ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8583/2016 от 02.02.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> края, в составе:

председательствующего судьи: Губановой А.Ю.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству социальной защиты населения <адрес> об отмене решения , утвержденного приказом -П от ДД.ММ.ГГГГ, обязании присвоить звание «<данные изъяты><данные изъяты>»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения <адрес> об отмене решения , утвержденного приказом -П от ДД.ММ.ГГГГ, обязании присвоить звание «<данные изъяты><данные изъяты>», указав в обоснование заявленных требований, что Министерство социальной защиты населения <адрес> своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ (далее «письмо») уведомило его, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по присвоению звания «<данные изъяты><данные изъяты>» и «<данные изъяты><данные изъяты> <адрес>» (решение , утверждено приказом министерства социальной зашиты населения от ДД.ММ.ГГГГ- П), отказано в присвоении звания «<данные изъяты><данные изъяты>». В обоснование такого решения указано, что медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ» не относится к ведомственным знакам отличия в <данные изъяты> Федеральной службы государственной статистики, вручена Вам не за продолжительный добросовестный <данные изъяты> в органах государственной статистики, а за выполнение временных работ, связанных с Всероссийской переписью населения ДД.ММ.ГГГГ года. Считает это решение незаконным и ущемляющим права. Требование от соискателя продолжительной работы (не менее 15 лет) в соответствующей сфере деятельности возникает только с ДД.ММ.ГГГГ, что отмечается самой комиссией (п. 5, стр. 1 письма), следовательно, к истцу не относится. В подтверждение своего тезиса о том, что «Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ» не относится к ведомственным знакам отличия в <данные изъяты> Федеральной службы государственной статистики» ответчик ссылается на приказ Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «О ведомственных наградах Федеральной службы государственной статистики», в котором данная медаль не упоминается. Этот довод нельзя считать состоятельным, поскольку в данном приказе приводится перечень ведомственных наград, которые учреждаются этим приказом. Соответственно, медаль, учреждённая в ДД.ММ.ГГГГ году, не может быть учреждена в ДД.ММ.ГГГГ году. В пункте 1 приказа Росстата от ДД.ММ.ГГГГ об учреждении знака отличия - медали "За заслуги в проведении всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года" прямо указывается: «Учредить ведомственный знак отличия Федеральной службы государственной статистики - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года" (далее - медаль)». Данным приказом круг награждаемых не ограничивается лишь работниками системы органов государственной статистики. Нет там и требования многолетней работы. Таким образом, у истца есть трудовой стаж свыше 25 лет и ведомственный знак отличия в <данные изъяты>, т.е. всё то, что требуется законом для получения звания «<данные изъяты><данные изъяты>». На основании изложенного, просит суд: отменить приказ министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П в части решения , как противоречащий существующему законодательству; обязать Министерство социальной защиты населения присвоить мне звание «<данные изъяты><данные изъяты>».

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь в обоснование возражений на то, что решением комиссии по присвоению звания "<данные изъяты><данные изъяты>" и "<данные изъяты><данные изъяты> <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным приказом министерства социальной защиты населения края от ДД.ММ.ГГГГ-П, ФИО1, предоставившему копии документов, подтверждающих награждение "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года", в присвоении звания отказано законно и обоснованно. Министерство полагает, что оснований, которые бы относили ведомственную награду медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года" к ведомственному знаку отличия в <данные изъяты>ФИО1, по сути и характеру отмечаемых заслуг (выдающиеся достижения в <данные изъяты>, многолетний, безупречный <данные изъяты> и иные) не имеется. Кроме того, ФИО1 принимал участие в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года по договору подряда, непродолжительное время, обязанности, выполняемые административным истцом, не представляли собой его трудовую деятельность. Однако, в соответствии со статьей 5 Закона звание "<данные изъяты><данные изъяты>" присваивается с учетом продолжительного добросовестного <данные изъяты>. Следовательно, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении звания "<данные изъяты><данные изъяты>" имеет факт продолжительного добросовестного <данные изъяты>, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в <данные изъяты>. Таким образом, несмотря на то, что истец награжден ведомственным знаком медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года", данная награда не может быть признана знаком отличия в <данные изъяты>, поскольку истец награжден ею не за заслуги в <данные изъяты>, а за активное участие во Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года, то есть за выполнение работы по организации переписи населения в небольшой промежуток времени и в целях поощрения и морального стимулирования. Поскольку медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года" не может быть признана знаком отличия в <данные изъяты>, соответственно, не может расцениваться как основание для присвоения звания "<данные изъяты><данные изъяты>", в связи с чем, правовых оснований для признания за ФИО1 права на присвоение звания "<данные изъяты><данные изъяты>" не имеется. Доводы ФИО1 о наличии у него необходимого стажа и ведомственной награды, отвечающей требованиям действующего законодательства для присвоения звания "<данные изъяты><данные изъяты>", не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).

Способы защиты гражданских прав определены в ст. 12 ГК РФ, к которым относится, в том числе, признания права.

Истец обратился в суд с административным иском, вместе с тем, как разъяснил Верховный суд Российской Федерации, критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свобода: гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

Также разъяснено, что, учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признаний недействительной (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Поскольку оспаривание ФИО1 решения об отказе в присвоении звания "<данные изъяты><данные изъяты>" связано с признанием права на присвоение звания "<данные изъяты><данные изъяты>", суд пришел к выводу, что данный спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГФИО1 награжден знаком - медалью "За заслуги в проведении "Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года".

В присвоении звания "<данные изъяты><данные изъяты>" ФИО1 отказано, что следует из письма Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.Министерство социальной защиты населения <адрес> указанным письмом уведомило ФИО1 о том, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по присвоению звания «<данные изъяты><данные изъяты>» и «<данные изъяты><данные изъяты> <адрес>» (решение , утверждено приказом министерства социальной зашиты населения от ДД.ММ.ГГГГ-П), отказано в присвоении звания «<данные изъяты><данные изъяты> в связи с тем, что медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года» не относится к ведомственным знакам отличия в <данные изъяты> Федеральной службы государственной статистики, вручена не за продолжительный добросовестный <данные изъяты> в органах государственной статистики, а за выполнение временных работ, связанных с Всероссийской переписью населения ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, отказывая ФИО1, министерство исходило из того, что при присвоении звания "<данные изъяты><данные изъяты>" учитываются нагрудные знаки Министерств и ведомств за многолетнюю и плодотворную работу в системе данных Министерств и ведомств, тогда как ФИО1 в штате органов статистики не состоял и не работал, многолетнего стажа и плодотворной работы в учреждениях Федеральной службы государственной статистики не имеет.

С данными доводами ответчика суд соглашается по следующим основаниям:

Как следует из преамбулы к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О <данные изъяты>", настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты <данные изъяты> в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного <данные изъяты> устанавливаются следующие категории <данные изъяты>: <данные изъяты> Великой Отечественной войны, <данные изъяты> боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - <данные изъяты> боевых действий), <данные изъяты> военной службы, <данные изъяты> государственной службы, <данные изъяты><данные изъяты>.

В пп. 2 п. 1 и п. 4 ст. 7 Закона предусмотрено, что <данные изъяты><данные изъяты> являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в <данные изъяты> и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. Порядок и условия присвоения звания "<данные изъяты><данные изъяты>" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В крае действует <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, <данные изъяты><данные изъяты>, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан".

Из анализа пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О <данные изъяты>" следует, что законодатель в качестве основания признания гражданина <данные изъяты><данные изъяты> предусматривает наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости согласно записям в трудовой книжке истца.

В период проведения Всероссийской переписи населения 2010 года истец работал в Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» в должности директора.

Приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 345 учрежден знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" и положение о ней.

Как следует из Положения о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года" медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года" является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики. Медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года.

Вышеупомянутый приказ был принят государственным органом статистики в целях поощрения и морального стимулирования работников, в нем указанных, принимавших активное участие в подготовке и проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года.

Основываясь на изложенном и исходя из толкования статьи 7 Федерального закона "О <данные изъяты>", суд считает, что оснований, которые бы относили ведомственную награду медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года" к ведомственному знаку отличия в <данные изъяты>ФИО1, по сути и характеру отмечаемых заслуг (выдающиеся достижения в <данные изъяты>, многолетний, безупречный <данные изъяты> и иные) не имеется.

Из пояснений истца, представленных им документов, следует, что он принимал участие в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года непродолжительное время, обязанности, выполняемые им в связи с этим, не представляли собой его трудовую деятельность.

Однако, в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О <данные изъяты>" звание "<данные изъяты><данные изъяты>" присваивается с учетом продолжительного добросовестного <данные изъяты>. Понятие "продолжительный добросовестный <данные изъяты>" конкретизируется, в частности, в пункте 2 части 1 статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в <данные изъяты> и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются <данные изъяты><данные изъяты>.

Следовательно, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении звания "<данные изъяты><данные изъяты>" имеет факт продолжительного добросовестного <данные изъяты>, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в <данные изъяты>.

При этом, <данные изъяты> подразумевает трудовые отношения, которые в соответствии со ст. 15 ТК РФ основываются на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий <данные изъяты>, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Таким образом, несмотря на то, что истец награжден ведомственным знаком медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года", данная награда не может быть признана знаком отличия в <данные изъяты>, поскольку истец награждена ею не за заслуги в <данные изъяты>, а за активное участие во Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года, то есть за выполнение работы по организации переписи населения в небольшой промежуток времени и в целях поощрения и морального стимулирования.

Поскольку медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения ДД.ММ.ГГГГ года" не может быть признана знаком отличия в <данные изъяты>, соответственно, не может расцениваться как основание для присвоения звания "<данные изъяты><данные изъяты>", суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для признания за ФИО1 права на присвоение звания "<данные изъяты><данные изъяты>" не имеется.

Доводы истца о наличии у него необходимого стажа и ведомственной награды, отвечающей требованиям действующего законодательства для присвоения звания "<данные изъяты><данные изъяты>", не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.

Истец, не являясь постоянным работником Росстата, и будучи привлеченным для сбора статистической информации на кратковременный срок по договору, не может быть отнесен к лицам, имеющим ведомственные знаки отличия за долголетний <данные изъяты>, так как необходимым условием для присвоения гражданину звания "<данные изъяты><данные изъяты>" является многолетний и добросовестный <данные изъяты>, послуживший основанием для награждения, а не выполнение кратковременных работ, период которых, в данном случае, определен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1074 "Об организации Всероссийской переписи населения в ДД.ММ.ГГГГ г.".

Ссылка ФИО1 на то, что на основании апелляционного определения <адрес> суда Министерство социальной защиты населения <адрес> вынуждено было присвоить ФИО5B звание «<данные изъяты><данные изъяты>» при аналогичных обстоятельствах, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего гражданского дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Министерству социальной защиты населения <адрес> об отмене решения , утвержденного приказом -П от ДД.ММ.ГГГГ, обязании присвоить звание «<данные изъяты><данные изъяты>», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Губанова А.Ю.