Дело № 2а-858/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 декабря 2020 года с. Сива
Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в составе председательствующего судьи Веселковой Ю.А., при секретаре Братчиковой М.А., с участием представителя административного истца Копьева Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сивинского района Пермского края к администрации Сивинского муниципального района о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, контроль за соблюдением которых осуществляется администрацией Сивинского муниципального района, возложении обязанности разработать и утвердить указанную программу в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу,
установил:
Прокурор Сивинского района Пермского края, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной органами прокуратуры проверки соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, установлено, что администрацией Сивинского муниципального района программа по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не принята. Кроме того, на официальном сайте администрации Сивинского муниципального района в сети «Интернет» для каждого вида муниципального контроля не размещены перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей; не проводится обобщение практики осуществления муниципального контроля и размещение соответствующих обобщений на официальном сайте в сети «Интернет». В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокурора района в адрес главы администрации Сивинского муниципального района было внесено представление с требованием устранения нарушений требований законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено, признано обоснованным. Согласно ответу администрации Сивинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, администрацией района в настоящее время разрабатывается проект программы по профилактике обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проект которой будет направлен в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы. В порядке контроля за фактическим исполнением представления и устранением выявленных нарушений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района установлено, что программа профилактики нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, контроль за соблюдением которых осуществляется администрацией Сивинского муниципального района, до настоящего времени не разработана и не утверждена.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Сивинского района Пермского края Копьев Д.С., на исковых требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика администрации Сивинского муниципального района Полушкин В.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, с иском согласны.
Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 17.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее по тексту - Закон об организации местного самоуправления) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требовании, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее - Закон о защите прав юридических лиц).
Согласно ч.2 ст. 8.2 Закона о защите прав юридических лиц, в целях профилактики нарушений обязательных требований все контрольно-надзорные органы по всем видам контроля (надзора) применяют следующие виды и формы профилактических мероприятий:
- размещение на официальных сайтах в Интернете для каждого вида контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
- осуществление информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;
- регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в Интернете соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений;
- выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
01.01.2019 вступили в силу Общие требования к организации и осуществлению органами власти мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 (далее - Общие требования).
В соответствии с положением ч.1 ст.8.2 Закона о защите прав юридических лиц, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В силу п.п. 3 п. 4 Общих требований, профилактические мероприятия должны осуществляться в соответствии с программами профилактики нарушений, которые должны быть рассчитаны как минимум на год. Программа может быть утверждена как единый программный продукт либо как совокупность подпрограмм профилактики нарушений по одному или нескольким видам контроля (надзора).
Согласно п. 5 Общих требований, программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года.
Пунктом 8 Общих требований определено, что план мероприятий по профилактике нарушений включает в себя:
а) мероприятия по профилактике нарушений, проведение которых предусмотрено частью 2 статьи 8.2 Закона о защите прав юридических лиц (далее - основные мероприятия по профилактике нарушений);
б) специальные мероприятия по профилактике нарушений, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведение которых предусмотрено федеральными законами, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.Пунктом 9 Общих требований установлено, что в плане мероприятий по профилактике нарушений содержится указание на мероприятия по профилактике нарушений, сроки (периодичность) их проведения, при необходимости место реализации, ответственные подразделения и (или) ответственные должностные лица органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля для проведения следующих основных мероприятий по профилактике нарушений:
а) размещение на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов, муниципальных нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов (далее - перечни нормативных правовых актов);
б) информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
в) регулярное обобщение практики осуществления видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля и размещение на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля в сети «Интернет» соответствующих обобщений.
Согласно пунктам 13, 14 Общих требований, на официальном сайте контрольного органа в сети Интернет в обязательном порядке должны размещаться и поддерживаться в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов - отдельно для каждого вида контроля (надзора).
Перечень должен обеспечивать поиск по его содержанию, копирование вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов, иных документов или их отдельных частей и поддерживаться в актуальном состоянии (с указанием даты последней актуализации). Перечни нормативных правовых актов должны составляться в табличной форме, по структуре, обозначенной в п. 15 Общих требований.
Помимо прочего, органы муниципального контроля должны проводить не реже чем один раз в год обобщение практики осуществления муниципального контроля и обзор практики размещать на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет».
Согласно части 1 статьи 8.2. Закона о защите прав юридических лиц, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
16.03.2020 года вступил в силу Закон Пермского края от 02.03.2020 № 512-ПК «Об образовании нового муниципального образования Сивинский муниципальный округ».
02.03.2020 на территории Пермского края принят Закон Пермского края № 512-ПК «Об образовании нового муниципального образования Сивинский муниципальный округ Пермского края».
Частью 5 ст. 1 Закона Пермского края № 512-ПК «Об образовании нового муниципального образования Сивинский муниципальный округ Пермского края» установлено, что Сивинский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона.
Закон Пермского края № 512-ПК «Об образовании нового муниципального образования Сивинский муниципальный округ Пермского края» вступил в силу с 16.03.2020.
Частью 4 ст. 4 Закона Пермского края № 512-ПК «Об образовании нового муниципального образования Сивинский муниципальный округ Пермского края» определено, что администрация Сивинского муниципального района до формирования администрации Сивинского муниципального округа Пермского края осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ на территории Сивинского муниципального округа Пермского края.
В силу пунктов 5, 6, 25, 26, 30,38 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, муниципального округа, муниципального жилищного контроля, осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального округа, осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального округа.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено судом, 30.04.2020 прокурором Сивинского района в адрес администрации Сивинского муниципального района Пермского края вынесено представление об исполнении требований законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Администрацией Сивинского района ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено, признано обоснованным.
Из письма администрации Сивинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что программа по профилактике нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами не разработана.
Учитывая, что в судебном заседании установлен факт неисполнения администрацией Сивинского муниципального района вышеуказанных требований законодательства, сто создает угрозу нарушения гарантированных законом прав неопределенному кругу из субъектов предпринимательской деятельности, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 272-273 Кодекса административного судопроизводства РФ,
суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Сивинского района Пермского края к администрации Сивинского муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сивинского муниципального района, выразившееся в непринятии мер разработке и утверждению муниципальной программы профилактики нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, контроль за соблюдением которых осуществляется администрацией Сивинского муниципального района.
Возложить на администрацию Сивинского муниципального района Пермского края обязанность разработать и утвердить муниципальную программу профилактики нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, контроль за соблюдением которых осуществляется администрацией Сивинского муниципального района в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива).
Судья/подпись/ Ю.А.Веселкова
Копия верна.
Судья Ю.А. Веселкова