ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-863(1 от 02.09.2021 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-863(1)/2021

64RS0034-01-2021-001966-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2021 года п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Дементьевой О.С.,

при помощнике ФИО1,

с участием административного истца ФИО2,

представителя административных истцов - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к председателю Территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) Саратовского муниципального района Саратовской области ФИО10, Комиссии референдума Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным действий председателя ТИК, о признании незаконным бездействия Комиссии референдума Саратовского муниципального района,

установил:

административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к председателю ТИК Саратовского муниципального района ФИО10, Комиссии референдума Саратовского муниципального района Саратовской области и просят признать незаконным действия председателя ТИК ФИО10, выразившиеся в проверке данных, не содержащихся в ходатайстве инициативной группы и приложенных к нему документов по проведению местного референдума в Усть - Курдюмском МО по вопросу преобразования Усть - Курдюмского МО Саратовского района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов», обязать председателя ТИК ФИО10 не чинить препятствия для выполнения Комиссией референдума требований п.5 ст.36 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно в направлении ходатайства инициативной группы от 07.06.2021г. и приложенных к нему документов в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении местного референдума, признании незаконным бездействие Комиссии референдума, выразившиеся в не рассмотрении ходатайства от 07.06.2021г. и приложенных к нему документов и непринятии решения по ходатайству инициативной группы по проведению местного референдума в Усть - Курдюмском МО по вопросу преобразования Усть - Курдюмского МО Саратовского района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов», обязать Комиссию референдума выполнить требования п.5 ст.36 ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно в направлении ходатайства инициативной группы от 07.06.2021г. и приложенных к нему документов в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении местного референдума.

В обоснование требований указывают на то, что 07.06.2021г. в ТИК Саратовского района подано ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Усть - Курдюмском МО по вопросу преобразования Усть - Курдюмского МО Саратовского района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов». Решением ТИК Саратовского района 21.06.2021г. -р было отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума на территории Усть - Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области. Причиной для отказа (как указано в решении) послужило не соответствие персональных данных трех членов инициативной группы, указанных в ходатайстве, сведениям, поступившим из УФМС. Указанные административным ответчиком причины не соответствуют действительности и являются надуманными. Считают, что председателем ТИК ФИО10 были искажены сведения, а именно паспортные данные членов инициативной группы, что в дальнейшем использовалось для вынесения решения -р от 21.06.2021г. Других доводов для отказа в регистрации инициативной группы не указано. Кроме того, согласно действующего законодательства - Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума. Соответствующая комиссия референдума в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайства и приложенные к нему документы и принять одно из решений. Однако, комиссия референдума не действовала, никаких решений не принимала.

Административный истец ФИО2 и представитель истцов в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административные истцы ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, извещены надлежащем образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Представители административного ответчика в судебное заседание не явились, извещены надлежащем образом, возражали против удовлетворения административных исковых требований, поддержали возражения на исковое заявление.

Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.

Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона. Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.

На основании части 4 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.

Проведение местного референдума регулируется Законом Саратовской области от 12.12.2005г. №121-ЗСО «О референдумах в Саратовской области».

Согласно ст.5 Закона Саратовской области от 12.12.2005 N 121-ЗСО инициатива проведения референдума принадлежит, в том числе, гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

Исходя из положений ст.6 Закона Саратовской области № 121-ЗСО каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициативная группа обращается в избирательную комиссию Саратовской области (далее - областная комиссия) либо в избирательную комиссию муниципального образования (далее - муниципальная комиссия), которые со дня обращения инициативной группы действуют в качестве комиссий референдума, с ходатайством о регистрации инициативной группы.

В ходатайстве инициативной группы должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Соответствующая комиссия референдума, указанная в части 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава (Основного Закона) Саратовской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в областную Думу либо в соответствующий представительный орган муниципального образования;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Аналогичные положения указаны в ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ.

В соответствии с п.1,4 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

Аналогичные положения указаны в ст.9 Закона Саратовской области от 12.12.2005г. №121-ФЗ «О референдумах в Саратовской области».

Согласно постановления Избирательной комиссии Саратовской области от 17.05.2018г. на территориальные избирательные комиссии в Саратовской области возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований Саратовской области по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Саратовской области согласно приложениям.

На основании постановления Избирательной комиссии Саратовской области от 18.12.2020г. сформирована территориальная избирательная комиссия Саратовского муниципального района с правом решающего голоса.

Согласно Положению о территориальной избирательной комиссии Саратовского муниципального района, являющиеся приложением к постановлению избирательной комиссии Саратовской области от 15.01.2007г. -П, ТИК Саратовского района является государственным органом области.

При проведении референдума Российской Федерации, областного референдума комиссия действует в качестве комиссии референдума.

Комиссия может осуществлять полномочия избирательной комиссии муниципального образования, комиссии по проведению местного референдума на основе постановления избирательной комиссии Саратовской области, принятого по обращению представительного органа муниципального образования.

Основными задачами ТИК является в том числе организация, подготовка и проведение выборов, референдумов на соответствующей территории в соответствии с возложенными на нее полномочиями.

Установлено, что 07.06.2021г. в ТИК Саратовского района подано ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Усть - Курдюмском МО. Вопрос предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум: Поддерживаете ли Вы преобразование Усть - Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов»?. Количество членов инициативной группы составляет 10 человек: ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО13, ФИО9

Решением ТИК Саратовского района от 21.06.2021г. -р в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу: «Поддерживаете ли Вы преобразование Усть - Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов»?» отказано.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании незаконным бездействия Комиссии референдума, выразившиеся в не рассмотрении ходатайства от 07.06.2021г. и приложенных к нему документов, основан на неверном толковании правовых норм, поскольку ТИК Саратовского района со дня обращения инициативной группы - 07.06.2021г. действовала в качестве комиссии референдума, следовательно, решение от 21.06.2021г. -р принято в рамках полномочий комиссии референдума.

Постановлением Избирательной комиссии Саратовской области от 18.12.2020г. председателем ТИК Саратовского муниципального района назначена ФИО10, полномочия которой предусмотрены разделом 4 вышеуказанного Положения о территориальной избирательной комиссии Саратовского муниципального района.

Изучив полномочия председателя ТИК ФИО10, суд пришел к выводу об отсутствии у последней полномочий по проведению проверки персональных данных, содержащихся в документах, представленных в ТИК.

Кроме того, решение ТИК от 21.06.2021г. -р принято членами ТИК Саратовского района с учетом исследованных материалов, а не конкретно председателем ТИК ФИО10, следовательно, судом не установлена незаконность действий ТИК ФИО10 повлекшая принятие вышеуказанного решения.

Согласно ст.3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Судом установлено, что 25.06.2021 года административные истцы повторно обратились в ТИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Усть-Курдюмском МО.

Кроме того, из материалов дела следует, что ходатайство инициативной группы с приложенными документами направлено в Совет Усть - Курдюмского МО для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум.

Решением Саратовской городской Думы от 27.08.2021г. принято решение о присоединении Усть - Курдюмского МО к муниципальному образованию «Город Саратов».

Таким образом, на момент рассмотрения данного административного дела судом нарушенного права административных истцов на обращение по проведению референдума не установлено.

Руководствуясь ст. 175, 179,180, 244 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к председателю Территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) Саратовского муниципального района Саратовской области ФИО10, Комиссии референдума Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным действий председателя ТИК, о признании незаконным бездействия комиссии референдума Саратовского муниципального района - отказать.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.09.2021г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: