ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-856/2022 от 13.07.2022 Пензенского районного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0028-01-2022-001680-79

№ 2а-856/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пенза 13 июля 2022 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Аброськиной Л.В.,

с участием старшего помощника прокурора Пензенского района Пензенской области Гостевой И.А.,

при секретаре Синюковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой Пензенского района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, о защите информации в сфере оборонно-промышленного комплекса. В ходе мониторинга страниц сайтов в сети «Интернет» выявлено размещение на интернет-странице текста государственного военного стандарта ГОСТ РВ 8.560-95 ГС РФ «Государственная система обеспечения единства измерений. Средства измерений военного назначения. Испытания и утверждение типа». При нажатии гиперссылки «Скачать» информационная система автоматически скачивает файл с наименованием – «РВ 1.1-96» в формате «pdf» на внутреннюю память компьютера. При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Данный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют. Сопоставление наименования государственного военного стандарта ГОСТ РВ 8.560-95 ГС РФ «Государственная система обеспечения единства измерений. Средства измерений военного назначения. Испытания и утверждение типа», имеющихся в распоряжении 719 военного представительства Министерства обороны РФ и зарегистрированного с пометкой «Для служебного пользования» с наименованием государственного военного стандарта, размещенного на сайте показало, что их содержание идентично. Учитывая, что размещенная на указанном Интернет-сайте информация, распространение которой запрещено, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, доступ к указанному сайту следует ограничить. Просил признать информацию, размещенную на интернет-странице информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Пензенского района Гостева И.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что указанный сайт не является официальным сайтом государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, однако содержит в себе сведения в сфере оборонно-промышленного комплекса, доступ к которым ограничен.

Представитель заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Письменным заявлением и.о. заместителя руководителя Управления Лемдянова Г.Р. просила суд рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица. В своем отзыве указала, что Роскомнадзором ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. Посредством включения запрещенной информации в Единый реестр обеспечивается взаимодействие с владельцами сайтов в сети «Интернет» и провайдерами хостинга в целях удаления или ограничения доступа к запрещенной информации, а также выгрузка такой информации Роскомнадзором операторам связи в целях ограничения доступа к запрещенной информации с их стороны. Оператор связи, получив выгрузку запрещенной информации, обеспечивает ограничение доступа к ней по указателю страницы сайта в сети «Интернет», где такая информация размещена или по доменному имени сайта в сети «Интернет», или по сетевому адресу. Указанная в исковом заявлении ссылка не внесена в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено. Обозначенная в исковом заявлении информация на сайте в сети «Интернет» по состоянию на 01.07.2022 не доступна, что подтверждается прилагаемым скриншотом.

Cуд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области, по имеющимся доказательствам, которые судом признаны достаточными для рассмотрения иска по существу и вынесения решения.

Заслушав старшего помощника прокурора Пензенского района Гостеву И.А., исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, суд приходит к следующему.

В статье 2 Конституции РФ закреплено, что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляют органы прокуратуры.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Конституцией РФ каждому гарантировано право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч.4 ст.29).

Статьями 10,15 Федерального закона №149-ФЗ определено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение, которой в РФ запрещено.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), включены в перечень сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 г. № 188.

В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 г. № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности (Положение № 1233) служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

В соответствии с п. 1.2 Положения № 1233 к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространения которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п. 1.3 Положения № 1233).

Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п.10 ст.4 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Федеральный закон № 162-ФЗ)).

На том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (п. «к» раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 г. № 1567 (Положение № 1567)).

Согласно п.п. «ж» и «ч» п. 2 раздела I Положения № 1567 «государственный военный стандарт» - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией; «распространение документов по стандартизации оборонной продукции» - предоставление в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.

Из положений п.п. «л» п. 2 раздела I и п. 34 раздела VII Положения № 1567 следует, что информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, т.е. предоставление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменении состава таких документов) или содержании отдельных документов, а также распространение указанных документов, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня.

Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что вопреки требованиям законодательства, на интернет-странице размещена информация в сфере оборонно-промышленного комплекса, при этом посещение сайта свободно для всех без исключений граждан, в том числе, для несовершеннолетних.

Так, согласно акту заместителя прокурора Пензенского района Соболевой Е.А. произведен осмотра сайта глобальной сети «Интернет» по электронному адресу с использованием программного средства браузера «Yandex». В ходе проверки посредством доступа в сеть «Интернет», предоставленного оператором связи - ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» макрорегиональный филиал «Волга» филиал в Пензенской области через браузер «Яндекс.Браузер», был выявлен интернет-сайт: , содержащий сведения в сфере оборонно-промышленного комплекса. К акту осмотра прилагаются распечатки главных страниц сайта, сведения об отсутствии в «Едином реестре доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию в сфере ОПК, сведения с сайта https://whois.ru о том, что информация о местонахождении владельца отсутствует.

Указанный сайт не является официальным сайтом органов государственной власти или подведомственных им учреждений и организаций, ограничения на передачу, копирование и распространение текста документа отсутствуют.

На момент проверки страница сайта, на которой размещена запрещенная информация, в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесена.

Таким образом, установлено, что указанный сайт содержит текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 8.560-95 ГС РФ «Государственная система обеспечения единства измерений. Средства измерений военного назначения. Испытания и утверждение типа», который является информацией, доступ к которой ограничен федеральным законом (за разглашение которой установлена ответственность в соответствии с КоАП РФ), тем самым нарушает требования норм законодательства.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

С учетом вышеизложенного суд полагает, что доступ к сайту, посредством которого возможно ознакомится с информацией в сфере оборонно-промышленного комплекса, должен быть ограничен.

Признание указанной информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, необходимо для последующего ограничения доступа к этим сайтам в установленном действующим законодательством порядке.

По этим основаниям суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Пензенского района Пензенской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить для исполнения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109992, г. Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.2) для включения сведений в отношении страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца.

Председательствующий: Л.В. Аброськина