ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-860/19 от 19.06.2019 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-860/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июня 2019 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего Сандановой Д.Б. при секретаре Кручина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите административное дело по административному иску Евликовой Н. Г. к Управлению Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании предписания №80 от 22.02.2018г. об устранении нарушения земельного законодательства незаконным (недействительным), взыскании судебных расходов

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующее:

24 июля 2018г. по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной с 12.07.2018г. по 08.08.2018г. государственным инспектором по использованию и охране земель Сукачевой Т.П. в отношении Евликовой Н.Г. было вынесено предписание №296/2 об устранении нарушения земельного законодательства РФ. Данным предписанием на истца возложена обязанность произвести следующие действия: устранить нарушения: в срок до 24.01.2019г. привести вид разрешенного использования земельного участка <адрес> в соответствии с фактическим использованием либо осуществлять использование земельного участка в соответствии с целевым назначением согласно сведениям ЕГРН.

22.02.2019г. по результатам внеплановой выездной проверки с 13.02.2019г. по 13.03.2019г. государственным инспектором по использованию и охране земель Сукачевой Т.П. в отношении Евликовой Н.Г. было вынесено предписание №80 об устранении нарушения земельного законодательства РФ.

Данным предписанием на истца возложена обязанность произвести следующие действия: устранить нарушения: в срок до 22.08.2019г. привести вид разрешенного использования земельного участка <адрес> в соответствии с фактическим использованием либо осуществлять использование земельного участка в соответствии с целевым назначением согласно сведениям ЕГРН. Указанный ненормативный акт вышестоящему должностному лицу, органу не обжаловался. Предписание №80 от 22.02.2019г. считает незаконным и подлежащим отмене.

Истец имеет в собственности часть жилого дома общей площадью 28.5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>,. являющейся частью вышеуказанного жилого дома общей площадью 48.4 по тому же адресу. Какие-либо ограничения относительно вида предпринимательской деятельности не установлены, кроме размещения в жилых помещениях промышленных производств.

Истец имеет в собственности земельный участок <адрес>, категория земель: земли особоохраняемых территорий и объектов - для ведения личного подсобного хозяйства площадью 658 кв.м. На территории данного участка размещены жилой дом, частью которого является магазин, т.е. вид разрешенного использования земельного участка соответствует фактическому использованию.

Просит признать предписание Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании предписания №80 от 22.02.2018г. об устранении нарушения земельного законодательства незаконным ( недействительным), взыскать судебные расходы.

В судебном заседании представитель административного истца Бянкина К.М. иск поддержала.

Представитель Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю Давыдова А.В. иск не признала.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица государственным инспектором по использованию и охране земель Сукачева Т.П. суду пояснила, что считает выданное предписание законным.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из п. 1 ст. 71 ЗК РФ, государственный земельный надзор предполагает деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 2 января 2015 года N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами. Согласно пункту 3 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. В соответствии с п.5 ст. 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства РФ (п.1); осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (пункт 4), выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пункт 5).

Согласно пункту 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, в случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований гражданину, в отношении которого проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю (п. 103).

В соответствии с положениями п. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий;2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения;4) историко-культурного назначения;5) особо ценные земли. В силу предписаний п. 6 той же статьи земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

В силу п. 5 той же статьи на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

В соответствии с абзацами вторым, третьим пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.

Материалами дела подтверждается, что Евликова Н.Г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов -для ведения личного подсобного хозйства, площадью 658 кв.м., части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, магазина, площадью 48,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Право собственности истицы на указанное недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке, что следует из представленных свидетельств о регистрации права от 26.08.2008г.

Земельный участок состоит на кадастровом учете, границы участка определены.

Из ответа администрации МР «Читинский район" от 25.07.2018г. следует, что Правила землепользования и застройки сельского поселения «Арахлейское» утверждены Советом МР «Читинский район»

Земельный участок, местоположение которого определено как <адрес> расположен согласно градостроительного регламента в составе зон рекреационного назначения.

Распоряжением руководителя Управления Росреестра от 4.02.2019г. №1-80-р назначена проверка Евликовой Н.Г. с целью проверки соблюдения земельного законодательства Евликовой Н.Г. при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Как следует из материалов дела, 22 февраля 2019г. проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 75:22:610101:410 расположенного по вышеуказанному адресу. Результаты обследования оформлены актом проверки №80 от 22.02.2019г. В акте указано, что земельный участок используется не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенного использования в нарушение ст. 42 ЗК РФ, на земельном участке расположено здание, в котором располагается магазин «Удача», что подтверждается фототаблицами.

По результатам проверки вынесено оспариваемое предписание №80 от 22.02.2019г. согласно которого, предписано Евликовой Н.Г. в срок до 22.08.2019г. устранить нарушения земельного законодательства: привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:22:610101:410 в соответствии с фактическим использованием либо осуществить использование указанного выше участка в соответствии с целевым назначением согласно сведениям ЕГРН.

Судом установлено, что ранее по итогам обследования 27.06.2018г. были также выявлены признаки нарушения заявителем требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Земельный участок огорожен, на участке расположен магазин Удача».

Евликова Н.Г. была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, что подтверждается вступившим в законную силу постановлением должностного лица о назначении Евликовой Н.Г. административного штрафа в размере 10 000 руб.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что основания для вынесения оспариваемого предписания имелись, порядок вынесения предписания не нарушен, предписания вынесены в пределах компетенции должностного лица и по результатам выездной проверки. Исходя из вышеизложенного, составление акта и вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Управления Росреестра по Пензенской области, предписание выдано уполномоченным лицом, порядок проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства, не нарушен.

Доводы представителя истца о том, что Евликова Н.Г. вправе использовать часть жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности под магазин правового значения не имеет.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.18о КАС РФ суд

решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий: Подпись Санданова Д.Б.