Дело №2а-85/2022
УИД 28RS0013-01-2022-000159-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В., при секретаре Паньковой А.С.,
с участием: представителя административного истца - помощника прокурора Михайловского района Емельянова Е.В.,
главы администрации Димского сельсовета ФИО1,
представителя заинтересованного лица администрации Михайловского района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Михайловского района Амурской области, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Димского сельсовета Михайловского района Амурской области о возложении обязанности по организации водоотведения на территории с.Дим Михайловского района Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого округа лиц с данным иском к администрации Димского сельсовета, в обоснование которого указал, что прокуратурой Михайловского района в ходе проверки исполнения администрацией Димского сельсовета Михайловского района Амурской области требований законодательства в сфере водоотведения выявлены нарушения законодательства. В частности проверкой установлено, что администрацией Димского сельсовета обязанность по организации на территории с. Дим водоотведения не исполняется, схема водоотведения с. Дим не разработана и не утверждена, работы по водоотведению, в том числе в районе не проводятся, что ведет к подтоплению дождевыми водами земельных участков (огородов, дворовых территорий). С целью выявления нарушений главе Димского сельсовета 19.08.2021 внесено представление, которое по результатам рассмотрения было удовлетворено, вместе с тем нарушения в части не проведения работ по водоотведению в с.Дим не устранены. Таким образом, администрация Димского сельсовета допустила неисполнение требований законодательства в сфере водоотведения, что ведет к существенному нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на обеспечение и повышение комфортности условий проживания, а также создает угрозу подтопления с. Дим, и, как следствие, возникновения и развития ЧС. В связи с чем, прокурор, уточнив порядке ст. 46 КАС РФ требования административного иска, просил возложить на администрацию Димского сельсовета Михайловского района обязанность организовать водоотведение на территории с. Дим Михайловского района в районе течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца помощник прокурора Михайловского района Емельянова Е.В. требования уточнённого прокурором в порядке ст. 46 КАС РФ административного иска поддержала в полном объеме по доводам, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика глава Димского сельсовета Михайловского района ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования прокурора не признана. Вместе с тем, не оспаривая обстоятельства отсутствия надлежащим образом организованного водоотведения поверхностных вод, указала, что работы по водоотведению требуют значительных финансовых затрат, которыми бюджет сельского поселения не располагает, учитывая, что только стоимость выполнения проектно-изыскательских работ по строительству ливневых канализацией составляет 13 500 000 руб. Утвержденная постановлением главы Димского сельсовета № от 29.03.2021 Схема водоснабжения и водоотведения Димского сельсовета не содержит конкретных мероприятий по организации системы водоотведения на территории с. Дим, а описывает только общие требования. В связи с чем полагает, что организовать работы по водоотведению, руководствуясь только данной схемой, не представляется возможным. Системе водоотведения в с. Дим не уделялось внимание с начала 90-х гг. прошлого столетия. Все канавы заросли травой и кустарниками, водопропускные трубы требуют заглубления. Мероприятия по расчистке, спрямлению и дноуглублению русла реки Дим в границах с. Дим, решать проблему водоотведения лишь частично. Без финансовой поддержки Амурской области и Российской Федерации исполнить требования прокурора считает невозможным. Поэтому, в случае удовлетворения требований прокурора просила предоставить администрации Димского сельсовета разумный срок для исполнения возложенных обязанностей.
Представитель заинтересованного лица – администрации Михайловского района ФИО2 в судебном заседании, возражая относительно требований прокурора, также указала на наличие проблем как финансового, так организационного характера, приводя доводы аналогичные доводам главы Димского сельсовета.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Из пункта 4 ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 14 указанного Федерального закона, а также ст. 1 Закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-ФЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ).
Согласно п. 1 ч.1 ст. 3 Закона № 416-ФЗ обеспечение бесперебойного и качественного водоотведения, является целью государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, направленной на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения.
Частью 2 ст. 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения услугами по водоотведению (п. 1).
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 ст. 2 Закона №416-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 6 Закона №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области водоотведения относится утверждение схемы водоснабжения и водоотведения соответствующего поселения.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения прокурорской проверки на предмет соблюдения администрацией Димского сельсовета законодательства в области водоотведения, послужила жалоба жителя ФИО5 о подтоплении приусадебного земельного участка и жилого помещения вследствие отсутствия надлежащего водоотведения дождевых и талых вод с земельных участков, расположенных в границах сельского поселения.
Так, из акта прокурорской проверки от 13 августа 2021 года, следует, что работы по водоотведению в том числе, в районе не проводятся, что ведет к подтоплению дождевыми водами земельных участков (огородов, дворовых территорий).
Указанные обстоятельства подтверждены фототаблицей, а также не оспаривались представителем административного ответчика.
Выявленные нарушения послужили основанием для внесения прокурором Михайловского района в адрес администрации Димского сельсовета представления № от 19.08.2021.
Согласно информации главы Димского района от 07.09.2021 №, по результатам рассмотрения представления прокурора Михайловского района от 19.08.2021 №, администрация Димского сельсовета согласна с выявленными нарушениями. Постановлением главы Димского сельсовета от 29.03.2021 № утверждена схема водоснабжения и водоотведения Димского сельсовета Михайловского муниципального района Амурской области, копия постановления и утверждения схем направляются в адрес прокуратуры в электронном виде. Работы по водоотведению администрация Димского сельсовета не проводит в связи с отсутствием средств на финансирование данных работ в бюджете сельсовета. Необходима финансовая помощь Амурской области или РФ.
Как следует из схемы водоснабжения и водоотведения Димского сельсовета Михайловского района до 2031 г., утв. постановлением главы Димского сельсовета № от 29.03.2021, в централизованная система водоотведения, централизованная система канализации с очистными сооружениями и канализационными насосными станциями отсутствуют. Жилищный фонд, объекты социальной сферы, административные и общественные здания сельсовета не благоустроены или имеют выгребные ямы. Нецентрализованной системой водоотведения охвачена вся территория с. Дим. Отсутствие канализации в сельсовете создает определенные трудности населению, ухудшает их бытовые условия. В связи с отсутствие очистных сооружений в с. Дим не производится утилизация осадков сточных вод, образующихся при работе очистных сооружений. Илы от септиков утилизируются на полигоне жидких бытовых отходов. Организация поверхностного стока поселения имеет большое значение, так как является не только фактором благоустройства поселения, но и способствует уменьшению инфильтрации осадков в грунт. Основной задачей организации поверхностного стока является выполнение вертикальной планировки территории для отвода дождевых и талых вод путем сбора водоотводящими системами. На участках территории индивидуальной застройки и зеленой зоны дренажные канавы принимаются трапецеидального сечения с шириной по дну 0,5 м, глубиной 0,6 м; заложение одернованных откосов 1:2. На участках территории капитальной и общественной застройки, промышленных и коммунально-складских зон, а также с уклоном более 0,03 во избежание размыва проектируется устройство бетонных лотков прямоугольного сечения шириной 0,4 м-0,6 м. и глубиной до 1,0 м. Водоотвод планируется организовать самотеком. Все стоки перед сбросом в открытые водоемы должны подвергаться очистке на специальных очистных сооружениях, размещенных на устьевых участков главных коллекторов. Строительство очистных сооружений должно быть произведено в приоритетном порядке, поскольку существует угроза ухудшения экологической и эпидемиологической обстановки в с. Дим. Состав и свойства стоков, отводимых в водоемы, должен соответствовать требованиям СанПиН 2.1.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Настоящей схемой водоотведения предусматривается развитие системы водоотведения. Предлагается рассмотреть вариант вывоза сточных вод на полигон жидких бытовых отходов, для чего необходимо определить место расположения и обеспечить его организацию. Трубопроводы сети водоотведения предлагается проводить вдоль проездов, а также по возможности использовать существующие сети водоснабжения после проведения реконструкции. В отсутствие утвержденной на территории Димского сельсовета инвестиционной программы, направленной на улучшения в сфере, перечень основных мероприятий по реализации схемы водоотведения с разбивкой по годам, включая техническое обоснование этих мероприятий, в настоящей схеме не приводится. Организация централизованного водоотведения на территории поселений, где данный вид инженерных сетей отсутствует, может быть осуществлен только после проведения проектно-изыскательских и строительных работ по организации сети водоотведения и очистных сооружений канализации.
Представленные прокурором доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, в своей достаточной совокупности подтверждают доводы административного истца об отсутствии организованного на территории Димского сельского поселения водоотведения поверхностных сточных вод, что влечет угрозу подтопления с. Дим, и свидетельствует о нарушении прав неопределённого округа лиц на благоприятную окружающую среду, на обеспечение и повышение комфортности проживания.
Отсутствие на территории Димского сельского Михайловского района поселения централизованной системы водоотведения, не освобождает орган местного самоуправления сельского поселения, к полномочиям которого отнесены вопросы водоотведения, от их исполнения, путем обустройства водоотводящих систем для отвода сточных (дождевых, талых, грунтовых) вод с территории сельского поселения. Доказательств организации на территории Димского сельсовета надлежащего водоотведения, административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку надлежащих и своевременных мер по организации водоотведения в границах Димского сельского поселения, администрацией Димского сельсовета не предпринимается, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части возложения на указанного административного ответчика исполнения соответствующей обязанности, направленной на организацию водоотведения сточных (дождевых, талых, грунтовых) вод на территории поселения с. Дим в районе .
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Определяя срок исполнения возложенной на администрацию Димского сельсовета обязанности в сфере водоотведения, суд принимает во внимание характер и объем требуемых для исполнения обязанности мероприятий, необходимость их финансового обеспечения с соблюдением требований бюджетного законодательства, в связи чем полагает, что двухгодичный срок со дня вступления решения в законную силу, является разумным и справедливым.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Михайловского района Амурской области удовлетворить.
Возложить на администрацию Димского сельсовета Михайловского района Амурской области обязанность в течение двух лет со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать водоотведение сточных (дождевых, талых, грунтовых) вод на территории с. Дим Михайловского района Амурской области в районе .
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме принято 27 апреля 2022 года.