Дело № 2а-861\2019 14 мая 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Курочкиной В.П.,
при секретаре Чиркуновой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании незаконными отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях,
У с т а н о в и л:
ФИО1, <данные изъяты>, обратились в Петродворрцовый районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании незаконными отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д.24-26).
В обоснование заявленных требований ссылались на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал в удовлетворении заявления, ссылаясь на обеспеченность административных истцов жилой площадью по месту регистрации.
Решение администрации района считают незаконным, полагают, что основания для отказа в удовлетворении заявления отсутствуют.
Истцы зарегистрированы на жилой площади, принадлежащей на праве собственности <данные изъяты> (л.д.24-26).
В судебном заседании ФИО1 поддержала административные исковые требования, подтвердила изложенные в административном иске обстоятельства. Пояснила, что из спорной квартиры выехала в 2012 году, брак с ФИО2 расторгнут в 2013 году, однако до 2016 года они проживали совместно. <данные изъяты>
Представитель администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга по доверенности ФИО3 с административным иском не согласна, поддержала доводы, изложенные в отзыве (л.д.32-33).
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, находит требования не обоснованными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.39), в 2-х комнатной квартире общей площадью 50,60 кв.м.
<данные изъяты>
Квартира принадлежит на праве собственности ФИО4 на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.
Брак между ФИО1 и ФИО2 прекращен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47).
ДД.ММ.ГГГГ истица через МФЦ обратилась в администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д.36-38).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15) администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга отказала в удовлетворении заявления, со ссылкой на ст.54 ЖК РФ, в соответствии с которой жилищная обеспеченность по адресу регистрации истцов превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную ст.3 Закона С-Пб от 30.06.2005 года № 407-65 «О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (9 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека).
Кроме того, имеется ссылка на не предоставление документов, содержащих сведения о доходах за 12 месяцев.
Согласно части 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 7 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента по предоставлению администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 30 августа 2012 года № 766-р, государственная услуга по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляется администрациями районов.
Согласно положениям действующего законодательства, в частности положениями Жилищного кодекса РФ, Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 5 статьи 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
На основании пункта 4 указанной статьи с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела следует, что квартира <адрес> имеет общую площадь 50,60 кв.м. В квартире зарегистрированы по месту жительства 5 человек, на каждого приходится по 10,12 кв.м.
Истица вселена в квартиру по выше названному адресу с соблюдением положений о регистрации, в качестве жены члена семьи собственника жилого помещения, в связи с вступлением в брак с ФИО2 Дети супругов ФИО5 также зарегистрированы в квартире с родителями.
Таким образом, ФИО1 приобрела право пользования спорной квартирой, составляла единую семью с собственником жилого помещения. Доказательств, что при вселении между ними имелось иное соглашение о порядке пользования квартирой, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, у суда нет оснований для вывода о занятии жилого помещения разными семьями. Доводы о том, что административный истец не составляла с собственником жилого помещения единой семьи, ничем не подтверждены.
Как разъяснил Пленум Верховного суда РФ в п. 11 Постановления от 02.07.2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Понятие «другие родственники» объединяет под собой лиц, связанных с собственником жилого помещения узами родства, за исключением детей и родителей, относящихся к лицам первой категории - бабушка, дедушка, внуки, братья и сестры, не исключая при этом, что, помимо названных, существуют и другие родственники.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. «а» п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется.
<данные изъяты>
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 указанного Постановления, учитывая положения ч.1 ст.31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (ст.67 ГПК РФ).
Суд учитывает, что административные истцы вселены в квартиру в качестве члена семьи собственника жилого помещения. В смысле требований жилищного права существенное значение играет правовая связь, сложившаяся изначально между вселившимися в квартиру лицами, но не эмоциональные отношения между проживающими в квартире лицами.
Расторжение брака между Вершинскими, изменение между административными истцами и иными членами семьи эмоциональных отношений, фактическое проживание административных истцов на съемной жилой площади правового значения по заявленным требованиям не имеют.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для признания незаконным отказа администрации Петродворцового района в принятии административных истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, заслуживают внимания доводы представителя администрации о не предоставлении административным истцом документов, содержащих сведения о доходах, так как представленные из ООО «СТЭЛС» справки сведений о доходах не содержат (л.д.40-41).
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Административные исковые требования ФИО1 к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга об оспаривании решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признать необоснованными, в связи с чем в их удовлетворении - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2019 года.