ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-864/20 от 21.07.2020 Канашского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а - 864/2020

УИД <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ гор. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Никифорова С.В.

при секретаре судебного заседания Энюховой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Тюменской области к административному ответчику Чубенко Л.Е. (ОГРНИП <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Тюменской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Чубенко Л.Е. об установлении временного ограничения права на выезд из Российской Федерации. Требование мотивировано тем, что административный ответчик Чубенко Л.Е. зарегистрирована в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Тюменской области в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) и обязана уплачивать налоги. Данная обязанность ею надлежащим образом не исполняется.

Так, в производстве Ялуторовского МОСП УФССП России по Тюменской области в отношении административного ответчика Чубенко Л.Е. находится исполнительное производство -ИП, которое возбуждено ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.. Чубенко Л.Е. требования исполнительного документа не исполняет. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (статьи 15, 28) и Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (часть 4 статьи 67), административный истец просит установить для должника временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, указав, что данная мера принудительного характера необходима для своевременного и полного исполнения требований по уплате недоимки по налогам, пени, штрафам.

Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по Тюменской области дело просил рассмотреть без участия их представителя.

Административный ответчик Чубенко Л.Е., не являясь в почтовое отделение за получением судебных извещений, уклоняется от явки в суд.

Применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234, в редакции закона от 27 марта 2019 года, и части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением административного истца Чубенко Л.Е. о слушании административного дела.

Заинтересованное лицо - УФССП России по Тюменской области, структурным подразделением которого является Ялуторовское МОСП, своего представителя в судебное заседание не направило, возражения на иск либо ходатайства об отложении судебного заседания не представило.

С учетом указанных обстоятельств суд, посчитав возможным рассмотрение административного дела в отсутствии не явившихся сторон и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, и изучив представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 года, участником которого является Российская Федерация, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Согласно пункта 5 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе требований, если сумма задолженности по исполнительному документу составляет 30 000 рублей и более.

Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи (ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).

По смыслу приведенных норм права, возможность применения такой меры воздействия на должника как ограничение на выезд за пределы Российской Федерации связана с установлением факта неисполнения должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, и отсутствием уважительных причин, не позволивших эти требования исполнить.

Предусмотренная законом возможность временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств по уплате налогов направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права должника.

Из материалов дела следует, что Чубенко Л.Е. зарегистрирована в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ и в силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги (л.д. <данные изъяты>).

В связи с наличием у Чубенко Л.Е. задолженности Межрайонной ИФНС России №8 по Тюменской области выставлено требование об уплате страховых взносов в сумме <данные изъяты> руб. и пени <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., которое отправлено ей по <адрес> (л.д. <данные изъяты>).

Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма независимо от фактического получения его налогоплательщиком.

Между тем, из материалов гражданского дела следует, что Чубенко Л.Е. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по <адрес> (л.д. <данные изъяты>).

Копия о возбуждении исполнительного производства также была направлена Чубенко Л.Е. по указанному выше адресу.

Сведений же, подтверждающих то, что направленные в адрес Чубенко Л.Е. копия постановления была получена последней, суду не представлено. Данные о вручении должнику направленного документа в исполнительном производстве также отсутствуют. При этом, документы, по месту ее регистрации ни взыскателем, ни службой судебных приставов не направлялись.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства запрашивалась информация об имущественном положении должника, а также осуществлялись меры, направленные на принудительное взыскание задолженности, в частности направление постановления об обращении взыскания на пенсию Чубенко Л.Е. в ГУ центр по выплате пенсий и обработке информации в Тюменской области, о чем должнику не могло быть не известно.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, должник Чубенко Л.Е. знала о возбуждении в отношении нее исполнительного производства, однако никаких мер по добровольному исполнению в течение длительного времени не предпринимала.

Следовательно, административный иск налогового органа подлежит удовлетворению, поскольку применение такой меры воздействия на должника, как установление ограничения его выезда из Российской Федерации, соразмерно с длительностью неисполнения должником требования исполнительного документа, что с учетом соблюдения баланса интересов взыскателя и должника согласуется с вышеназванными нормами законодательства и не противоречит принципам разумности и справедливости.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканная сумма зачисляется в доход федерального бюджета в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ.

Согласно же пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

В пункте 40 Постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим, государственная пошлина по настоящему делу в размере 300 рублей подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Тюменской области удовлетворить.

Установить Чубенко Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке <адрес>, зарегистрированной по <адрес>, временное ограничение прав на выезд из Российской Федерации до исполнения обязательств по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному на основании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Чубенко Л.Е. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья