ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-857/2022 от 23.08.2022 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2022 г.

Дело №2а-857/2022

УИД 83RS0001-01-2022-001149-52

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 18 августа 2022 г.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при помощнике судьи Лентьевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Региональной общественной организации «Ассоциация родителей Ненецкого автономного округа» о признании организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском к Региональной общественной организации «Ассоциация родителей Ненецкого автономного округа» о признании организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указано, что 02.06.2015 Управлением принято решение о государственной регистрации Ненецкого регионального отделения Региональной общественной организации «Ассоциация родителей Ненецкого автономного округа», запись об указанном общественном объединении внесена в единый государственный реестр юридических лиц 16.06.2015. Указывает, что в ходе проведенной проверки установлены нарушения требований законодательства, а именно несоответствие устава организации нормам права. Также ответчиком в нарушение требований, предусмотренных абзацами 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в адрес Управления не предоставлены сведения о продолжении своей деятельности, а также информации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств или использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по формам и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не опубликованы отчеты о деятельности. Управлением в адрес постоянно действующего руководящего органа общественного объединения вынесены письменные предупреждения о необходимости устранения выявленных нарушений, однако нарушения устранены не были.

Просит суд признать Региональную общественную организацию «Ассоциация родителей Ненецкого автономного округа» прекратившим деятельность в качестве юридического лица, исключить Региональную общественную организацию «Ассоциация родителей Ненецкого автономного округа» из единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке по адресу государственной регистрации юридического лица.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в силу следующего.

02.06.2015 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу принято решение о государственной регистрации Региональной общественной организации «Ассоциация родителей Ненецкого автономного округа». Запись об указанном общественном объединении внесена в единый государственный реестр юридических лиц 16.06.2015.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (Закон об общественных объединениях) общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 названного закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой статьи 29 Закон об общественных объединениях, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Истец указывает, что предусмотренная законом обязанность по предоставлению указанных сведений ответчиком не исполняется.

Как следует из материалов дела ответчиком в нарушение абз.3, 4, 8 не предоставлены отчетные документы за 2019, 2021, 2022 г., не исполнена обязанность по опубликованию отчетов об использовании своего имущества на информационном портале Минюста РФ за 2018, 2019, 2021 годы или обеспечению доступности ознакомления с отчетными документами.

Кроме того, по результатам плановой выездной проверки организации установлены следующие нарушения действующего законодательства в части содержания Устава объединения: принятие решений о размере и порядке уплаты членами общественной организации членских и иных имущественных взносов не отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления, что является нарушением п.1 ст.123.7 ГК РФ; пункты 2.4, 6.4 Устава предусматривают предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, при этом исчерпывающий перечень видов такой деятельности в уставе объединения отсутствует, что является нарушением п.2 ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; к исключительной компетенции общего собрания уставом не отнесено решение вопросов об определении порядка приема в состав членов общественной организации и исключения из состава ее членов, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественного объединения (п.3 ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»); устав не содержит сведений о единоличном исполнительном органе общественного объединения, что является нарушением п.3 ст.65.3 ГК РФ; устав не содержит сведений о его организационно-правовой форме, что является нарушением п.1 ч.1 ст.20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; пункты 2.6 и 5.1.3 не предусматривают помимо членов общественного объединения участников, что является нарушением ст.8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; пункт 4.6 устава предусматривает принятие общим собранием решения о выходе из членов общественного объединения лица, подавшего соответствующее заявление, в течение двух месяцев с момента подачи такого заявления при условии соблюдения правлением порядка, предусмотренного п.4.6 Устава, что является нарушением абз.2 п.2 ст.123.6 ГК РФ.

Управлением в адрес постоянно действующего руководящего органа общественного объединения вынесены письменные предупреждения о необходимости устранения выявленных нарушений, направленные по адресу государственной регистрации юридического лица. Вместе с тем, указанные нарушения не устранены.

Кроме того, по результатам плановой выездной проверки организации установлены следующие нарушения действующего законодательства в части содержания Устава объединения: принятие решений о размере и порядке уплаты членами общественной организации членских и иных имущественных взносов не отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления, что является нарушением п.1 ст.123.7 ГК РФ; пункты 2.4, 6.4 Устава предусматривают предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, при этом исчерпывающий перечень видов такой деятельности в уставе объединения отсутствует, что является нарушением п.2 ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; к исключительной компетенции общего собрания уставом не отнесено решение вопросов об определении порядка приема в состав членов общественной организации и исключения из состава ее членов, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественного объединения (п.3 ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»); устав не содержит сведений о единоличном исполнительном органе общественного объединения, что является нарушением п.3 ст.65.3 ГК РФ; устав не содержит сведений о его организационно-правовой форме, что является нарушением п.1 ч.1 ст.20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; пункты 2.6 и 5.1.3 не предусматривают помимо членов общественного объединения участников, что является нарушением ст.8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; пункт 4.6 устава предусматривает принятие общим собранием решения о выходе из членов общественного объединения лица, подавшего соответствующее заявление, в течение двух месяцев с момента подачи такого заявления при условии соблюдения правлением порядка, предусмотренного п.4.6 Устава, что является нарушением абз.2 п.2 ст.123.6 ГК РФ.

Из материалов дела следует, что общественная организация на момент рассмотрения настоящего дела не ликвидирована, запись о Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ не исключена из единого государственного реестра юридических лиц.

Административное исковое заявление в суд предъявлено уполномоченным лицом.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, их обоснованность нашла подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Руководствуясь ст.ст.178-180, 264, 298 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Региональной общественной организации «Ассоциация родителей Ненецкого автономного округа» о признании организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Признать Региональную общественную организацию «Ассоциация родителей Ненецкого автономного округа» (ОГРН 1152900000516) прекратившей деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Региональную общественную организацию «Ассоциация родителей Ненецкого автономного округа» (ОГРН 1152900000516) из единого государственного реестра юридических лиц.

Настоящее решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для исключения Региональной общественной организации «Ассоциация родителей Ненецкого автономного округа» (ОГРН 1152900000516) из единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий подпись В.В.Распопин