Дело № 2а-860/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 мая 2019 года город Севастополь Балаклавский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Милошенко Н.В., при секретаре Чижовой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным отказа в получении государственной услуги и обязании совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя. Просит признать незаконным решение административного ответчика от 06 марта 2019 года № об отказе в предоставлении государственной услуги по заявлению ФИО1 от 09.02.2019, обязать ответчика повторно рассмотреть заявление истца о присвоении, изменении и аннулировании адресов. Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>№. Право собственности на земельный участок, на котором расположенный жилой дом, согласно распоряжению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя был присвоен адрес: г. Севастополь, <адрес><адрес>. 09.02.2019 истец обратилась через МФЦ в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя заявлением «О присвоении, изменении (идентификации) и аннулировании адресов», однако ответчиком 06.03.2019 вынесено решение за № об отказе в предоставлении государственной услуги. Свои действия ответчик обосновал отсутствием сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером №. Истец считает данное решение ответчика незаконным, поскольку такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги не соответствует действующему законодательству. Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, причин неявки суду не сообщила, обеспечила явку представителя. В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2, действующий на основании нотариальной доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, по вышеизложенным обстоятельствам, просил их удовлетворить. Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя. Вместе с тем в предоставленном суду отзыве на административное исковое заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя. В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8). Обжалуемое решение вынесено ответчиком 06.03.2019, административное исковое заявление подано истцом 11.04.2019, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ. Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган. Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению, противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы. Согласно ст. 23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. Судом установлено, что административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, а так же земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес><адрес>, № Согласно распоряжению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя № от 02.12.2016 «О присвоении адреса земельному участку, расположенному в границах землепользования <адрес> участок №, Нахимовского района города Севастополя» был присвоен адрес: Российская Федерация, город Севастополь, <адрес>, <адрес><адрес> 09 февраля 2019 года административный истец обратилась через МФЦ в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя заявлением «О присвоении, изменении (идентификации) и аннулировании адресов». 06.03.2019 Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя вынесено решение за № об отказе в предоставлении государственной услуги. Свои действия ответчик обосновал тем, что согласно сведений Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14 февраля 2019 года №, сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером № – отсутствуют. Административный истец считает данное решение ответчика незаконным, поскольку такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги не соответствует действующему законодательству, в связи с чем обратился с данным иском в суд. В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В части 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Согласно статье 12 Закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Решения органа местного самоуправления и решения о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятые до 21 марта 2014 года местными Советами Севастополя в период действия права Украины, не отнесены статьей 12 Закона № 6-ФКЗ к категории документов, которые действуют без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя. В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Присвоение, изменение и аннулирование адресов», утвержденным приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 12.09.2018 № 115 подпунктом 2 пункта 2.9.1 подраздела 2.9 раздела II Административного регламента, заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются физические или юридические лица, являющиеся собственниками объекта адресации, либо обладающие одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с разделом III Административного регламента установлено, что предоставление государственной услуги включает в себя выполнение административных процедур (действий): 1) Прием и регистрация документов, представленных для получения государственной услуги; 2) формирование и направление межведомственных запросов в органы и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги; 3) оценка документов, представленных для получения государственной услуги; 4) принятие решения о предоставлении государственной услуги либо об отказе в предоставлении государственной услуги; 5) выдача заявителю результата предоставления государственной услуги и др. Как следует из материалов дела, административным истцом при подаче заявления были предоставлены все необходимые документы для получения государственной услуги, а именно копия паспорта, копия выписки из ЕГРН, копия распоряжения № от 02.12.2016 о присвоении адреса земельному участку. Согласно кадастровой выписки право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес> зарегистрировано 11.02.2019. Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса). При рассмотрении дел об обжаловании решений органов государственной власти, суд не вправе ограничивается формальным установлением обстоятельств, акт органа публичной власти подлежит оценке на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял этот акт. При этом, решение органа государственной власти должно быть четким, понятным, конкретным, не допускать двусмысленности, мотивированным. Таким образом, отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в предоставлении государственной услуги от 06.03.2019, не отвечает требованиям закона. Из представленных доказательств и установленных обстоятельств по делу усматривается, что административным ответчиком отказано в предоставлении государственной услуги административному истцу без надлежащего обоснования на то причин, не учтено то, что истец является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома. То есть, административным ответчиком вопреки положениям части 11 статьи 226 КАС РФ не доказаны обстоятельства, указанные в пунктах 3, 4 части 9 настоящей статьи. При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным отказа в получении государственной услуги и обязании совершить определенные действия удовлетворить. Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 06 марта 2019 года № в предоставлении государственной услуги по заявлению ФИО1 от 09.02.2019. Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 09.02.2019. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья Н.В. Милошенко Решение суда в окончательной форме составлено 13.05.2019. |