ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-862/19 от 27.05.2019 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-862/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2019 года село ФИО1

Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Карачурина Т.Ш.,

при секретаре Зиновьевой Т.С.,

с участием:

представителя административного истца ФИО2 – ФИО3, действующей на основании ордера <...> от <...>,

представителя административного ответчика Управления Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации – ФИО4, действующего на основании доверенности № Д/К-39 от <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к Управлению Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации о признании решения незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Приволжского округа войск национальной гвардии РФ о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Приволжского округа войск национальной гвардии РФ от <...> об отказе в выдаче ФИО2 удостоверения «ветеран боевых действий», возложении обязанности выдать ФИО2 удостоверение «ветеран боевых действий», указав, что ФИО2 в период с <...> по <...> проходил срочную военную службу в войсковой части <...> г. <...> РСО-Алания. Согласно архивной справке <...> от <...>, выданной Центральным архивом войск национальной гвардии, личный состав войсковой части <...>, которая дислоцировалась в г. <...> РСО-Алания, выполняла следующие задачи: ликвидация последствий Осетино-Ингушского конфликта, в составе временной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона по обеспечению общественной безопасности и общественного порядка в районах, прилегающих к Чеченской Республике, проведение контртеррористических операций на территории Чеченской Республики. Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О ветеранах» ветеранами боевых действий считаются граждане РФ, выполнявшие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г. (ч. 3 Приложения «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ»). Поскольку с <...> г. ФИО2 проходил службу в войсковой части <...>, РСО-Алания <...>, перед которой, в том числе, стояла задача проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, административный истец обратился в Управление Приволжского округа национальной гвардии РФ с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Комиссией по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Приволжского округа войск национальной гвардии РФ ФИО2 был направлен письменный отказ в выдаче удостоверения, мотивированный тем, что нет подтверждающего факта об участии административного истца в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона. С данным решением ФИО2 не согласен. В ФЗ РФ «О ветеранах» нет юридического термина «непосредственное участие в боевых действиях», а есть понятие «лица, принимавшие участие в боевых действиях». Как следует из архивной справки <...> от <...>, выданной Центральным архивом войск национальной гвардии, войсковая часть <...> которая дислоцировалась в <...> РСО-Алания, выполняла следующие задачи: ликвидация последствий Осетино-Ингушского конфликта, в составе временной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона по обеспечению общественной безопасности и общественного порядка в районах, прилегающих к Чеченской Республике, проведение контртеррористических операций на территории Чеченской Республики. Указанные задачи ставились перед всем личным составом войсковой части, а не перед каждым военнослужащим.

В ходе судебного разбирательства в дело в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РБ.

В судебное заседание ФИО2 не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании административный иск поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что 3-месячный срок обращения в суд ФИО2 не пропущен, поскольку обжалуемый отказ административного ответчика ФИО2 лично не получал, узнал о нем в <...> г. в связи с тем, что долгое время находился на работе, которая носит разъездной характер.

Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании в удовлетворении административного иска ФИО2 просил отказать в связи с необоснованностью заявленных требований, а также в связи с пропуском административным истцом 3-месячного срока обращения в суд.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РБ в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено.

Выслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Письмом <...> от <...> Управлением Приволжского округа войск национальной гвардии ФИО2 сообщено, комиссией по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий рассмотрено заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в удовлетворении заявления административному истцу отказано.

В указанном письме административным ответчиком разъяснено, что из документов, приложенных к заявлению, следует, что ФИО2 проходил военную службу в войсковой части <...> (<...>) в период с <...> по <...> В соответствии с п. 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в войсках национальной гвардии РФ, утвержденных приказом Росгвардии от <...><...>, к заявлению прикладываются для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, записи в военных билетах, трудовых и летных книжках, архивные справки (справки), подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал. Согласно архивной справке от <...><...> по документам войсковой части <...> (<...>) нет подтверждающего факта об участии ФИО2 в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

Оснований для признания решения административного ответчика об отказе в выдаче ФИО2 удостоверения ветерана боевых действий незаконным суд не находит по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий, в частности относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (ч. 3 ст. 3 ФЗ РФ «О ветеранах»).

В соответствии с разделом III Приложения к Федеральному закону "О ветеранах" к ветеранам отнесены военнослужащие, выполнявшие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Согласно п. 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 г. № 595, вместе с заявлением о выдаче удостоверений ветерана боевых действий предоставляются для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия заявителя в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в абз. 2 п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 15.11.2011 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 3 ФЗ РФ «О ветеранах» в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан», для наделения гражданина статусом ветерана боевых действий на территории РФ необходимо два условия: 1) принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и 2) участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 г.). При соблюдении этих требований гражданин РФ приобретает статус ветерана боевых действий, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

В силу п. 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных ФЗ РФ «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда РФ от 11.10.2000 г. № 69, свидетельство о праве на льготы выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел, соответствующими органами Федеральной службы безопасности РФ по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти (с учетом п. 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к ФЗ РФ «О ветеранах», раздел III).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других лиц, названных в ФЗ РФ «О ветеранах» в боевых действиях, контртеррористических операциях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.

Таким образом, непосредственное участие административного истца в контртеррористических операциях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.

Согласно архивной справке <...> от <...>, выданной Центральным архивом войск национальной гвардии, приказом командира войсковой части <...> (<...>) от <...><...>с/ч ФИО2, прибывший из ОВК <...> РБ, зачислен в списки личного состава части с присвоением воинского звания «рядовой» и назначен стрелком учебного пункта с <...> В книге алфавитного учета военнослужащих по призыву войсковой части <...> за <...> гг. ФИО2 исключен из списков личного состава части приказом командира от <...><...>с/ч и направлен на воинский учет в ОВК <...> РБ. Войсковая часть <...> дислоцировалась в <...> РСО-Алания, личный состав части в <...> гг. выполнял задачи по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта, в составе временной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона по обеспечению общественной безопасности и общественного порядка в районах, прилегающих к Чеченской республике, в проведении контртеррористических операций на территории Чеченской республики, основание: фонд 645, историческая справка.

Вместе с тем документов о том, что персонально ФИО2 принимал участие в контртеррористических операциях на территории Чеченской республики, не представлено. Иные представленные административном истцом документы (военный билет, служебная характеристика таких сведений не содержат.

Между тем, действующим законодательством разграничены понятия «участие в контртеррористических операциях» и «выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», поэтому факт прохождения ФИО2 военной службы и выполнение задач в зоне вооруженного конфликта в составе воинской части, находящейся на территории Чеченской республики не дают ему оснований для приобретения статуса участника боевых действий.

Таким образом, в связи с отсутствием доказательств, бесспорно свидетельствующих о непосредственном личном участии ФИО2 в контртеррористических операциях, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Приволжского округа войск национальной гвардии РФ от <...> об отказе в выдаче ФИО2 удостоверения «ветеран боевых действий» и возложения обязанности выдать ФИО2 удостоверение «ветеран боевых действий».

В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В связи с тем, что административным ответчиком суду не представлено документов, содержащих сведения о дате вручения ФИО2 письма <...> от <...>, содержащего обжалуемое решение, т.е. не представляется возможным установить, когда административному истцу стало известно о предполагаемом нарушении его прав, свобод и законных интересов, суд считает, что оснований для признания ФИО2 пропустившим установленный законом 3-месячный срок обращения в суд не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Управлению Приволжского округа войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Приволжского округа войск национальной гвардии РФ от <...> об отказе в выдаче ФИО2 удостоверения «ветеран боевых действий» и возложения обязанности выдать ФИО2 удостоверение «ветеран боевых действий» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Ш. Карачурин