Мотивированное решение принято 24 ноября 2021 года.
Дело № 2а-857/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года Пермский край город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мялицыной О.В.,
при секретаре судебного заседания Зазаровой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Еловского района к администрации Еловского муниципального округа Пермского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме,
УСТАНОВИЛ:
в суд с административным исковым заявлением к администрации Еловского муниципального округа Пермского края обратился прокурор Еловского района, указав, что прокуратурой района выявлены нарушения законодательства о государственных и муниципальных услугах. В нарушение п. 6 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрацией Еловского муниципального округа Пермского края не оказываются в электронном виде на сайте администрации и (или) через единый портал государственных услуг на территории Еловского муниципального округа услуги по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка; уведомлению о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; присвоению адреса объектам капитального строительства. Просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непредоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, возложить обязанность по устранению нарушений в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
О судебном заседании прокурор извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивает. В судебном заседании 08.11.2021 прокурор поддержал доводы административного искового заявления.
Представитель административного ответчика администрации Еловского муниципального округа в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела. От Главы муниципального округа – главы администрации Еловского муниципального округа Пермского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика, указал, что требования, изложенные в административном исковом заявлении, признает, считает административные исковые требования законными и обоснованными, последствия признания административного иска понятны.
В судебном заседании 08.11.2021 представитель административного ответчика Черепанова О.В. пояснила, что с исковыми требованиями не согласна, привела доводы правовой позиции, согласно которой предоставление массовых социально значимых муниципальных услуг в электронной форме будет осуществляться централизованно, на всей территории Пермского края в рамках реализации регионального проекта «Цифровое государственное управление (Пермский край)» государственной программы Пермского края «Развитие информационного общества», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 25.09.2013 № 1270-п. Программа рассчитана до 2024 г., ответственным исполнителем регионального проекта является Министерство информационного развития и связи Пермского края, которым в органы местного самоуправления направлена Инструкция по подключению к Платформе государственных сервисов. Условия и сроки выполнения мероприятий по подключению к Программе диктует край. 10.09.2021 администрация Еловского муниципального округа Пермского края направила в Министерство территориального развития Пермского края информацию о готовности с 08.09.2021 к оказанию муниципальных услуг посредством Модуля выполнения участниками информационного взаимодействия административных процедур (действий) при предоставлении муниципальных услуг с приложением перечня муниципальных услуг, в том числе указанных в иске прокурора. Однако предоставление муниципальных услуг в электронной форме с использованием Программы до настоящего времени невозможно по всему краю по независящим от органа местного самоуправления причинам. Считает, что бездействие администрации отсутствует. Пояснила, что по указанным причинам услуги по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, уведомлению о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, присвоению адреса объектам капитального строительства в электронном виде на сайте администрации и (или) через единый портал государственных услуг на территории Еловского муниципального округа не оказываются (л.д. 18 – 19).
Представитель заинтересованного лица Министерства информационного развития и связи Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 85). Представил отзыв на административный иск, согласно которому в настоящее время к платформе государственных сервисов подключено 39 из 40 массовых социально значимых услуг (сервисов) администрации Еловского муниципального округа Пермского края, 37 из 40 активировано (л.д. 86 – 88).
Суд, изучив доводы административного искового заявления, возражения представителя административного ответчика, отзыв третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
На лицо, обратившееся в суд, возложена обязанность по доказыванию нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдения сроков обращения в суд (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определены требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Так, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться:
1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;
5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, в том числе органами местного самоуправления, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 № 236.
В ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Согласно части 9 указанной статьи решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет».
Статьей 51.1 ГрК РФ предусмотрен порядок уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Согласно ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ уведомление о планируемом строительстве, в том числе с приложением к нему предусмотренных частью 3 настоящей статьи документов, наряду со способами, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, может быть подано:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» заявление направляется заявителем (представителем заявителя) в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляется заявителем лично или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) или региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - региональный портал), портала федеральной информационной адресной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - портал адресной системы) (п. 31).
Из материалов дела следует и судом установлено, что в нарушение п. 6 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» администрацией Еловского муниципального округа Пермского края услуги по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, уведомлению о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, присвоению адреса объектам капитального строительства в электронном виде на сайте администрации и (или) через единый портал государственных услуг на территории Еловского муниципального округа не оказываются.
В связи с непредоставлением муниципальных услуг в электронной форме, отсутствием утвержденного план-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, отсутствием разработанных административных регламентов и невнесением изменений в существующие административные регламенты с учетом положений о предоставлении услуг в электронном виде прокурором Еловского района внесен протест Главе администрации Еловского муниципального округа от 17.03.2021 (л.д. 10 – 11).
Согласно ответу от 15.04.2021 на протест прокурора, отделами администрации Еловского муниципального округа Пермского края в планы нормотворчества на 2021 г. включены разработка (актуализация) административных регламентов предоставления муниципальных услуг. Также разработано распоряжение по утверждению план-графика поэтапного перехода предоставления муниципальных услуг в электронной форме (л.д. 12).
Административным ответчиком представлены инструкции по подключению к Платформе государственных сервисов (л.д. 24 – 46, 50 – 72).
В письме от 10.09.2021 заместитель председателя Правительства Пермского края – Министр территориального развития Пермского края просит глав муниципальных округов Пермского края организовать подключение к Платформе государственных сервисов по массовым социально значимым услугам в срок до 25.10.2021 (л.д. 47, 73).
В ответ администрацией Еловского муниципального округа Пермского края направлено сообщение о готовности администрации к оказанию муниципальных услуг посредством Модуля выполнения участниками информационного взаимодействия административных процедур (действий) при предоставлении, муниципальных услуг, исполнении муниципальных функций, содержащихся в разделах федерального реестра с 08.09.2021 (л.д. 48 – 49, 74 – 75).
Согласно информации Министерства информационного развития и связи Пермского края произведено подключение к Платформе и активация массовых социально значимых услуг (сервисов) администрации Еловского муниципального округа Пермского края, в том числе по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направлению уведомлений о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, присвоению адреса объекту адресации, изменения или аннулирования такого адреса (л.д. 86 – 88).
Доказательств, что на момент рассмотрения дела, администрацией Еловского муниципального округа Пермского края обеспечена возможность получения муниципальных услуг по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направлению уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, присвоению адреса объекту, в материалы дела не представлено.
Бездействием администрации Еловского муниципального округа Пермского края нарушается закрепленное в п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» право граждан на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание заявление административного ответчика о признании требований административного искового заявления, суд удовлетворяет исковые требования.
Прокурором заявлено требование о возложении обязанности устранить допущенные нарушения в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Суд считает, что такой срок для устранения выявленных недостатков является разумным и достаточным.
Руководствуясь статьями 175 - 180, частью 4 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Еловского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Еловского муниципального округа Пермского края, выразившееся в непредоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Возложить на администрацию Еловского муниципального округа Пермского края обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оказание муниципальных услуг: по предоставлению разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, уведомлению о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; присвоению адреса объектам капитального строительства, - в электронной форме в соответствии с установленными требованиями.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья О.В. Мялицына