Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
16 июля 2018 года г.Тулун
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Ларионове А.С., с участием представителя административного истца старшего помощника Тулунской межрайонной прокуратуры прокурора Егоровой М.В., представителя административного ответчика администрации Афанасьевского сельского поселении главы администрации ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-861/2018 по административному исковому заявлению административного истца Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Афанасьевского сельского поселения об обязании разработать проект программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения
установил
Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации Афанасьевского сельского поселения, указывая в обоснование, что прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением градостроительного законодательства, с учетом информации Службы архитектуры Иркутской области в Афанасьевском сельском поселении выявлены нарушения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ), Федерального закона (ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Так, до настоящего времени не разработана и не принята программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения.
Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от ...... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями, в том числе, по разработке и утверждению программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены в п. 8 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии с ч. 5 ст. 26 ГрК РФ реализация генерального плана поселения осуществляется путем выполнения мероприятий, которые, в том числе, предусмотрены программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселении.
В силу требований ч. 5.1 и 5.2 ст. 26 ГрК РФ программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются органами местного самоуправления поселений и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений и содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами.
Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения (п. 28 ст. 1 ГрК РФ).
Во исполнение п. 4.1 ст. 6 ГрК РФ постановлением Правительства РФ от ......*** утверждены Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - Требования).
Пунктом 6 указанных Требований установлено, что программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.
Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.
Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам.
Программы социальной инфраструктуры в силу п. 7 Требований включают в себя: а) паспорт; б) характеристику существующего состояния социальной инфраструктуры; в) перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей; г) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа; д) целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры); е) оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа; ж) предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.
Генеральный план Афанасьевского муниципального образования **** утвержден решением Думы Афанасьевского сельского поселения от ......***.
В нарушение вышеуказанных требований градостроительного законодательства на территории поселения программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения не разработана и не утверждена в установленных законом порядках, что препятствует реализации утвержденного генерального плана поселения и развитию муниципального образования.
Данный факт подтверждается письменным ответом главы Афанасьевского МО.
Администрация МО, являясь исполнительным органом местного самоуправления, была обязана принять необходимые меры для проведения работ по подготовке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, но возложенные на нее законом обязанности не выполнила.
Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые проживают на территории Афанасьевского сельского поселения установить невозможно, согласно конституционному праву граждан РФ на свободу передвижения и выбору места жительства.
Пункт 1 ст. 12 ФЗ от ......*** «О муниципальной службе в Российской Федерации» одной из главных обязанностей органов местного самоуправления при осуществлении своих полномочий определяет соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, и обеспечение их исполнения.
Одним из способов защиты прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре, ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. ст. 27, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 39, 125, 126 КАС РФ, просит суд обязать администрацию Афанасьевского сельского поселения разработать проект программы комплексного развития социальной инфраструктуры Афанасьевского сельского поселения и представить ее в Думу Афанасьевского сельского поселения для утверждения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Егорова М.В. требования административного иска поддерживает по доводам, изложенным в нем, просит суд удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Афанасьевского сельского поселения глава поселения ФИО1 в судебном заседании исковые требования признает.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, учитывая признание искам административным ответчиком и принятие его судом, суд приходит к следующему.
В силу требований ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично, часть 3.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц, часть 5.
Прокурор обратился в суд с иском в силу ст. 39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от ...... №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждении программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, требованиям к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены в п. 8 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ.
Понятие программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, а также некоторые положения, касающиеся ее разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе РФ.
Согласно ч. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
В силу ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.
В настоящее время требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений установлены в Постановлении Правительства РФ от ......***.
Как указано в ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения должна быть разработана органом местного самоуправления и утверждена им в 6 месячный срок с даты утверждения Генерального плана поселения.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ от ...... № 456-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
Административный ответчик является исполнительно - распорядительным органом Муниципального образования Афанасьевского сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, переданных органам местного самоуправления сельских поселений Законам Иркутской области № 96-оз от 02.11.2015 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения», и закрепленным в уставе МО Афанасьевского сельского поселения.
Судом установлено, что администрацией МО Афанасьевского сельского поселения разработан и принят Генеральный план сельского поселения, в целях реализации которого в соответствии с приведенным выше законодательством принимаются различные программы, в том числе программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения.
Согласно объяснению главы администрации МО Афанасьевского сельского поселения от ...... на имя прокурора программа комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения не разработана и не принята, проект находится в стадии разработки.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том что, несмотря на то, что законом полномочия по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселения, они в свою очередь, администрацией МО Афанасьевского сельского поселения не реализуются и не исполняются, до настоящего времени администрацией не разработана и не утверждена данная программа, что, по мнению суда, свидетельствует о бездействии со стороны администрации. Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие администрации сельского поселения нашло свое подтверждение.
Не выполнение администрацией МО Афанасьевского сельского поселения действий по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, поскольку при отсутствии такой программы невозможно обеспечить безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения, доступность объектов социальной инфраструктуры поселения, обеспечение населения в необходимых объектах местного значения поселения в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры.
Отсутствие возможности решать вопросы местного значения, принимая для этого все зависящие от администрации МО Афанасьевского сельского поселения меры, из материалов дела не усматривается.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Следовательно, административный ответчик обязан исполнить указанную обязанность, установленную законом.
В соответствии со ст. 227 ч. 3 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах суд находит требования административного иска подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л
Требования административного иска Тулунского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Обязать администрацию Афанасьевского сельского поселения разработать проект программы комплексного развития социальной инфраструктуры Афанасьевского сельского поселения и представить ее в Думу Афанасьевского сельского поселения для утверждения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.
Судья Н.А. Рыжова