ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-859/2017 от 22.05.2016 Мичуринского городского суда (Тамбовская область)

дело № 2а-859/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2016 года г.Мичуринск

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Михкельсона О.Н.,

при секретаре Манаенковой Л.И.,

с участием: старшего помощника прокурора <адрес>ФИО5, представителя административного ответчика администрации <адрес>ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности оборудовать место массового пребывания людей в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что в соответствии с поручением прокуратуры области проведена проверка соответствия мест массового пребывания людей, включен­ных в утвержденный перечень, требованиям к антитеррористической защи­щенности, установленных постановлением Правительства Российской Федера­ции от ДД.ММ.ГГГГ «Об ут­верждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (трерриторий), подлежащих охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», в части оборудования их системами видеонаблюдения, освещения, оповещения и управления эвакуацией.

В ходе проведенной проверки установлено, что площадь имени ФИО2, расположенная на зем­лях <адрес>, в соответствии с Перечнем мест массового пребывания людей, подлежащих категорированию на территории <адрес> в со­ответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об ут­верждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (трерриторий), подлежащих охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», утвер­жденным временно исполняющим обязанности администрации Тамбовской об­ласти ФИО3, отнесена к местам массового пребывания людей.

Актом обследования и категорирования места массового пребывания людей от ДД.ММ.ГГГГ площади имени ФИО2 присвоена вторая категория. При этом комиссией установлено, что средства видеонаблюдения, оповещения и связи на площади отсутствуют. Охрана и проведенные мероприятия по защи­те не способны противостоять попыткам совершения теракта и иных противо­правных действий на площади ФИО2. Для обеспечения антитеррори­стической защищенности необходимо установить систему видеонаблюдения, оборудовать место для постоянного поста полиции, установить систему опове­щения.

Однако конкретные сроки выполнения данных работ комиссией не опре­делены.

Проведенной прокуратурой города в ноябре 2015 года проверкой установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований законодательства пло­щадь имени ФИО2 системами видеонаблюдения; оповещения и управ­ления эвакуацией; освещения не оборудована.

ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющему полномочия главы <адрес>­ска ФИО4 внесено представление в-2015-142, согласно ответу на которое от ДД.ММ.ГГГГ.01-19 согласно перечню планируе­мых зон контроля аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» планируется установить в 2016 году шесть видеокамер в районе памятника ФИО2 по <адрес>.

Однако в 2016 году денежные средства на установку системы видеонаблюдения в районе площади имени ФИО2 не выделялись, каких-либо мероприятий по оборудованию площади имени ФИО2 в соответствии с требованиями по антитеррористической защищенности не проводилось.

Проведенным ДД.ММ.ГГГГ обследованием площади имени ФИО2 установлено, что системы видеонаблюдения, оповещении и управления эвакуа­цией отсутствуют, в результате чего антитеррористическая защищенность места массового пребывания людей не обеспечена.

При этом на площади имени ФИО2 регулярно проводятся концертные и праздничные мероприятия, посвященные памятным датам, на которых может единовременно присутствовать более 5 000 человек.

Таким образом, непринятие мер по оборудованию места массового пре­бывания людей - площади имени ФИО2 необходимыми инженерно- техническими средствами, обеспечивающими его антитеррористическую за­щищенность, нарушает права неопределенного круга лиц - посетителей прово­димых на площади массовых мероприятий, что недопустимо.

Просил обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обо­рудовать площадь имени ФИО2 системой видеонаблюдения, обеспечи­вающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей тер­ритории площади имени ФИО2, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обо­рудовать площадь имени ФИО2 автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами, системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, а также необходимую слышимость на всей территории площади имени ФИО2.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО5 заявленные требования поддержала, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации <адрес>ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Считает, что необходимости в понуждении администрации <адрес> обо­рудовать площадь имени ФИО2 системой видеонаблюдения, обеспечи­вающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей тер­ритории площади имени ФИО2, архивирование и хранение данных в течение 30 дней не имеется, так как ДД.ММ.ГГГГ со специализированной организацией заключен муниципальный контракт по поставке системы видеонаблюдения, установке, пусконаладочным работам и вводу в эксплуатацию установленного оборудования в срок в течение 60 дней.

В удовлетворении административных исковых требований в части возложения обязанности обо­рудовать площадь имени ФИО2 автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта просил отказать, в связи с тем, что администрация <адрес> самостоятельно выполнить такие работы не может. Для выполнения таких работ необходимо заключить договор со специализированной организацией имеющей лицензию и допуск к такому виду работ, для чего необходимо время минимум до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит административные исковые требования заместителя прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В судебном заседании установлено, что в ноябре 2015 года прокуратурой <адрес> проведена проверка соответствия мест массового пребывания людей, включен­ных в утвержденный перечень, требованиям к антитеррористической защи­щенности в части оборудования их системами видеонаблюдения, освещения, оповещения и управления эвакуацией.

В ходе проведенной проверки установлено, что площадь имени ФИО2, расположенная на зем­лях <адрес>, в соответствии с Перечнем мест массового пребывания людей, подлежащих категорированию на территории <адрес> в со­ответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об ут­верждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (трерриторий), подлежащих охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», утвер­жденным временно исполняющим обязанности администрации Тамбовской об­ласти ФИО3, отнесена к местам массового пребывания людей.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 8 ч. 1 ст. 10 Устава <адрес>, принятого Решением Мичуринского городского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения <адрес> относится участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах города.

Пункт 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта. 2006 года -Ф3 «О противо­действии терроризму» устанавливает, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспе­чивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объек­тов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов мест­ного самоуправления.

На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 45 Устава <адрес>, принятого Решением Мичуринского городского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям администрации города относятся обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления города по решению вопросов местного значения города в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами городского Совета, по­становлениями и распоряжениями администрации города; контроль за исполь­зованием территорий и инфраструктуры города.

Таким образом, обязанности по выполнение требований к антитеррори­стической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственно­сти или в ведении органов местного самоуправления, возложены на админист­рацию <адрес> как на исполнительно-распорядительный орган му­ниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.

Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) утверждены постановлением Прави­тельства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об ут­верждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (трерриторий), подлежащих охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

В соответствии с п.п. 3, 5, 21 указанных Требований, организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых распо­ложены соответствующие места массового пребывания людей.

Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействован­ных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.

Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно­-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходи­мыми инженерно-техническими средствами; контроля за соблюдением требо­ваний к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Актом обследования и категорирования места массового пребывания людей от ДД.ММ.ГГГГ площади имени ФИО2 присвоена вторая категория.

При этом комиссией установлено, что средства видеонаблюдения, оповещения и связи на площади отсутствуют. Охрана и проведенные мероприятия по защи­те не способны противостоять попыткам совершения теракта и иных противо­правных действий на площади ФИО2. Для обеспечения антитеррори­стической защищенности указано на необходимость установить систему видеонаблюдения, оборудовать место для постоянного поста полиции, установить систему опове­щения.

Однако конкретные сроки выполнения данных работ комиссией не опре­делены.

Согласно п. 22, 23 Требований в зависимости от уста­новленной категории в отношении места массового пребывания людей реализу­ется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защи­щенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, соци­альной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муни­ципального образования), на территории которого расположено место массово­го пребывания людей.

Все места массового пребывания людей независимо от установленной ка­тегории оборудуются системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.

В силу п.п. 30 - 32 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения долж­на обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хране­ние данных в течение 30 дней.

Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необхо­димую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.

Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудова­нию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комис­сией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения терро­ристических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответст­вующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания актаобследования и категорирования места массового пребывания людей.

Актом обследования площади имени ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что системы видеонаблюдения, оповещении и управления эвакуа­цией отсутствуют.

Учитывая, что до настоящего времени перечисленные требования к антитеррористической защищенности по оборудованию места массового пребывания людей не выполнены, доводы представителя администрации <адрес> приведенные им в возражениях на административные исковые требования, суд находит несостоятельными, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обо­рудовать площадь имени ФИО2 системой видеонаблюдения, обеспечи­вающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей тер­ритории площади имени ФИО2, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обо­рудовать площадь имени ФИО2 автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, а также необходимую слышимость на всей территории площади имени ФИО2.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 29 мая 2017 года.

Судья О.Н. Михкельсон