблюдены. Земельный участок, в границах которого расположена автомобильная дорога, принадлежит на праве собственности СНТ «Подгорное», что подтверждается выпиской из ЕГР недвижимости, соответственно, условия пункта 3 части 8 статьи 25 Федерального закона № 217-ФЗ также соблюдены. Что имеет ввиду администрация в оспариваемом ответе от 02.12.2020 не понятно.
Кроме того, порядок приобретения имущества, указанного в пункте 6 части 3 ст.26 Федерального закона № 217 –ФЗ, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность устанавливается субъектами Российской Федерации. Согласно Порядку приобретения имущества общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность Хабаровского края или муниципальную собственность муниципальных образований Хабаровского края, утвержденному постановлением правительства Хабаровского края от 15.08.2019 № 323-пр (далее Порядок), основанием для отказа в приобретении общего имущества в муниципальную собственность, среди прочего являются необходимость уточнения границ земельных участков, на которых расположен объект недвижимости; предполагаемое к передача имущество требует дополнительных затрат на приведение его в соответствие с проектными и техническими требованиями. Вместе с тем, границы земельного участка, на котором расположен передаваемый объект недвижимости, не подлежит уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218 –ВЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку таких требований в указанном законе не имеется применительно к данной ситуации.
Довод администрации о том, что предлагаемое к передаче имущество требует дополнительных затрат на приведение его в соответствие, пригодное для использования и содержания в соответствии с проектными и (или техническими требованиями, является необоснованным. Никакого мотивированного заключения о невозможности использования и содержания переданного имущества не имеется. Из ответа Амурской городской прокуратуры от 3.12.2020 следует, что передаваемая дорога относится к автомобильным дорогам необщего пользования. Данная дорога активно эксплуатируется и содержится в надлежащем состоянии.
Таким образом, отказ администрации поселения в приобретении указанного общего имущества в муниципальную собственность является незаконным и нарушает право истца на передачу такого имущества в муниципальную собственность.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что собрание СНТ «Подгорное» проводится следующим образом. У них в СНТ есть старшие по улицам, они отвечают за всех садоводов на улице. Чтобы на собрании не собирать всех, собираются старшие по улице, и они доносят всю информацию, так легче работать. На собрании, на котором решался вопрос о передаче дороги, присутствовали 25 человек-старших по улицам. Не оспаривает, что вопрос о передаче дороги должен был быть решен только в порядке очного голосования. Не может пояснить точно, что за площадь 59193 кв.м, указанная в выписке из ЕГР недвижимости, площадь ли это всего СНТ или площадь дороги. Не может пояснить, в связи с чем в администрацию поселения и в суд были представлены разные редакции Устава и собрания членов СНТ. Передаваемая дорога имеет протяженность 2,4 км., ширину- 4,5 метра.
Представитель административного ответчика ФИО2 в суде административные исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнительно пояснила, что представленный в администрацию поселения председателем СНТ пакет документов не соответствовал утвержденному Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.08.2019 № 323-ПР перечню, нужно было представить дополнительные документы: решение о передаче общего имущества, проектную документацию, информацию о размере затрат на содержание дороги, документы, подтверждающие право собственности на объект; письменное согласие всех членов товарищества. При обращении председателем СНТ были представлены только копия паспорта председателя, копия Устава СНТ, протокол собрания. На собрании присутствовали только 25 человек, кворума не было. Поэтому отказ администрации правомочен. При предоставлении полного пакета документов администрацией будет рассмотрен данный вопрос.
Свидетель ФИО в суде пояснила, что является главным специалистом отдела по управлению муниципальным имуществом. От председателя СНТ «Подгорное» Бачило поступали два заявления о передаче имущества в муниципальную собственность, первое заявление поступило 25.11.2019, второе- 02.11.2020. На заявление от 02.11.2020 был дан ответ 02.12.2020. Никакие дополнительные документы от председателя СНТ, кроме первоначально поданных, не поступало.
Заслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Как установлено судом, 02.11.2020 председатель правления СНТ «Подгорное» ФИО3 02.11.2020 обратился в администрацию городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края с заявлением, в котором просил принять центральную автодорогу (ширина4,5 км, длина-2 км), согласно части 7 статьи 26 Федерального закона № 217-ФЗ, приложив к заявлению копию своего паспорта, выписку собрания, копию Устава, список старших по улицам (собрании –конференции), решение собрания о передаче дороги; справку расходов на содержание автодороги ( л.д.42).
Письмом от 02.12.2020, направленным администрацией поселения на имя председателя СНТ ФИО3, администрация уведомляет, что принять имущество общего пользования (автодорогу) в муниципальную собственность не представляется возможным, поскольку не соблюдены условия, предусмотренные частью 8 статьи 25 Федерального закона № 217-ФЗ; границы земельного участка, на котором расположен передаваемый объект недвижимости, подлежит уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Согласно ст.26 Федерального закона № 217-ФЗ, поддержка ведения садоводства и огородничества органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется исходя из особой социальной значимости садоводства и огородничества (ч.1). Федеральные органы государственной власти вправе осуществлять поддержку садоводства и огородничества за счет средств федерального бюджета (ч.2). В целях оказания государственной и муниципальной поддержки садоводства и огородничества органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе, среди прочего, по заявлению товарищества или участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, безвозмездно приобретать в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность такое имущество общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в случае, если такое имущество в соответствии с федеральным законом может находиться в государственной или муниципальной собственности (ч.3). Порядок приобретения имущества, указанного в пункте 6 части 3 настоящей статьи, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность устанавливается субъектами Российской Федерации (ч.7).
В целях реализации части 7 статьи 26 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.08.2019 № 323-пр утвержден Порядок приобретения имущества общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, в государственную собственность Хабаровского края или муниципальную собственность муниципальных образований Хабаровского края (далее Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка, решение о приобретении имущества общего пользования принимается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования края на распоряжение и управление муниципальным имуществом, на территории которого расположена территория садоводства или огородничества (далее - орган местного самоуправления), в случае передачи имущества в муниципальную собственность.
Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество или участники общей долевой собственности (далее - заявитель) обращаются в орган местного самоуправления, на территории которого расположена территория садоводства или огородничества (в случае передачи имущества в муниципальную собственность), с заявлением о передаче имущества общего пользования в муниципальную собственность муниципального образования края (далее - заявление) (п.4).
Заявление представляется лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» путем направления на официальный адрес электронной почты в соответствующий орган местного самоуправления (в случае передачи имущества в муниципальную собственность) (п.5).
Согласно пункту 6 Порядка заявление составляется в произвольной форме и должно содержать: фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность,- в случае если заявление подается участником общей долевой собственности на имущество общего пользования; фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) представителя заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность и подтверждающего его полномочия, - в случае если заявление подается представителем заявителя; наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика - в случае если заявление подается садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом; наименование, местонахождение, назначение и идентифицирующие признаки предлагаемого к передаче имущества общего пользования (кадастровые номера, площадь предлагаемых к передаче объектов недвижимого имущества и земельных участков, на которых расположены такие объекты; серийные, инвентарные номера, технические характеристики предлагаемых к передаче объектов); сведения об общем количестве лиц, которым предлагаемое к передаче имущество общего пользования принадлежит на праве общей долевой собственности (с указанием доли каждого лица),- в случае если заявление подается участником (участниками) общей долевой собственности на имущество общего пользования; сведения о наличии (об отсутствии) обременений (ограничений) прав и о наличии (об отсутствии) судебных споров в отношении предлагаемого к передаче имущества общего пользования.
Согласно ст.7 Порядка к заявлению прилагаются, в случае если заявителем является садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество: копия документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность представителя заявителя; копия документа, подтверждающего полномочия председателя товарищества; копия устава садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, заверенная в установленном законодательством порядке; список членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, утвержденный в порядке, установленном уставом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и заверенный председателем товарищества; решение о передаче имущества общего пользования, принятое общим собранием членов товарищества, если имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежит товариществу на праве собственности; доверенность на право обращения и представления интересов товарищества в органах государственной власти и (или) органах местного самоуправления, выданная в установленном законом порядке председателем товарищества в случае, если заявителем не является председатель товарищества; проектная документация, исполнительная документация, техническая документация (паспорта, схемы, акты проведения регламентных работ) на объекты, относящиеся к имуществу общего пользования, имеющаяся в распоряжении садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества; информация о размере затрат на содержание передаваемого имущества общего пользования (документы, подтверждающие оплату выполненных работ и оказанных услуг по содержанию имущества общего пользования за календарный год, предшествующий году подачи заявления, и исполнение обязанности по уплате налогов в отношении передаваемых объектов за последний налоговый период); документы, подтверждающие право собственности на передаваемые объекты недвижимости, относящиеся к имуществу общего пользования (в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах на указанные объекты в Едином государственном реестре недвижимости); письменное согласие всех не являющихся членами товарищества участников общей долевой собственности на имущество общего пользования, на осуществление его передачи.
Согласно п.7.3 Порядка заявитель вправе представить по собственной инициативе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащую сведения о садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе; выписку из Единого государственного реестра недвижимости на предлагаемые к передаче объекты недвижимого имущества и земельные участки, на которых расположены такие объекты.
Согласно п. 8 Порядка уполномоченный орган власти края или орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня регистрации поступившего заявления и прилагаемых к нему документов проверяет заявление на предмет соответствия требованиям, указанным в пункте 6 названного Порядка, и прилагаемые к нему документы на полноту представления документов, указанных в подпунктах 7.1, 7.2 пункта 7 Порядка; возвращает заявление и прилагаемые к нему документы заявителю с указанием причин такого возврата в случае, если заявление не соответствует требованиям, указанным в пункте 6 Порядка, и (или) не представлены документы, указанные в подпунктах 7.1, 7.2 пункта 7 Порядка.
Как установлено судом, 02.11.2020 председатель правления СНТ «Подгорное» ФИО3 02.11.2020 обратился в администрацию городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края с заявлением, в котором просил принять центральную автодорогу (ширина4,5 км, длина-2 км), согласно части 7 статьи 26 Федерального закона № 217-ФЗ, приложив к заявлению копию своего паспорта, выписку собрания, копию Устава, список старших по улицам (собрании –конференции), решение собрания о передаче дороги; справку расходов на содержание автодороги ( л.д.42).
Письмом от 02.12.2020, направленным в адрес администрации поселения на имя председателя СНТ ФИО3, администрация уведомляет, что принять имущество общего пользования (автодорогу) в муниципальную собственность не представляется возможным, поскольку не соблюдены условия, предусмотренные частью 8 статьи 25 Федерального закона № 217-ФЗ; границы земельного участка, на котором расположен передаваемый объект недвижимости, подлежит уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
В заявление, поданном представителем СНТ «Подгорное» в администрацию поселения отсутствуют следующие перечисленные в пункте 6 Порядка сведения: назначение и идентифицирующие признаки предлагаемого к передаче имущества общего пользования (кадастровые номера, площадь предлагаемых к передаче объектов недвижимого имущества и земельных участков, на которых расположены такие объекты; серийные, инвентарные номера, технические характеристики предлагаемых к передаче объектов); сведения о наличии (об отсутствии) обременений (ограничений) прав и о наличии (об отсутствии) судебных споров в отношении предлагаемого к передаче имущества общего пользования.
В нарушение пункта 7 Порядка, к заявлению не приложены: список членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, утвержденный в порядке, установленном уставом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и заверенный председателем товарищества; проектная документация, исполнительная документация, техническая документация (паспорта, схемы, акты проведения регламентных работ) на объекты, относящиеся к имуществу общего пользования, имеющаяся в распоряжении садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества; информация о размере затрат на содержание передаваемого имущества общего пользования (документы, подтверждающие исполнение обязанности по уплате налогов в отношении передаваемых объектов за последний налоговый период); документы, подтверждающие право собственности на передаваемые объекты недвижимости, относящиеся к имуществу общего пользования (в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах на указанные объекты в Едином государственном реестре недвижимости).
Кроме того, в заявлении СНТ «Подгорное» в администрацию поселения не указано о том, в какую собственность просит передать заявитель имущество.
Представленный в администрацию список уполномоченных-старших по улице, присутствующих на отчетно-перевыборном собрании 14.03.2020, не является списком членов СНТ и не может быть расценен как таковой. Более того, наличие данного списка наряду с пояснениями представителя административного истца в судебном заседании, подтверждает, что на собрании, на котором решался вопрос о передаче дороги в муниципальную собственность, не присутствовали все члены СНТ, а присутствовали только старшие по улицам, что в свою очередь, свидетельствует об отсутствие кворума на собрании.
Кроме того, в администрацию поселения и в суд с административным исковым заявлениям были представлены различные по содержанию протоколы отчетно-выборного собрания –конференции СНТ «Подгорное» от 14.03.2020. В частности, в протоколе представленном в администрацию поселения, указано о произведенной перекличке старших по улицам с 1 по 25, об общем количестве членов СНТ -723, присутствующих -183 чел, доверенностей 195 (доверенности к протоколу не приложены). В протоколе, представленном в суд, указано об общем количестве членов СНТ 608, присутствовали 321.
При указанных обстоятельствах (неясности относительно количества членов СНТ на собрании СНТ, о наличии кворума) у администрации поселения не было достаточной информации о соблюдении такого условия передачи имущества как принятие общим собранием членов товарищества решения о передаче имущества.
В администрацию поселения был представлен Устав СНТ «Подгорное», утвержденный общим собранием членов СНТ 20.04.2002, хотя из представленного в администрацию поселения вместе с Уставом протокола собрания от 14.03.2020, следует, что третьим вопросом собрания был вопрос о принятии Устава, и Устав в новой редакции был принят. При таких обстоятельствах копия Устава в редакции от 2002 года не отвечала вышеизложенным требованиям, предъявляемым к документам, прилагаемым к заявлению о передаче имущества.
В суд административным истцом представлен Устав СНТ, утвержденный протоколом собрания от 14.03.2020.
Доводы административного истца о том, что им были приложены документы, подтверждающие расходы на содержание автодороги, не подтверждают соблюдение административным истцом требований пункта 7 Порядка, поскольку к информация о размере затрат на содержание передаваемого имущества общего пользования относятся также документы, подтверждающие исполнение обязанности по уплате налогов в отношении передаваемых объектов за последний налоговый период, а такая информация к заявлению не была приложена.
Истцом в администрацию поселения не представлено никакой информации о месте расположения дороги, подлежащей передаче (административный район, привязка к населенным пунктам или стационарным объектам, кадастровый номер), о принадлежности спорной дороги СНТ.
В суд истцом представлена выписка из ЕГР недвижимости, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером 27:01::0000047:1489 по адресу Амурский район, СНТ «Подгорное», имеет площадь 59193 +/- 85,15, относится к землям сельскохозяйственного назначения. Однако данная выписка не была представлена в администрацию поселения с заявлением о передачи дороги, как не представлены иные документы, подтверждающие принадлежность спорной дороги СНТ. Кроме того, площадь, указанная в выписке, не является площадью дороги, а является общей площадью земельных участков СНТ, что подтверждается простыми математическими расчетами, исходя из площади дороги ( ширина дороги 4,5м, длина 2км., 4,5м х 2000 м.= 9000 кв.м.). Данная выписки не подтверждает, что дорога находится на территории СНТ и какова ее площадь. Между тем, истцу надлежало представить документацию, относительно передаваемой дороги.
При таких обстоятельствах, администрация поселения обоснованно возвратила заявление и приложенные к нему документы заявителю СНТ «Подгорное» с указанием причин такого возврата, поскольку заявление не соответствовало требованиям, указанным в пункте 6 Порядка, и (или) не представлены документы, указанные в подпунктах 7Порядка.
Тот факт, что администрация перечислили не все недостатки заявления, не имеет правового значения по делу, поскольку несоблюдение даже одного из перечисленных требований являлось основанием для возврата заявления.
При указанных обстоятельствах требование административного истца о признании незаконным решения администрации городского поселения «Город Амурск» об отказе в принятии автомобильной дороги в муниципальную собственность, не подлежит удовлетворению.
Требование административного истца о побуждении административного ответчика принять дорогу в муниципальную собственность, также не подлежит удовлетворению, поскольку вопрос о передаче имущества в муниципальную собственность решается администрацией после поступления в суд заявления, составленного в соответствии с пунктом 6 Порядка, с приложением к нему документов, перечисленных в пункте 7 Порядка. Как установлено судом, документы, поданные СНТ «Подгорное», в администрацию поселения о передаче дороги, обоснованно возвращены заявителю, у суда нет оснований для понуждения администрации принять дорогу в муниципальную собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления садоводческого некоммерческого товарищества «Подгорное» к администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения № 01-20-7704 от 02.12.2020 об отказе в принятии автомобильной дороги в муниципальную собственность, понуждении к принятию автомобильной дороги в муниципальную собственность отказать в полном объеме.
Копию решения в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме направить сторонам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Н.Лошманова
Решение в окончательной форме изготовлено 23.07.2021.
Судья