ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-861/2016 от 08.06.2016 Курганинского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-861/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2016 года город Курганинск

Курганинский районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего Баешко Д.А.,

при секретаре Фатеевой И.М.,

с участием

представителя административного истца ФИО8,

представителя административных ответчиков ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное делопо административному исковому заявлению Администрации муниципального образования Курганинский район к судебному приставу-исполнителю Курганинского районного отдела управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО10, Курганинскому районному отделу управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО Курганинский район обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Курганинского районного отдела управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО10, Курганинскому районному отделу управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование иска административный истец указал, что 18 сентября 2015 года судебным приставом исполнителем Курганинского районного отдела управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО11 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства . Предмет исполнения: «Обязать предоставить за счет средств краевого бюджета благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма, по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных норм ФИО6». Данное постановление поступило в администрацию муниципального образования Курганинский район 22 сентября 2015 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции на реестре отправки исходящей корреспонденции. Пунктом 2 данного постановления установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления. Письмом от 29 сентября 2015 года «Об отложении исполнительных действий» администрация муниципального образования Курганинский район просила отложить исполнительные действия на десять дней по исполнительному производству . О результатах рассмотрения данного письма просили сообщить в администрацию муниципального образования Курганинский район.28 сентября 2015 года администрация муниципального образования Курганинский район обратилась в Курганинский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта по делу № 2-977/2015. Определением Курганинского районного суда от 12 октября 2015 года администрации муниципального образования Курганинский район предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 31 декабря 2015 года. 12 января 2016 года администрация муниципального образования Курганинский район обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу № 2-977/2015 до 31 декабря 2016 года. Определением Курганинского районного суда от 1 февраля 2016 года администрации муниципального образования Курганинский район предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 1 июля 2016 года. 11 января 2016 года судебным приставом исполнителем Курганинского районного отдела управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО11 вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования Курганинский район исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Данное постановление поступило в администрацию муниципального образования Курганинский район 13 января 2016 года. Однако, исполнение исполнительного документа в указанные сроки (пять дней), не представляется возможным, так в 2015 году администрацией муниципального образования Курганинский район лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей была предоставлена 51 квартира. Вместе с тем, ФИО6 жилое помещение в 2015 году не предоставлено, так как предоставление жилых помещений осуществляется администрацией муниципального образования Курганинский район на основании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в муниципальном образовании Курганинский район Краснодарского края в 2015 году, предоставляемого министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края.

Решением от 08 июля 2015 года суд обязал министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края принять меры, направленные на выделение субвенций из средств соответствующего бюджета (Краснодарского края) муниципальному образованию Курганинский район для приобретения жилых помещений ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени сведений из министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края о выделении субвенции на приобретение жилья ФИО6 не поступало, а приобретение жилья детям-сиротам за счет средств бюджета муниципального образования Курганинский район произвести невозможно в силу Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», предусматривающего, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 Закона Краснодарского края № 805-КЗ, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. В данной ситуации вина администрации муниципального образования Курганинский район отсутствует, поскольку администрацией муниципального образования Курганинский район принимались меры, направленные на исполнение судебного акта. Администрацией муниципального образования Курганинский район неоднократно запрашивались в министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края списки лиц, подлежащих обеспечению жильем, однако в предоставленных списках ФИО6 отсутствовал. Так, в июле и декабре 2015 года администрация муниципального образования Курганинский район направляла в министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края письма о направлении списков лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Курганинский район. В предоставленных министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края списках детей-сирот ФИО6 отсутствовал. В декабре 2015 года администрацией муниципального образования Курганинский район на имя заместителя министра социального развития и семейной политики Краснодарского края ФИО12 и министра социального развития и семейной политики Краснодарского края ФИО13 направлялась информация о неисполненных решениях суда, обязывающих предоставить жилье детям-сиротам с просьбой выделения денежных средств для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. В январе 2016 года администрация муниципального образования Курганинский район обратилась в министерство труда и социального развития Краснодарского края с письмом о выделении денежных средств для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Курганинского районного суда об обеспечении жилыми помещениями, и которые не исполнены. Согласно письма министерства труда и социального развития Краснодарского края от 08 февраля 2016 года жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются, исходя из даты включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который ведется министерством труда и социального развития Краснодарского края, по мере приобретения жилых помещений. Согласно информации предоставленной отделом по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Курганинский район денежные средства субсидии на приобретение жилых помещений детям-сиротам не поступали. В связи с чем, просят освободить администрацию муниципального образования Курганинский район от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя Курганинского районного отдела управления Федеральной службы по Краснодарскому краю ФИО11 от 11 января 2016 года по исполнительному производству № 27803/15/23047-ИП.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО8, действующий на основании доверенности, требования, изложенные в исковом заявлении подержал и просил их удовлетворить полностью, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административных ответчиков ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению.

К такому выводу, суд приходит в силу следующих положений:

В соответствии с п. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор согласно п. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001г. № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50, при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Судом установлено, что решением Курганинского районного суда Краснодарского края от 08.07.2015 года были удовлетворены исковые требования прокурора Курганинского района в интересах ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3ФИО7ФИО5 к Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края и администрации муниципального образования Курганинский район Краснодарского края об обязании обеспечения жилым помещением, которое вступило в законную силу 10.08.2015 года.

Данным решением суда на Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края возложена обязанность принять меры, направленные на выделение субвенции из средств соответствующего бюджета (Краснодарского края) муниципальному образованию Курганинский район для приобретения жилого помещения ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3ФИО7ФИО5, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на администрацию муниципального образования Курганинский район Краснодарского края возложена обязанность по предоставлению ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3ФИО7ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных норм, за счет средств краевого бюджета.

Как следует из материалов дела, 18.09.2015 года на основании исполнительного листа от 14.09.2015 года, выданного Курганинским районным судом Краснодарского края, судебным приставом-исполнителем Курганинского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю было возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации МО по Курганинскому району. Администрации МО Курганинский район предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда.

Согласно копии письма от 29 сентября 2015 года «Об отложении исполнительных действий», адресованному судебному приставу-исполнителю Курганинского РОУФССП по Краснодарскому краю, администрация муниципального образования Курганинский район просила отложить исполнительные действия на десять дней по исполнительному производству .

Как следует из материалов дела, 28.09.2015 года администрация МО Курганинский район обратилась в Курганинский районный суд Краснодарского края с заявлением об отсрочке исполнения решения Курганинского районного суда Краснодарского края от 08.07.2015 года.

Определением Курганинского районного суда от 12 октября 2015 года администрации муниципального образования Курганинский район предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 31 декабря 2015 года.

12 января 2016 года администрация муниципального образования Курганинский район обратилась в Курганинский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу до 31 декабря 2016 года.

Определением Курганинского районного суда от 1 февраля 2016 года администрации муниципального образования Курганинский район предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 1 июля 2016 года.

11 января 2016 года судебным приставом исполнителем Курганинского районного отдела управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО11 вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования Курганинский район исполнительского сбора в размере 50000 рублей за неисполнение по неуважительной причине в добровольном порядке решения суда.

Согласно пояснений представителя административного истца, в 2015 году администрацией муниципального образования Курганинский район лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей была предоставлена 51 квартира. ФИО6 жилое помещение в 2015 году не предоставлено, так как предоставление жилых помещений осуществляется администрацией муниципального образования Курганинский район на основании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в муниципальном образовании Курганинский район Краснодарского края в 2015 году, предоставляемого министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края. В июле и декабре 2015 года администрация муниципального образования Курганинский район направляла в министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края письма о направлении списков лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Курганинский район. В предоставленных министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края списках детей-сирот ФИО6 отсутствовал. Таким образом, исполнение исполнительного документа в указанные сроки, не представляется возможным.

В декабре 2015 года администрацией муниципального образования Курганинский район на имя заместителя министра социального развития и семейной политики Краснодарского края ФИО12 и министра социального развития и семейной политики Краснодарского края ФИО13 направлялась информация о неисполненных решениях суда, обязывающих предоставить жилье детям-сиротам с просьбой выделения денежных средств для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

В январе 2016 года администрация муниципального образования Курганинский район обратилась в министерство труда и социального развития Краснодарского края с письмом о выделении денежных средств для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Курганинского районного суда об обеспечении жилыми помещениями, и которые не исполнены.

Согласно письма министерства труда и социального развития Краснодарского края от 08 февраля 2016 года жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются, исходя из даты включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который ведется министерством труда и социального развития Краснодарского края, по мере приобретения жилых помещений.

Согласно письма от 18.05.2016 года, предоставленного отделом по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Курганинский район денежные средства субсидии на приобретение жилых помещений детям-сиротам не поступали.

До настоящего времени решение Курганинского районного суда от 08.07.2015 года не исполнено, жилое помещение ФИО6 не предоставлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает, что поскольку меры для исполнения решения Курганинского районного суда от 08.07.2015 года предпринимались должником администрацией МО Курганинский район, и в срок для добровольного исполнения решения суда решение исполнено не было, оснований для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора не имеется.

Однако имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора, поскольку, как следует из доводов заявления и материалов дела, администрация МО Курганинский район с момента вступления решения в законную силу сразу стала предпринимать меры для исполнения данного решения суда.

С учетом положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд находит возможным снизить определенный судебным приставом-исполнителем исполнительский сбор до 37500 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации муниципального образования Курганинский район к судебному приставу-исполнителю Курганинского районного отдела управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО10, Курганинскому районному отделу управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора взысканного с Администрации муниципального образования Курганинский район постановлением судебного пристава-исполнителя Курганинского районного отдела управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю ФИО11 от 11 января 2016 года до 37500 рублей.

В остальной части административного иска - отказать.

Копии решения суда выслать лицам, участвующим в деле, не позднее чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения суда), а именно с 10 июня 2016 года.

Судья Д.А. Баешко