ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-860/2016 от 19.12.2016 Чкаловского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-860/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чкаловск 19 декабря 2016 года

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Звягенцева С.Н., при секретаре судебного заседания Шимченко М.П., с участием административного истца прокурора в интересах ФИО1 в лице помощника прокурора Чкаловского района Нижегородской области Рябковой Н.А., представителя административного ответчика Кузнецовского МУП ЖКХ г.о.г. Чкаловск – ФИО2 (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах ФИО1 к Кузнецовскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Чкаловск Нижегородской области о признании действия по взиманию платы за коммунальные услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента неправомерным, и взыскании денежных средств, уплаченных в качестве повышающих коэффициентов,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально прокурор Чкаловского района Нижегородской области обратился в суд с административным иском в интересах ФИО1 к Кузнецовскому МУП ЖКХ г.о.г. Чкаловск о признании действия по взиманию с ФИО1 платы за коммунальные услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента за период с <дата> по <дата> неправомерным, взыскании в пользу ФИО1 денежных средств в размере <данные изъяты>, уплаченных в указанный период в качестве повышающих коэффициентов, указав в обоснование административного иска, что в прокуратуру Чкаловского района обратилась ФИО1 с заявлением об обращении в суд с исковым заявлением в ее интересах о взыскании с Кузнецовского МУП ЖКХ денежных средств, оплаченных в виде повышающих коэффициентов по отоплению за период с <дата> по <дата> Прокуратурой Чкаловского района в <дата> проведена проверка по коллективному обращению жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, о законности применения Кузнецовским МУП ЖКХ повышающих коэффициентов при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению, в ходе которой в деятельности муниципального унитарного предприятия выявлены нарушения законодательства, регулирующего начисление платы за коммунальную услугу по отоплению.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 № 306 утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 3 которых нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.12.2014 года № 908 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области» с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.03.2015 года № 180, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, в том числе нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета на территории Чкаловского муниципального района Нижегородской области в отопительный период с учетом повышающих коэффициентов для многоквартирных и жилых домов при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета, согласно приложению к настоящему постановлению.

Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме определяется в ходе обследования исходя из критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 627.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, форма и порядок заполнения которого также утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627 (пункт 6 Критериев).

В соответствии с Правилами № 306 повышающие коэффициенты действуют с 01.01.2015 года.

Пунктом 4 Постановления Правительства Нижегородской области от 31.03.2015 года № 180 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области» от 31.03.2015 года также предусмотрено, что действие подпункта 3.1 пункта 3 настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

До <дата> управление многоквартирным домом <адрес> осуществляло Кузнецовское МУП ЖКХ. С <дата> Кузнецовское МУП ЖКХ при расчетах размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяло повышающие коэффициенты. Акт наличия технической возможности установки коллективного прибора учета тепловой энергии в вышеуказанном многоквартирном доме комиссией составлен <дата>, в связи с чем именно с указанного периода у теплоснабжающей организации возникло право на взимание платежей за отопление с учетом повышающего коэффициента. Между тем, Кузнецовское МУП ЖКХ, предоставляющее услуги по теплоснабжению вышеуказанному многоквартирному жилому дому в отсутствие документального подтверждения наличия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии с <дата> осуществляло начисление платы за тепловую энергию с учетом повышающего коэффициента.

Таким образом, действия Кузнецовского МУП ЖКХ по взиманию повышающего коэффициента к оплате за тепловую энергию с <дата> по <дата> незаконны, поскольку плата взималась в отсутствие документального подтверждения наличия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Действия Кузнецовского МУП ЖКХ по взиманию повышающего коэффициента к оплате к оплате за тепловую энергию с <дата> по <дата> также незаконны, поскольку в данный период Кузнецовское МУП ЖКХ в нарушение требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при наличии технической возможности для установки коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии в многоквартирном доме <адрес> его не установило; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома не разрабатывались и до сведения собственников помещений в многоквартирном доме не доводились.

Согласно квитанциям на оплату ЖКХ ФИО1 в период с <дата> по <дата> внесена плата в Кузнецовское МУП ЖКХ в качестве повышающего коэффициента за отопление в сумме <данные изъяты>, что подтверждается представленными копиями квитанций об оплате ЖКУ и расчетом.

Взимание Кузнецовским МУП ЖКХ с ФИО1 платы за коммунальную услугу по отоплению за период с <дата> по <дата> с применением повышающего коэффициента нарушает права ФИО1 на правильное начисление платы за коммунальные услуги.

В судебном заседании помощник прокурора Чкаловского района Нижегородской области Рябкова Н.А. обратилась с заявлением об уменьшении заявленных административных исковых требований и просила признать неправомерным действие Кузнецовского МУП ЖКХ г.о.г. Чкаловск по взиманию с ФИО1 платы за коммунальные услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента за период с <дата> по <дата>, взыскать в пользу ФИО1 денежные средства в размере <данные изъяты>, уплаченные в указанный период в качестве повышающих коэффициентов.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании не участвовала, обратившись с заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, настаивая на административных исковых требованиях с учетом их уменьшения.

Представитель административного ответчика Кузнецовского МУП ЖКХ г.о.г. Чкаловск – ФИО2, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании административные исковые требования прокурора с учетом их уменьшения, а именно о признании неправомерным действия Кузнецовского МУП ЖКХ г.о.г. Чкаловск по взиманию с ФИО1 платы за коммунальные услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента за период с <дата> по <дата>, взыскании в пользу ФИО1 денежных средств в размере <данные изъяты>, уплаченных в указанный период в качестве повышающих коэффициентов признала полностью, указав, что признание административного иска заявлено добровольно, без принуждения, последствия признания иска в соответствии со ст. ст. 46 и 157 КАС РФ известны и понятны.

На основании ч.ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично, суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд приходит к выводу, что признание административного иска административным ответчиком, с учетом уменьшения требований прокурором, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 г. № 306 утвердило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее Правила), в соответствии с пунктом 3 которых нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.12.2014 года № 908 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области» (в ред. Постановления Правительства Нижегородской области от 31.03.2015 года № 180), утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, в том числе нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии приборов учета на территории Чкаловского муниципального района Нижегородской области в отопительный период с учетом повышающих коэффициентов для многоквартирных и жилых домов при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета, согласно приложению к настоящему постановлению.

Приведенные нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению согласуются с положениями вышеназванных Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306.

Так, пунктом 18(1) Приложения № 1 Правил (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) предусмотрено применение повышающих коэффициентов при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета. Повышающие коэффициенты составляют:

с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;

с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. -1,2;

с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;

с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;

с 2017 года - 1,6.

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 19.12.2014 года № 908 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях с учетом повышающего коэффициента при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме на территории Чкаловского муниципального района Нижегородской области (Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме) в месяц календарного года (12 месяцев):

с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. – 0,02200;

с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. – 0,02400;

с 1 января 2016 г. по 30 июня 2015 г. – 0,02800.

Согласно п. 3.1 Постановления Правительства Нижегородской области от 19.12.2014 года № 908 нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, указанные в таблицах 2 приложений 1 - 49 к настоящему постановлению, применяются при наличии технической возможности установки приборов учета в многоквартирных и жилых домах, зафиксированной в акте обследования установленной формы.

Исходя из приведенных правовых норм, можно сделать вывод о том, что определение норматива с учетом повышающего коэффициента обусловлено отсутствием коллективных (общедомовых) приборов учета, но при наличии технической возможности их установки.

Согласно положениям частей 5, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.07.2012 обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов возлагалась на собственников помещений таких домов. При невыполнении данных требований Закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет собственников, не исполнивших в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета.

Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме определяется в ходе обследования исходя из критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 627.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, форма и порядок заполнения которого также утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 627 (пункт 6 Критериев).

В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений), повышающие коэффициенты действуют с 01.01.2015 года.

С <дата> Кузнецовское МУП ЖКХ при расчетах размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяло повышающие коэффициенты. Акт наличия технической возможности установки коллективного прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, управление которым до <дата> осуществляло Кузнецовское МУП ЖКХ, комиссией составлен <дата>, в связи с чем именно с указанного периода у теплоснабжающей организации возникло право на взимание платежей за отопление с учетом повышающего коэффициента. Между тем, Кузнецовское МУП ЖКХ, предоставляющее услуги по теплоснабжению вышеуказанному многоквартирному жилому дому в отсутствие документального подтверждения наличия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии с <дата> осуществляло начисление платы за тепловую энергию с учетом повышающего коэффициента.

Таким образом, действия Кузнецовского МУП ЖКХ по взиманию повышающего коэффициента к оплате за тепловую энергию с <дата> по <дата> незаконны, поскольку плата взималась в отсутствие документального подтверждения наличия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Признание административного иска заявлено административным ответчиком добровольно без какого-либо принуждения, а поэтому принимается судом. Последствия признания административного иска административному ответчику известны и понятны.

Поскольку Кодекс административного производства Российской Федерации не определяет, какое правовое последствие должно наступить в случае принятия признания административного иска судом, суд полагает, что в данном случае в соответствии с ч. 4 ст. 2 КАС РФ возможно применить норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а именно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, в соответствии с которой при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, а также ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в соответствии с которой в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом, с указанием мотивов правомерности признания ответчиком иска.

Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При разрешении вопроса о взыскании государственной пошлины суд считает необходимым взыскать её с административного ответчика в доход федерального бюджета, поскольку в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В силу подпункта 1 п. 1 указанной статьи при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска до 20 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 4 процентов цены иска, но не менее 400 рублей.

Поскольку административный иск удовлетворен в размере 503 рубля 40 копеек, суд считает необходимым взыскать с Кузнецовского МУП ЖКХ в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах ФИО1 к Кузнецовскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Чкаловск Нижегородской области – удовлетворить.

Признать незаконными действия Кузнецовского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Чкаловск Нижегородской области по взиманию с ФИО1 платы за коммунальные услуги по отоплению с применением повышающего коэффициента за период с <дата> по <дата>

Взыскать с Кузнецовского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Чкаловск Нижегородской области в пользу ФИО1 503 (пятьсот три) рубля 40 копеек, уплаченные в качестве повышающих коэффициентов за коммунальные услуги по отоплению за период с <дата> по <дата>

Взыскать с Кузнецовского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Чкаловск Нижегородской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.Н. Звягенцев. Решение не вступило в законную силу.