дело № 2а-859/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2016 года г.Мичуринск
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Михкельсона О.Н.,
при секретаре Манаенковой Л.И.,
с участием: старшего помощника прокурора <адрес>ФИО5, представителя административного ответчика администрации <адрес>ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о возложении обязанности оборудовать место массового пребывания людей в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что в соответствии с поручением прокуратуры области проведена проверка соответствия мест массового пребывания людей, включенных в утвержденный перечень, требованиям к антитеррористической защищенности, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (трерриторий), подлежащих охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», в части оборудования их системами видеонаблюдения, освещения, оповещения и управления эвакуацией.
В ходе проведенной проверки установлено, что площадь имени ФИО2, расположенная на землях <адрес>, в соответствии с Перечнем мест массового пребывания людей, подлежащих категорированию на территории <адрес> в соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (трерриторий), подлежащих охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», утвержденным временно исполняющим обязанности администрации Тамбовской области ФИО3, отнесена к местам массового пребывания людей.
Актом обследования и категорирования места массового пребывания людей от ДД.ММ.ГГГГ площади имени ФИО2 присвоена вторая категория. При этом комиссией установлено, что средства видеонаблюдения, оповещения и связи на площади отсутствуют. Охрана и проведенные мероприятия по защите не способны противостоять попыткам совершения теракта и иных противоправных действий на площади ФИО2. Для обеспечения антитеррористической защищенности необходимо установить систему видеонаблюдения, оборудовать место для постоянного поста полиции, установить систему оповещения.
Однако конкретные сроки выполнения данных работ комиссией не определены.
Проведенной прокуратурой города в ноябре 2015 года проверкой установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований законодательства площадь имени ФИО2 системами видеонаблюдения; оповещения и управления эвакуацией; освещения не оборудована.
ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющему полномочия главы <адрес>ска ФИО4 внесено представление №в-2015-142, согласно ответу на которое от ДД.ММ.ГГГГ№.01-19 согласно перечню планируемых зон контроля аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» планируется установить в 2016 году шесть видеокамер в районе памятника ФИО2 по <адрес>.
Однако в 2016 году денежные средства на установку системы видеонаблюдения в районе площади имени ФИО2 не выделялись, каких-либо мероприятий по оборудованию площади имени ФИО2 в соответствии с требованиями по антитеррористической защищенности не проводилось.
Проведенным ДД.ММ.ГГГГ обследованием площади имени ФИО2 установлено, что системы видеонаблюдения, оповещении и управления эвакуацией отсутствуют, в результате чего антитеррористическая защищенность места массового пребывания людей не обеспечена.
При этом на площади имени ФИО2 регулярно проводятся концертные и праздничные мероприятия, посвященные памятным датам, на которых может единовременно присутствовать более 5 000 человек.
Таким образом, непринятие мер по оборудованию места массового пребывания людей - площади имени ФИО2 необходимыми инженерно- техническими средствами, обеспечивающими его антитеррористическую защищенность, нарушает права неопределенного круга лиц - посетителей проводимых на площади массовых мероприятий, что недопустимо.
Просил обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать площадь имени ФИО2 системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории площади имени ФИО2, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать площадь имени ФИО2 автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами, системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, а также необходимую слышимость на всей территории площади имени ФИО2.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО5 заявленные требования поддержала, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации <адрес>ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Считает, что необходимости в понуждении администрации <адрес> оборудовать площадь имени ФИО2 системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории площади имени ФИО2, архивирование и хранение данных в течение 30 дней не имеется, так как ДД.ММ.ГГГГ со специализированной организацией заключен муниципальный контракт по поставке системы видеонаблюдения, установке, пусконаладочным работам и вводу в эксплуатацию установленного оборудования в срок в течение 60 дней.
В удовлетворении административных исковых требований в части возложения обязанности оборудовать площадь имени ФИО2 автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта просил отказать, в связи с тем, что администрация <адрес> самостоятельно выполнить такие работы не может. Для выполнения таких работ необходимо заключить договор со специализированной организацией имеющей лицензию и допуск к такому виду работ, для чего необходимо время минимум до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит административные исковые требования заместителя прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В судебном заседании установлено, что в ноябре 2015 года прокуратурой <адрес> проведена проверка соответствия мест массового пребывания людей, включенных в утвержденный перечень, требованиям к антитеррористической защищенности в части оборудования их системами видеонаблюдения, освещения, оповещения и управления эвакуацией.
В ходе проведенной проверки установлено, что площадь имени ФИО2, расположенная на землях <адрес>, в соответствии с Перечнем мест массового пребывания людей, подлежащих категорированию на территории <адрес> в соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (трерриторий), подлежащих охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», утвержденным временно исполняющим обязанности администрации Тамбовской области ФИО3, отнесена к местам массового пребывания людей.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 8 ч. 1 ст. 10 Устава <адрес>, принятого Решением Мичуринского городского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, к вопросам местного значения <адрес> относится участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма в границах города.
Пункт 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта. 2006 года №-Ф3 «О противодействии терроризму» устанавливает, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 45 Устава <адрес>, принятого Решением Мичуринского городского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, к полномочиям администрации города относятся обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления города по решению вопросов местного значения города в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами городского Совета, постановлениями и распоряжениями администрации города; контроль за использованием территорий и инфраструктуры города.
Таким образом, обязанности по выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, возложены на администрацию <адрес> как на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (трерриторий), подлежащих охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
В соответствии с п.п. 3, 5, 21 указанных Требований, организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.
Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.
Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами; контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Актом обследования и категорирования места массового пребывания людей от ДД.ММ.ГГГГ площади имени ФИО2 присвоена вторая категория.
При этом комиссией установлено, что средства видеонаблюдения, оповещения и связи на площади отсутствуют. Охрана и проведенные мероприятия по защите не способны противостоять попыткам совершения теракта и иных противоправных действий на площади ФИО2. Для обеспечения антитеррористической защищенности указано на необходимость установить систему видеонаблюдения, оборудовать место для постоянного поста полиции, установить систему оповещения.
Однако конкретные сроки выполнения данных работ комиссией не определены.
Согласно п. 22, 23 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.
В силу п.п. 30 - 32 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерно-техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета и средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания актаобследования и категорирования места массового пребывания людей.
Актом обследования площади имени ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что системы видеонаблюдения, оповещении и управления эвакуацией отсутствуют.
Учитывая, что до настоящего времени перечисленные требования к антитеррористической защищенности по оборудованию места массового пребывания людей не выполнены, доводы представителя администрации <адрес> приведенные им в возражениях на административные исковые требования, суд находит несостоятельными, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать площадь имени ФИО2 системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории площади имени ФИО2, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать площадь имени ФИО2 автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами системой оповещения, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, а также необходимую слышимость на всей территории площади имени ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29 мая 2017 года.
Судья О.Н. Михкельсон