ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8592/201826 от 26.11.2018 Выборгского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-8592/2018 26 ноября 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Никандровой С.А.,

при секретаре Филипповой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным отказ административного ответчика в согласовании переустройства и перепланировки квартир, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; обязать административного ответчика согласовать проект перепланировки указанного жилого помещения под магазин продовольственных товаров для подготовки документов при переводе в нежилой фонд.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является собственником квартир по вышеуказанному адресу, обратилась в Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании перепланировки жилого помещения с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в таком согласовании было отказано на основании пункта 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России № 170 от 27.09.2003, согласно которому устройство отдельного входа в помещении путем пробития или расширения проемов во внешних и внутренних стенах крупноблочных и крупнопанельных домов не допускается. Полагая такой отказ незаконным, ФИО2 обратилась с настоящим заявлением в суд.

Представители административного истца ФИО2 – ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенности, в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. При этом орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме перечисленных документов.

Согласно положениям статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документов; поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Как усматривается из представленных в материалы дела документов, ФИО2 является собственником квартир и , расположенных на первом этаже жилого многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.

Для подготовки документов по перепланировке и переводу квартиры в нежилой фонд, а именно, для разработки проекта устройства отдельного входа в помещение, ФИО1 обратилась в Комитет по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, который 05.07.2018 письмом и 07.06.2018 письмом разрешил разработку проекта благоустройства элементов благоустройства.

По заданию административного истца силами проектной организации ООО «Французский Дом», разработан проект перепланировки и переустройства квартир и по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, для перевода в нежилой фонд под размещение магазинов промышленных товаров, который согласован всеми необходимыми инстанциями; а также проектной организацией ООО «НТЦ «Северо-Запад Проект» разработаны: проект благоустройства элементов благоустройства, (объект благоустройства – фасад здания, территория по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>), проектирование осуществляется в отношении входа (размещение входа на месте оконного проема), планировочного устройства (пешеходные коммуникации, сопряжения поверхностей, озеленение) и покрытия; проект благоустройства элементов благоустройства, (объект благоустройства – фасад здания, территория по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>), проектирование осуществляется в отношении двух входов (размещение двух входов на месте двух оконных проемов), планировочного устройства (пешеходные коммуникации, сопряжения поверхностей) и покрытия.

Данные проекты согласованы в Комитете по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, получены заключения от 15.08.2018 и от 11.07.2018. На проектную документации административным истцом получены: положительное экспертное заключение .1.1.18.08.28 от 28.09.2018 в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; разрешительное письмо ОНД УНДиПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 16.10.2018 .

После подготовки всех документов, которые предусмотрены частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, административный истец обратилась в Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением о согласовании проекта переустройства и перепланировки квартиры.

15 октября 2018 года Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга уведомлением отказала ФИО2 в согласовании перепланировки и переустройства жилых помещений по основаниям несоответствия проекта требованиям законодательства, в частности части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4.2.4.9. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, в соответствии с которым в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы не допускается.

В ходе рассмотрения дела административным истцом, в подтверждение своих доводов, представлено положительная экспертная оценка .

Согласно выводам, изложенным в заключении, составленном ООО «Региональный центр экспертиз», материалы проектной документации «Проект перепланировки и переустройства квартир по адресу: <адрес> под магазины продовольственных товаров в части конструктивных решений соответствуют требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений от 30.12.2009, перечню стандартов и Сводов правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014, заданию на проектирование, нормативной документации, действующей на территории Российской Федерации. Все принятые в проекте конструктивные решения соответствуют требованиям по надежности и прочностным характеристикам, устойчивость здания не нарушается.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что обустройство отдельного входа в принадлежащее административному истцу помещение со стороны лицевого фасада, не повлечет изменение параметров объекта капитального строительства, что является неотъемлемой частью понятия «реконструкция» в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Суд также учитывает результаты проведенного внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в форме заочного голосования, согласно протоколу от 18.09.2018 которого принято решение о разрешении собственнику <адрес> пользования общим имуществом собственников дома при согласовании отдельного входа в <адрес> (размещение входа на месте оконного проема), планировочного устройства (пешеходные коммуникации, сопряжения поверхностей) и покрытия в соответствии с проектом отдельного входа и заданием на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства от 05.07.2018; а также о разрешении собственнику <адрес> пользования общим имуществом собственников дома при согласовании отдельных входов в <адрес> (размещение двух входов на месте двух оконных проемов), планировочного устройства (пешеходные коммуникации, сопряжения поверхностей) и покрытия в соответствии с проектом отдельных входов и заданием на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая доводы Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, положенные в основу своих возражений, суд принимает во внимание следующее.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27.09.2003 № 170, утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», определяющие правила по эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, технической инвентаризации, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Действительно, в разделе 4 Правил «Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций», пункте 4.2. «Стены», подпункте 4.2.4 – балконы, козырьки, лоджии и эркеры, содержится подпункт 4.2.4.9, регулирующий вопросы установки окон, крепления оконных и дверных коробок, а также крепления к панелям наружных стен трамвайных, троллейбусных и других оттяжек. В силу данного подпункта также не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки. Как следует из анализа вышеуказанных норм в их совокупности, данный пункт содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий при техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций, а именно балконов, козырьков, лоджий и эркеров.

При этом раздел 1 Правил «Основные положения» содержит пункты 1.7.1 и 1.7.2, прямо регулирующие условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений. В частности, в силу пункта 1.7.1 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов и т.д.

В соответствии с пунктом 1.7.2 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасада, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Таким образом, вопросы перепланировки помещений регулируются специальными пунктами Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и действие раздела 4 Правил на них не распространяется, в связи с чем отказ администрации в согласовании проекта перепланировки и переустройства при таких обстоятельствах является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 177 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения, обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в согласовании переустройства и перепланировки квартир и , расположенных по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> оформленный уведомлением от 15 октября 2018 года.

Обязать Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга согласовать проект переустройства и перепланировки квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в течение 20 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья:

/Решение изготовлено в окончательной форме 30 ноября 2018 года/