ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-862/2017 от 22.02.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2а - 862/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.,

при секретаре Волобуеве А.А.,

с участием представителя административного истца родовой общины коренных малочисленных народов севера «Эвэды-Октон» ФИО1, представителя административного истца Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Урикит» ФИО2, представителя административного ответчика губернатора Амурской области ФИО3, представителя заинтересованного лица Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области ФИО4, представителя заинтересованного лица министерства природных ресурсов Амурской области ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению родовой общины коренных малочисленных народов севера «Эвэды-Октон» к губернатору Амурской области о признании незаконным в части приложения № 8 постановления губернатора Амурской области от 25 июля 2016 года № 207 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области»

и административное дело по административному исковому заявлению Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Урикит» к губернатору Амурской области о призвании незаконным в части приложения № 8 постановления губернатора Амурской области от 25 июля 2016 года № 207 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области»,

УСТАНОВИЛ:

Родовая община коренных малочисленных народов Севера «Эвэды-Октон» обратилась в суд с административным исковым заявлением к губернатору Амурской области, указав, что 07 апреля 2016 года в Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области председателем родовой общин ФИО1 была подана заявка на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи. В данной заявке было указано о необходимости получения квоты на добычу кабарги в количестве 15 особей, что составляет 1,15 % от численности животных на 01 апреля 2016 года (1303 особ кабарги) по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории охотничьих угодий закрепленных по договору аренды за родовой общиной коренных малочисленных народов Севера «Эвэды-Октон». 25 июля 2016 г. № 207 было принято постановление губернатора Амурской области «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области», где в Приложении № 8 указано о выделении квоты родовой общине коренных малочисленных народов Севера «Эвэды-Октон» на добычу кабарги в количестве - 3 особей, что составляет 0,23 % от численности животных на 01 апреля 2016 года. Учитывая, что постановлением губернатора Амурской области «Об утвержден лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области» суммированный лимит добычу кабарги составил 1.22 % от общей численности 22727 особей на всей территории Амурской области, видна явная диспропорция в вопросе распределения квот среди охотпользователей. На основании изложенного, с учетом уточнений требований, просит суд признать незаконным приложение № 8 постановления губернатора Амурской области «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области» от 25 июля 2016 года № 207 в части установления квоты для РОКМИС «Эвэды-Октон» в количестве 3 (трех) особей.

Семейная (родовая) община коренных малочисленных народов Севера «Урикит» обратилась в суд с административным исковым заявлением к губернатору Амурской области, указав, что 04 апреля 2016 года в Управление по охране, контролю и регулирована использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской облав председателем общины ОМ была подана заявка на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи. В данной заявке было указано о необходимости получения квоты на добычу кабарги в количестве 14 особей, что составляет 1,37 % от численности животных на 1 апреля 2016 года (1016 особей кабарги) по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды обитания на территории охотничьих угодий закрепленных по договору аренды семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Урикит». 25 июля 2016 г. № 207 было принято постановление губернатора Амурской области «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области», где в приложении № 8 указано о выделении квоты Семейной (родовой) общине коренных малочисленных народов Севера «Урикит» на добычу кабарги в количестве - 6 особей, что составляет 0,59 % от численности животных на 01 апреля 2016 года. Учитывая, что постановлением губернатора Амурской области «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области» суммированный лимит на добычу кабарги составил 1,22 % от общей численности 22727 особей на всей территории Амурской области, видна явная диспропорция в вопросе распределения квот среди охотпользователей. На основании изложенного с учетом уточнений требований, просит суд признать незаконным приложение № 8 постановления губернатора Амурской области «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области» от 25 июля 2016 года № 207 в части установления квоты для РОКМИС «Урикит» в количестве 6 (шести) особей.

Определением суда от 30 января 2017 года административное дело № 2а-864/2017 по административному исковому заявлению родовой общины коренных малочисленных народов севера «Эвэды-Октон» к губернатору Амурской области о признании незаконным в части приложения № 8 постановления губернатора Амурской области от 25 июля 2016 года № 207 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области» и административное дело № 2а-862/2017 по административному исковому заявлению Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Урикит» к губернатору Амурской области о призвании незаконным в части приложения № 8 постановления губернатора Амурской области от 25 июля 2016 года № 207 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области», объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Представитель административного истца родовой общины коренных малочисленных народов севера «Эвэды-Октон» ФИО1 и представитель административного истца Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Урикит» ФИО2 на предъявленных требованиях настаивали, просили суд их удовлетворить, в обоснование привели те же обстоятельства, что изложены в административных исковых заявлениях.

Представитель административного истца родовой общины коренных малочисленных народов севера «Эвэды-Октон» ФИО1 дополнил, что численность кабарги значительно увеличивается. В соответствии с Федеральным законом N 209 от 24.07.2009 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 24) и Приказом «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 138 от 30.04.2010 в постановлении губернатора Амурской области при официально утверждённой численности кабарги в 22727 особей, должно быть в соответствии с нормативно закреплёнными методиками расчета квот и лимитов, назначен лимит изъятия 3-5 % от 22727, что составляет 681-1136 особей. Вместо этого был утвержден лимит 278 особей или 1,22 % от численности кабарги в Амурской области. Соответственно общине «Эвэды- Октон» была утверждена еще более низкая по сравнению с другими охотпользователями квота, при официально, на государственном уровне утвержденной и опубликованной во всех статистических данных численности кабарги в 1303 особи, вместо запрошенных в заявке 15 была выделена квота на добычу 3 особей, что составляет 0,23 % от численности. Более того, уполномоченный орган (управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области) при уменьшении квоты обязан был в трехдневный срок уведомить об этом заявителя. Этого сделано не было. Поэтому община «Эвэды-Октон» не смогла своевременно, до утверждения губернатором постановления о лимитах и квотах предъявить свои претензии и защитить права членов общины. Кроме того, из материалов ответчика следует, что квоты на добычу кабарги в период 01.08.2016 - 01.08.2017 год были утверждены на основании предложений экспертной комиссии. Между тем, как следует из приложения № 8 Постановления губернатора № 207, ответчик принял решение вопреки рекомендациям экспертной комиссии: в Приложении № 8 приведена численность не за 2013-2015 гг., а численность за 2016 год. Как в материалах ОВОС поданных на экологическую экспертизу указана численность кабарги в охотничьих угодьях, закрепленных за РО КМНС «Эвэды-Октон» за 2016 год - 1303 особи, так и в Приложении № 8 указана численность 1303 особи. Для того, чтобы «исключить численность» за 2016 год, ответчик на которого возложена функция осуществления Государственного учета и прогнозирования состояния животного мира, в соответствии ст. 14 Федерального закона от 24.04.1995 N 52 «О животном мире» должен был отдельным распоряжением отменить «необоснованно завышенные» результаты зимних маршрутных учетов 2016 года, которые проводились под контролем Управления по охране, контролю и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области. Этого не было сделано, данные по численности кабарги 2016 года в Амурской области были утверждены на федеральном уровне и опубликованы, в том числе в оспариваемом Приложения № 8. Рекомендация экспертной комиссии «Квоты по кабарге и рыси установить на основании среднестатистической за последние 3 (три) года» основывается на субъективном мнении членов комиссии и противоречат утвержденной на федеральном уровне методике определения нормативов изъятия рассчитывающей не на основании квот за прошлые годы или численности за предыдущий трехлетний период, а на данных численности на 1 апреля текущего года (в рассматриваемом случае за 2016 год). Квоты определяются на основании поданных охотпользователями заявок. Но если охотпользователь в предыдущие годы по каким-то причинам не планировал проведение охоты на тот или иной вид, и не включил его в свою заявку, то в последующем при расчете квоты на основании среднестатистической за последние три года охотпользователь получит заниженный размер квоты. В случае с РО КМНС «Эвэды-Октон», охотпользователь в 2013 году вообще не делал заявку на добычу кабарги. ОКМНС «Урикит» в своих заявках на добычу кабарги в охотничьих сезонах 2013-2015 гг. не выбирала максимально возможную квоту, ориентируясь на потребности членов общины. Таким образом, предложенная экспертной комиссией методика расчета нормативов изъятия в силу очевидных недостатков не нашла правоприменения и не закреплена ни в одном нормативном акте на территории Российской Федерации. Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного ответчика губернатора Амурской области с предъявленными административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 209-ФЗ и пункту 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2010 № 228 (далее - Приказ № 228, Порядок № 228), лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года. Согласно пунктам 9.5, 9.6, 12 Порядка № 228 лимиты добычи охотничьих ресурсов утверждаются на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы. В соответствии с пунктом 2 Требований к содержанию документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, установленных Приказом № 228, вводная часть такого документа должна содержать обоснование издания документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации, а также ссылку на реквизиты приказа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих лимиты добычи охотничьих ресурсов, об утверждении заключения экспертной комиссии. Указанные документы по настоящее время административными истцами не оспорены, равно как ими не указаны в административных исковых заявлениях основания неверности расчетов либо их несоответствие нормам федерального законодательства, а только обозначен сравнительный анализ путем сопоставления показателей квот, установленных для отдельных хозяйствующих субъектов. Также административными истцами не указано в административных исковых заявлениях, какие именно их права, свободы и законные интересы нарушены. Постановление № 207 принято с соблюдением требований, установленных Порядком № 228. В соответствии с пунктом 16 Порядка, утвержденного Приказом № 228, внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается в следующих случаях: требующих внесения изменений, не касающихся планируемого объема добычи охотничьих ресурсов; на основании судебного решения. В силу статьи 20 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира. Доводы административных истцов о нарушении Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228 (далее- Порядок № 228) в части отсутствия уведомления об уменьшении квоты, являются необоснованными. Из буквального толкования пункта 8 Порядка № 228 следует уведомление предусматривается только в двух случаях: в случае если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленном охотничьем угодье, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, либо при установлении квоты не учтено снижение численности охотничьих ресурсов относительно численности в предыдущем сезоне охоты, то уполномоченный орган субъекта Российской Федерации устанавливает квоту добычи охотничьих ресурсов в отношении этого охотничьего угодья в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, обосновывая причины такого несоответствия, о чем в трехдневный срок уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку. Между тем, окончательный лимит и квоты были определены Комиссией. В иных случаях законодательством, включая Порядок № 228, не установлена необходимость уведомлять заявителей. Оспариваемое административными истцами в части постановление губернатора Амурской области от 25.07.2016 № 207 принято с соблюдением положений Порядка № 228, предусмотренных пунктами 9-13. Административные истцы, по сути, оспаривают действия экспертной комиссии. В силу положений приложения № 1 к Правилам охоты, утвержденным приказом Минприроды России от 16.11.2010, срок охоты на кабаргу установлен с 01 ноября по 31 декабря. Поскольку в рассматриваемом случае заключение экспертизы административными истцами не оспаривалось, срок охоты на кабаргу истек, то само по себе признание недействительным постановления № 207 в части не влечет восстановления прав административных истцов. Полагает, что административными истцами выбран неверный способ защиты нарушенного права. Просит в удовлетворении административных исковых заявлений отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области с заявленными требованиями не согласился, указав, что председатели родовых общин в своих заявлениях указывают, что из всех охотпользователей, перечисленных в приложении № 8 к постановлению губернатора, только они, являясь общинами КМНС, обладают приоритетом при распределении квот на добычу охотничьих ресурсов, однако не указывает какой нормой права закреплен этот приоритет. Кроме того административные истцы не единственные представители общин КМНС, указанные в оспариваемом акте. Обосновывая свои требования тем, что квоты, установленные для них в указанном приложении, существенно ниже нормативов допустимого изъятия кабарги и ниже, чем у охотпользователей не из числа родовых общин коренных малочисленных народов севера, и считая такие квоты дискриминационными, административные истцы фактически не приводят правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Просит в удовлетворении административных исковых заявлениях отказать.

Представитель заинтересованного лица министерства природных ресурсов Амурской области с предъявленными административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что 29 апреля 2016 года в адрес министерства поступило заявление установленной формы от управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области (далее - управление, заказчик) о проведении государственной экологической экспертизы материалов по определению лимита и квот добычи охотничьих животных в период с 01.08.2016 по 31.07.2017 на территории области. Согласно п. 5 и п. 7 ст. 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона. В соответствии с требованиями действующего законодательства, в целях организации проведения экспертизы представленных на государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих животных в охотсезоне 2016-2017 годов на территории Амурской области, приказом министерства от 24.05.2016 № 77-ОД была сформирована экспертная комиссия, утвержден ее персональный состав, установлен срок проведения экспертизы. При этом, в силу требований федерального законодательства в состав экспертной комиссии министерством были привлечены специалисты, обладающие научными и практическими познаниями в сфере животного мира (биологи- охотоведы). По результатам работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы выдано заключение № 1 по рассмотрению материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих животных в охотсезоне 2016-2017 годов на территории Амурской области (далее - заключение экспертной комиссии). Приказом министерства от 27.06.2016 № 102-ОД заключение экспертной комиссии утверждено министерством. Экспертным заключением проект лимита добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2016 - 31.07.2017 годов на территории Амурской области рекомендован в соответствии с представленными заказчиком дополнительными материалами (письмо управления по охране по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области от 15.06.2016 № 01-1337) и составил для кабарги - 278 особей. Рекомендованная квота добычи кабарги для ОКМНС «Эвэды-Октон» - 3 особи. По результатам изучения материалов внештатные эксперты запрашивали у заказчика дополнительные сведения, вносили свои предложения и рекомендации, которые были учтены заказчиком экспертизы. Предложения были направлены на повышение обоснованности лимитов и квот добычи объектов животного мира с целью исключения завышения численности популяции. Согласно экспертному заключению устанавливаемые лимиты добывания всех видов животных ресурсов соответствуют нормативам допустимого изъятия, утвержденным приказом Минприроды России от 30.04.2010 № 138. Размер квоты добычи, определенный в отношении отдельных охотничьих угодий дифференцирован в зависимости от показателя численности животных на 1000 га угодий, полученного по данным учетных работ 2016 года. На сегодняшний день заключение государственной экологической экспертизы не оспаривалось и является допустимым доказательством по настоящему делу. Кроме того, признание недействительными положений постановления губернатора области приведет к отсутствию установленных квот добычи кабарги в отношении административных истцов. Министерство просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. С учетом мнения участников процесса, суд определил в порядке ст. 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Из письменного отзыва министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации следует, что проект постановления лимитов и квот добычи видов охотничьих животных на период с 01.08.2016 по 01.08.2017 на территории Амурской области (далее - Проект) был разработан, в том числе, на основании заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения. 24.06.2016 года в Минприроды России поступило письмо Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области от 14.06.2016 №01-1332 о согласовании Проекта. 30.05.2016 года Минприроды России направило поручение № 0105/15 в ФГБУ «Центрохотконтроль» о рассмотрении Проекта на соответствие действующему законодательству Российской Федерации. 05.07.2016 г. ФГБУ «Центрохотконтроль» представило заключение № 345 о соответствии Проекта. Письмом от 14.07.2016 №01-15-29/16651 Минприроды России согласовало Проект.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами «в» и «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.

Согласно части 3 статьи 24 этого же Федерального закона и пункту 3 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года N 228 (далее - Порядок принятия документа об утверждении лимита), лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий губернатором Амурской области издано постановление «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области» от 25 июля 2016 года № 207, приложение № 8 которого оспаривается административными истцами в части установления квоты для РОКМИС «Эвэды-Октон» в количестве 3 (трех) особей и РОКМИС «Урикит» в количестве 6 (шести) особей.

Лимит добычи охотничьих ресурсов в силу частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов. В документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов указываются объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов. При необходимости их пол и возраст, а также квота добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.

В соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ, пунктами 4 и 5 Порядка принятия документа об утверждении лимита юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов, которая определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов.

Квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается при отсутствии заявки (пункт 7 Порядка принятия документа об утверждении лимита).

В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия (часть 10 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ).

Для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет сбор заявок на установление квоты добычи охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи (пункты 9 и 9.1 Порядка).

Как следует из доводов председателя родовой общины коренных малочисленных народов севера «Эведы-Октон» ФИО1, согласно существующим данным, он (председатель) на условиях охотпользователя РО КМНС «Эведы-Октон» имеет право подать заявку на добывание 15 особей кабарги. Анализ исследуемых цифровых данных, представленных в документах, указывает на то, что расчет на текущий охотсезон по определению квоты на добывание кабарги для РО КМНС «Эведы-Октон» произведен не в соответствии с показателями проведения последнего послепромыслового учета (ЗМУ-2016г.), а в 5-ти кратном заниженном размере (вместо положенных 15 особей согласно заявке, выделено только 3 особи). Ссылаясь на заключение независимой судебно-биологической экспертизы проведённой Государственным сельскохозяйственным университетом им. А.А. Ежевского от 29.11.2016 года указывает, что увеличение численности кабарги отмечено по всему ареалу, в целом по Амурскому региону имеется значительный прирост поголовья – на 8770 особей. В связи с чем, процесс добывания охотничьих животных, в частности, кабарги, находится в естественной норме по Амурской области в целом. Это дает право использовать нормативы допустимого изъятия кабарги от численности животных на 1 апреля текущего года, которые согласно Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 138 от 30.04.2010 года составляют от 0 до 5 %. Данное право распространяется на всех природ пользователей, в том числе и на РО КМНС «Эведы-Октон». Полагает, что проводимые учетные работы работниками РО КМНС «Эведы-Октон» следует признать достоверными не в полном объеме выполненных работ и ввести соответствующую корректуру в показатели учетных данных с поправкой на получение квоты в охотничьем сезоне на 2017-2018 годы.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из того, что лимит добычи охотничьих ресурсов в силу частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 138 утверждены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, в соответствии с которыми норматив допустимого изъятия самцов кабарги устанавливается не более 75% от квоты.

Как следует из материалов дела, объемы (квоты) добычи кабарги утверждены: для ОКМНС «Урикит» в количестве 6 особей, в том числе самцы в количестве 4 особей, до 1 года особей 0, для РО «Эведы-Октон» в количестве 3 особей, в том числе самцы в количестве 2 особей, до 1 года особей 0.

Указанные размеры квот по названной группе видов охотничьих ресурсов, устанавливаются в соответствии требованиям части 6 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены основные понятия, в соответствии с которыми: лимит добычи охотничьих ресурсов - это объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.

Часть 2 статьи 7 вышеуказанного Закона подразделяет охотничьи угодья на: 1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - закрепленные охотничьи угодья);

2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья).

Согласно статье 20 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

В силу пункта 9 Порядка, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года N 228, для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 1 мая направляет материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу; после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня направляет на согласование в Минприроды России проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов, лимит добычи которых утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, с приложением пояснительной записки, содержащей оценку качества проведенных учетных работ в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, и в целом по субъекту Российской Федерации, описание погодных условий в период проведения учетных работ, информацию о незаконной добыче и гибели охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливается лимит добычи, за предыдущий год.

Таким образом, принятию постановления «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области» № 207 от 25.07.2016 года должна предшествовать государственная экологическая экспертиза допустимых объемов изъятия объектов животного мира, которая должна проводиться как в отношении лимита добычи охотничьих ресурсов, так и в отношении квот добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.

Как следует из материалов дела, государственная экологическая экспертиза проведена до принятия постановления «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области» № 207 от 25.07.2016 года, заключение экспертной комиссии утверждено приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 27.07.2016 года № 102-ОД «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы» и письмом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.07.2016 года № 04-15-29/16651 «О согласовании лимитов добычи охотничьих ресурсов на сезон охоты 2016 - 2017 гг.».

В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы по рассмотрению материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих животных в охотсезоне 2016-2017 годов на территории Амурской области от 27.06.2016 № 102-ОД обосновываются причины такого несоответствия с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отраженные в п. 2 заключения (замечаний и предложений по рассмотренным материалам), согласно которым, по численности кабарги, где на одного самца в Амурской области в среднем приходится полторы самки, количества рожденных телят с учетом естественных лимитирующих факторов на данный вид, то прирост численности исходя из представленных данных превышает как минимум на 30,03 % от возможных пределов увеличения популяции зверя, что нуждается в разъяснениях. Если даже учесть и характерную долю холостых особей и считать всех размножающимися, то превышение все равно составляет 26% от биологически возможных пределов увеличения численности. Данное явление может происходить по нескольким причинам: недоучет в ранние годы этого вида, значительный приток из прилегающих территорий или искусственное завышение данных последнего учета.

Из анализа направленных на государственную экологическую экспертизу документов следует, что в представленных на экспертизу проектах сумма квот добычи кабарги превышает лимит добычи кабарги, что противоречит установленным пунктом 9.4 Порядка требованиям.

Представленное административным истцом заключение независимой судебно-биологической экспертизы проведённой Государственным сельскохозяйственным университетом им. А.А. Ежевского от 29.11.2016 года не соответствуют требованиям указанных в нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов как в части порядка их принятия, так и по содержанию.

Порядок принятия постановления губернатора Амурской области от 25.07.2016 года № 207, в том числе Приложения № 8, не нарушен.

Заключение государственной экспертизы от 27.06.2016 № 102-ОД в установленном законом порядке не оспорено.

Кроме того, каких-либо оснований подвергать сомнению выводы государственной экспертизы не имеется. В проведенной государственной экспертизе имеется обоснование занижение квоты на добычу кабарги на 2016 год с исследования всех обстоятельств и проверки документации в части выведения сумм квот добычи кабарги для каждого охотничьего угодья, закрепленного за охотпользователем, с учетом показателя численности особей кабарги исходя из общей площади угодий.

Заявление стороны административных истцов о том, что административный ответчик принял решение вопреки рекомендациям экспертной комиссии, является несостоятельным, поскольку квоты по кабарге установлены в соответствии с рекомендацией экспертов, а именно на основании среднестатистической за последние три года (2013, 2014 и 2015 г.).

Таким образом, расчет квот кабарги в отношении административных истцов был проведен исходя из рекомендации экспертов.

Довод представителей административных истцов о том, что уполномоченный орган (управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области) при уменьшении квоты обязан был в соответствии с Приказом Минприроды Российской Федерации № 228 от 29.06.2010 г. в трехдневный срок уведомить об этом заявителя, суд находит заслуживающим внимание.

В соответствии с п. 8 Порядка, утв. Приказом Минприроды Российской Федерации № 228 от 29.06.2010 г., в случае если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленном охотничьем угодье, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, либо при установлении квоты не учтено снижение численности охотничьих ресурсов относительно численности в предыдущем сезоне охоты, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации устанавливает квоту добычи охотничьих ресурсов в отношении этого охотничьего угодья в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, обосновывая причины такого несоответствия, о чем в трехдневный срок уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку.

Между тем, данное нарушение не влечет признание незаконным в части Приложение № 8, утв. постановлением губернатора Амурской области от 25.07.2016 года № 207, поскольку сущность данного нарушения не меняет существа обстоятельств, по которым была уменьшена квота на добычу кабарги в охотсезоне 2016 года.

Мотивы, по которым была уменьшена квота на добычу кабарги в охотсезоне в 2016 году, исчерпывающим образом изложены в заключение государственной экспертизы от 27.06.2016 № 102-ОД и являются обоснованными.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований родовой общины коренных малочисленных народов севера «Эвэды-Октон» и Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Урикит», не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного искового заявления родовой общины коренных малочисленных народов севера «Эвэды-Октон» к губернатору Амурской области о признании незаконным приложения № 8 постановления губернатора Амурской области от 25 июля 2016 года № 207 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области» в части установления квоты для РОКМНС «Эвэды-Октон» в количестве 3 особей - отказать.

В удовлетворении требований административного искового заявления Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Урикит» к губернатору Амурской области о призвании незаконным приложения № 8 постановления губернатора Амурской области от 25 июля 2016 года № 207 «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в Амурской области» в части установления квоты для РОКМНС «Урикит» в количестве 6 особей - отказать.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.С. Диких

Решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2017 года.

Председательствующий Е.С. Диких