ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8642/2022 от 12.09.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-012035-40 Дело № 2а-8642/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием представителя административных ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми и заинтересованного лица УФСИН России по республике коми Крюковой А.П.,

рассмотрев 12 сентября 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Бурлачук Максима Петровича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,

установил:

Бурлачук М.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по республике Коми в период с ** ** **, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является осужденным и с ** ** ** отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по ..., где с ** ** ** по ** ** ** содержался в отряде №..., с ** ** ** по ** ** ** – в отряде №..., с ** ** ** по ** ** ** в отряде №..., с ** ** ** по ** ** ** в отряде №..., с ** ** ** по ** ** ** в отряде №..., с ** ** ** по ** ** ** в отряде №... СУОН по настоящее время. При этом указано, что условия содержания в данных отрядах являются ненадлежащими, поскольку имеет место дефицит личного пространства, кровати стоят близко друг к другу, проходы между ними маленькие, сантехническое оборудование в плохом состоянии; вентиляция в уборных не работает; нарушается норма площади в спальных помещениях; отсутствует горячее водоснабжение с 2015 года по 2019 год, недостаточно раковин; времени на помывку мало, не хватает тазов и леек, в отряде СУОН недостаточно унитазов и санузлов; гигиенические наборы не выдаются; нет места отведенного для курения, при этом административный истец является курящим лицом. В связи с указанными обстоятельствами, административный истец проси признать действия (бездействия) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Коми, выразившиеся в нарушение условий его содержания незаконными, и взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 300 000 руб.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика ФСИН России, в качестве заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми.

В судебном заседании административный истец, извещенный надлежащим образом, участия не принимал, в административном иске просит о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Крюкова А.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного истца.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.

Выслушав лицо, участвующее в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров; осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Как следует и материалов дела и установлено судом, административный истец Бурлачук М.П. является осужденным и содержится в местах лишения свободы, с ** ** ** содержится в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми по настоящее время.

Также установлено, что административный истец содержался с ** ** ** по ** ** ** в карантинном отделении, с ** ** ** по ** ** ** в отряде №... (общежитие №...), с ** ** ** по ** ** ** в отряде №... (общежитие №...), с ** ** ** по ** ** ** убывал и содержался в СИЗО-1, с ** ** ** по ** ** ** в карантинном отделении, с ** ** ** по ** ** ** в отряде №... (общежитие №...), с ** ** ** по ** ** ** в отряде №... (общежитие №...), с ** ** ** по ** ** ** убывал и находился в ФКЛПУ Б-18, с ** ** ** по ** ** ** в карантинном отделении, с ** ** ** по ** ** ** в отряде №... (общежитие №...), с ** ** ** 10 суток содержался в ШИЗО с переводом в отряд СУОН, с ** ** ** помещен на 5 месяцев в ПКТ, с ** ** ** по ** ** ** в отряде СУОН, с ** ** ** помещен на 6 месяцев в ПКТ, где содержится по настоящее время.

Карантинное отделение находится на первом этаже здания «Медицинская часть», имеет общую площадь 97,7 кв.м., в том числе спальные помещения имеют общую площадь 39,5 кв.м. (10,4 кв.м., 16,3 кв.м., 12,8 кв.м.), также в пользовании осужденных находится комната для приема пищи – 11 кв.м., комната дневного пребывания и просмотра телепередач – 32,7 кв.м., санузел – 3,3 кв.м., душевая – 5,4 кв.м., имеется локальный участок площадью 42 кв.м., в котором имеется место для курения.

В период с ** ** ** по ** ** ** в карантинном отделении содержалось от 1 до 13 человек; в период с ** ** ** по ** ** ** сдержалось от 8 до 12 человек, следовательно норма площади на одного осужденного в указанные периоды содержания административного истца в карантинном отделении, соблюдалась, поскольку составляла более 2кв.м. с учетом площади спальных помещений и количества осужденных содержащихся в данном отделении.

С сентября 2020 года карантинное отделение временно было перемещено в здание общежития №... на 1 этаж, где площадь спальных помещений составила 82,7 кв.м., в период содержания в указанном отделении административного истца с ** ** ** по ** ** ** в отделении содержалось от14 до 34 человек, что относительно площади спальных помещений свидетельствует о соблюдении нормы площади, предусмотренной ст. 99 УИК РФ, на одного осужденного.

Отряд №... расположен в общежитии №... на 2 этаже, имеет общую площадь 418 кв.м., где площадь спального помещения составляет 218,8 кв.м., также имеются иные помещения в пользовании осужденных, в том числе комната ПВР площадью 51,6 кв.м. в указанном отряде административный истец содержался в период с ** ** ** по ** ** **, где одновременно с ним содержалось от 91 до 100 человек, а также в период с ** ** ** по ** ** **, и содержалось от 82 до 103 человек. С учетом площади спальных помещений и количества лиц, содержащихся в отряде №..., в указанные периоды содержания в нем истца, норма площади соответствовала ст. 99 УИК РФ, поскольку составляла более 2 кв.м.

Отряд №..., где содержался административный истец в периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, располагался в общежитии №..., имел общую площадь 719,9 кв.м., в том числе площадь спальных помещений составляла 237,2 кв.м. (69,3 кв.м., 83,8 кв.м., 84,2 кв.), а также иные помещения, в том числе комната ПВР площадью 38,1 кв.м., комната приема и приготовления пищи – 40,8 кв.м.

В период с ** ** ** по ** ** ** в отряде №... содержалось одновременно с административным истцом 101 человек, в период с ** ** ** по ** ** ** – от 85 до 94 человек.

Таким образом, с учетом площади спальных помещений и количества осужденных, содержащихся в указанном отряде в периоды содержания в нем истца, норма площади в отношении административного истца, предусмотренная ст. 99 УИК РФ, соблюдалась.

Отряд №..., в котором содержался административный истце в периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, находился в общежитии №..., где на втором этаже расположены спальные помещения площадью 297,9 кв.м. (50,1 кв.м., 82,8 кв.м., 83,3 кв.м., 81,7 кв.м.), а также имеется в пользовании осужденных указанного отряда комната для хранения продуктов и приема пищи площадью 40 кв.м. на первом этаже и площадью 14,3 кв.м. на втором этаже, а также комната ПВР площадью 82,8 кв.м.

В период с ** ** ** по ** ** ** в отряде №... содержалось одновременно с истцом, от 110 до 124 человек, в период с ** ** ** по ** ** ** – от 107 до 133 человек.

Таким образом с учетом площади спальных помещений и количества лиц, содержащихся в указанные периоды в отряде №... одновременно с административным истцом норма площади соответствовала требованиям ст. 99 УИК РФ.

Отряд №... «А» СУОН, находится в здании «Школа, ПТУ, профилакторий», где площадь спального помещения отряда на 30 спальных мест составляет 45,1 кв.м., площадь комнаты приема пищи- 30,2 кв.м., комната ПВР – 35,5 кв.м.

В период с ** ** ** по ** ** ** в отряде содержалось одновременно с истцом от 12 до 19 человек, в период с ** ** ** по ** ** ** – от 14 до 19 человек.

Таким образом, норма площади на одного осужденного в периоды содержания административного истца в отряде №... СУОН соответствовала требованиям ст. 99 УИК РФ.

Также установлено, что спальные помещения отрядов ФКУ ИК-1 оборудованы металлическими двухярусными кроватями, которые располагаются вдоль стены с соблюдением их равнения, каждому осужденными предоставлено индивидуальное спальное место, кровати располагаются так, чтобы между рядами было свободное пространство для тумбочки, которой пользуется два человека, а также на каждого предоставлена табуретка.

С учетом изложенного, доводы административного истца о нарушении нормы площади и стесненных условиях содержания в отрядах, суд признает не состоятельными.

Проверяя доводы административного истца об отсутствии горячего водоснабжения, судом установлено, что карантинное отделение, а также отряды №..., №... ( с ** ** **), №... ( с ** ** **), ...** ** **) снабжены горячим водоснабжением. При этом, как следует из справки начальника ОКБИ и ХО ФКУ ИК-1, отключение горячего и холодного водоснабжения на ночь не производится, если вода отключается, то это связано с либо с ремонтными работами, либо в профилактическими мерами проводимыми с системой водоснабжения.

Таким образом, с учетом даты поступления административного истца в ФКУ ИК-1 с ** ** **, суд приходит к выводу о том, что горячее водоснабжение в помещении отрядов имелось, а доводы административного истца об обратном, суд признает не состоятельными.

Доводы административного истца о нарушении условия содержания последнего с указанием о том, что в помещениях отрядов сантехническое оборудование находится в плохом состоянии, не работает вентиляция в уборных, недостаточно раковин и унитазов, суд находит не свидетельствующим о нарушении условия содержания последнего, поскольку опровергаются материалами дела.

Так, судом установлено и следует из материалов дела, что как карантинное отделение, так и отряды, в которых содержался и содержится истец, имеют помещения санузлов, оборудованных достаточным количеством унитазов и раковин, оборудованных в соответствии с требованиями СП-308, которые находятся в удовлетворительном состоянии, что подтверждается представленными актами ФКУЗ «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России, из которых каких-либо нарушений санитарно-эпидемиологических требований в ФКУ ИК-1 не установлено.

Вентиляция в исправительном учреждении в соответствии с СП 17-02 представлено естественной приточно-вытяжной, посредством оконных проемов, оборудованных форточками, и приточной вентиляцией с естественным побуждением, микроклимат для нормальной жизнедеятельности поддерживается путем соблюдения режима проветривания помещений.

Помывка осужденных осуществлялась в помещении банно-прачечного комбината, поотрядно, согласно утвержденному начальником графику, два раза в неделю, один раз в неделю после помывки производится смена нательного и постельного белья. Моечное отделение, оснащено 10 лейками-смесителями, и 2 водозаборными кранами; общее количество тазов для мытья тела составляет 35 штук, разовая пропускная способность помывки 60 (шестидесяти) человек. Помывка осужденных составляет не менее 20 минут. Как правило, одновременно осуществляется помывка не более 30 - 40 человек. Перебои с подачей горячей воды в баню при помывке осужденных отсутствуют.

После каждой помывки осужденных производиться дезинфекция моечного отделения и раздевального помещения. При ежедневном обходе БПК проверяется исправность оборудования и санитарное состояние помещений. Следов плесени, грибка, грязи и плиточного налета на стенах и полах не обнаружено.

С учетом данных установленных обстоятельств, суд находит доводы административного истца о недостаточности времени на помывку и не хватки тазов и леек, не состоятельными.

Также установлено, что в приказами начальника ФКУ Ик-1 УФСИН России по республике Коми на территории исправительного учреждения определены места для курения, что подтверждается представленными стороной административного ответчика приказами от ** ** **...,от ** ** **..., в связи с чем, доводы административного истца о нарушении его права как курящего лица, на отсутствие такого места для курения в исправительном учреждении, суд находит не подтвердившимися.

Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205, согласно которым административному истцу ежемесячно подлежали выдаче 200 гр. хозяйственного мыла, 50 гр. туалетного мыла, 30 гр. зубной пасты, 6 штук одноразовых бритв, 25 м туалетной бумаги и 1 зубная щетка на 6 месяцев.

Согласно представленных стороной административного ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми суду документов, а именно раздаточных ведомостей на получение осужденными, содержащимися в исправительном учреждении средств гигиены, административному истцу средства гигиены выдавались в ИК-1 ежемесячно весь период его содержания, с учетом убытия в СИЗО-2 и ФКЛПУ Б-18.

Таки образом, доводы административного истца о том, что ему не выдавались гигиенические наборы при содержании в ФКУ ИК-1, являются не подтвердившимися.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, относительно заявленных в административном исковом заявлении доводов административного истца, суд приходит к выводу о том, что условия содержания административного истца в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с ** ** ** по ** ** ** (дата обращения в суд с настоящим иском), являлись надлежащими, каких-либо нарушений прав и законных интересов административного истца, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным действий (бездействий) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившихся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении ФКУ Ик-1 УФСИН России в период с ** ** ** по ** ** **, не имеется.

Поскольку в заявленный период условия содержания административного истца в исправительном учреждении соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушения прав административного истца не установлено, в связи с чем суд не находит оснований для взыскания в его пользу денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление заявлению Бурлачук Максима Петровича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с ** ** ** по ** ** ** (дата обращения в суд с настоящим иском), о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2022 года.