ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-85/19 от 05.03.2019 Искитимского районного суда (Новосибирская область)

Дело 2а-85\19

Поступило в суд: 11 сентября 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2019 года г. Искитим

Искитимский районный суд Новосибирской области в составе

Председательствующего судьи Табола К.В.

При секретаре Ярославцевой С.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Искитимского межрайонного прокурора Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области о признании недействующим постановление,

УСТАНОВИЛ:

В Искитимский районный суд с административным иском обратился Искитимский межрайонный прокурор Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области о признании недействующим постановление. В указанном иске истец просит признать не действующим постановление администрации Шибковского сельсовета от ДатаНомер «Об отмене постановления администрации Шибковского сельсовета от ДатаНомер «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование проведения ярмарок на территории Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области».

В судебном заседании представитель истца в порядке ст.46 КАС РФ уточнил исковые требования: Признать не действующим с момента издания постановление администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от ДатаНомер «Об отмене постановления администрации Шибковского сельсовета от ДатаНомер «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование проведения ярмарок на территории Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области».

В обоснование исковых требований истец указал следующее.

Искитимской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Шибковского сельсовета Искитимского района требований законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности.

В ходе проверки, проведенной в марте 2018 года, установлено, что администрацией Шибковского сельсовета не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Согласование проведения ярмарок на территории Шибковского сельсовета Искитимского района».

В связи с выявленным нарушением закона, Дата главе Шибковского сельсовета внесено представление.

Во исполнение указанного представления администрацией Шибковского сельсовета принято постановление Номер от Дата «Об утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуг: «Согласование проведения ярмарок на территории Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области».

С учетом позиции управления законопроектных работ и ведения регистра Министерства юстиции Новосибирской области, изложенной в экспертном заключении от ДатаНомер, о том, что процедура согласована: проведения ярмарок не является муниципальной услугой, предоставляемой соответствии с административным регламентом, Дата администрацией Шибковского сельсовета принято постановление от Номер «Об отмен постановления администрации Шибковского сельсовета Искитимского района с ДатаНомер «Об утверждении административного регламента предоставлении муниципальной услуги «Согласование проведения ярмарок на территории Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области».

Указанное постановление противоречит федеральному законодательству.

Принятие административного регламента предоставления муниципальной услуги устанавливает повышенные гарантии обеспечения и защиты прав неопределенного круга граждан при предоставлении муниципальной услуги, в том числе в части установления сроков её оказания, исчерпывающего перечня документов, которые должен предоставить заявитель, запрета необоснованного взимания платы, и другие условия, а также повышенную ответственность за нарушение порядка и сроков предоставления муниципальной услуги, за необоснованное взимание платы за её оказание, а также повышенную ответственность за ненадлежащее рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления муниципальной услуги.

Принятие административного регламента предоставления муниципальной услуги устанавливает дополнительные права неопределенного круга граждан на ознакомление с этим административным регламентом в реестре муниципальных услуг и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров муниципальных услуг.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, хотя о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика высказывал мнении о не признании исковых требований, на основании экспертного заключения Управления законодательных работ и ведения регистра Министерства юстиции Новосибирской области.

В судебном заседании представитель третьего лица – Министерства юстиции Новосибирской области, не явился. Ранее в судебном заседании высказал мнении о не признании исковых требований. Предоставил письменные возражения по иску, из которых следует следующее.

Муниципальные правовые акты принимаются органами местного самоуправления лишь по вопросам, связанным с созданием условий для торговли и лишь в случаях и пределах, предусмотренных ФЗ РФ № 381.

Федеральный законодатель уполномочил органы местного самоуправления только на осуществление указанных действий. Выход за указанные пределы означает превышение предоставленных полномочий.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 026.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ РФ № 131) и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Процедура согласования проведения ярмарок по формальным признакам не соответствует содержанию муниципальной услуги, соответственно отсутствует необходимость принятия регламента по ее оказанию.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив предоставленные доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, пришел к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Общественные отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Статья 2 Федерального закона №210-ФЗ от 27 июля 2010 года предусматривает, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав;

Таким образом, по вопросам местного значения орган местного самоуправления предоставляет муниципальные услуги.

Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обеспечить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправлении в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения.

В силу ст.ст. 6, 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.

На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Таким образом, принятие административного регламента предоставления муниципальной услуги устанавливает повышенные гарантии обеспечения и защиты прав неопределенного круга граждан при предоставлении муниципальной услуги, в том числе в части установления сроков её оказания, исчерпывающего перечня документов, которые должен предоставить заявитель, запрета необоснованного взимания платы, и другие условия, а также повышенную ответственность за нарушение порядка и сроков предоставления муниципальной услуги, за необоснованное взимание платы за её оказание, а также повышенную ответственность за ненадлежащее рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления муниципальной услуги.

Согласно положениям статьи 12, части 15 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

В соответствии с ч.1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

В соответствии с ч.3 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотренные этим Федеральным законом сведения о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что принятие административного регламента предоставления муниципальной услуги устанавливает дополнительные права неопределенного круга граждан на ознакомление с этим административным регламентом в реестре муниципальных услуг и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров муниципальных услуг, и необходимость принятия административного регламента предоставления муниципальных услуг предусмотрена нормативными правовыми актами.

В силу п. 10 ч.1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

Согласно ст.14 ФЗ №131-ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии со ст.3 Закона Новосибирской области №484-ОЗ от 24 ноября 2014 года «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ» на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепить за сельскими поселениями Новосибирской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части вопросов организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации), 5 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части вопросов использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из изложенного следует, что к муниципальным услугам относятся вопросы регулирования торговли и организации ярмарок.

В судебном заседании установлено, что Искитимской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области требований законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности.

В ходе проверки, проведенной в марте 2018 года, установлено, что администрацией Шибковского сельсовета не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Согласование проведения ярмарок на территории Шибковского сельсовета Искитимского района».

В связи с выявленным нарушением закона, Дата главе Шибковского сельсовета внесено представление.

Во исполнение указанного представления администрацией Шибковского сельсовета принято постановление Номер от Дата «Об утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование проведения ярмарок на территории Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области».

С учетом позиции Министерства юстиции Новосибирской области, изложенной в экспертном заключении от Дата, Дата администрацией Шибковского сельсовет принято постановление от Номер «Об отмене постановления администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от ДатаНомер «Об утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование проведения ярмарок на территории Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области».

Дата Искитимским межрайонным прокурором принесен протес на постановление администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области Номер от Дата.

Дата по результатам рассмотрения протеста главой Шибковского сельсовета Искитимского района принято решение об отказе в его удовлетворении, о чем указано в письме Номер от Дата.

Дата Искитимский межрайонный прокурор обратился в Искитимский районный суд с настоящим административным иском.

В соответствии с абз. 2 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что исковые требования административного истца обоснованные и подлежат удовлетворению, следует признать не действующим постановление администрации Шибковского сельсовета от ДатаНомер «Об отмене постановления администрации Шибковского сельсовета от ДатаНомер «Об утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование проведения ярмарок на территории Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области».

Отмена постановления Шибковского сельсовета Номерот Дата позволит восстановить права неопределенного круга граждан на получение муниципальной услуги на организации проведению ярмарок.

Возражения ответчика и третьего лицо по исковым требованиям опровергаются обстоятельствами, установленными в судебном заседании и нормативными актами изложенными выше.

Согласно ст.216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. В случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Суд пришел к выводу, что постановление Шибковского сельсовета Номер от Дата следует признать не действующим с момента его издания, а также обязать администрацию Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании «Знаменка» и разместить на официальном сайте администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области.

Руководствуясь ст.ст. 208, 215 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Искитимского межрайонного прокурора Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области о признании недействующим постановления удовлетворить.

Признать не действующим с момента издания постановление администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от ДатаНомер «Об отмене постановления администрации Шибковского сельсовета от ДатаНомер «Об утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование проведения ярмарок на территории Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области».

Обязать администрацию Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании «Знаменка» и разместить на официальном сайте администрации Шибковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2019 года.

Судья Табола К.В.