ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-864/22 от 03.06.2022 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-864/22

УИД 23RS0005-01-2022-001734-70

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

03 июня 2022 г. Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Наумова С.Н.,

при секретаре Шатохиной А.С.,

с участием старшего помощника прокурора Апшеронского района Коротовой А.В., представителей администрации муниципального образования Апшеронский район Гуз О.П. и ФИО1, по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Апшеронского района в интересах неопределённого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья к административному ответчику администрации муниципального образования Апшеронский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

у с т а н о в и л:

Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями здоровья обратился в суд с административным иском к административному ответчику администрации муниципального образования Апшеронский район о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным. В обоснование исковых требований, указал, что прокуратурой Апшеронского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних, органами местного самоуправления муниципального образования Апшеронский район. Постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 02.09.2021 г №687 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым горячим питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, осваивающих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, и обеспечения выплаты компенсации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, индивидуальное обучение которых осуществляется на дому, в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Апшеронский район. В Порядке расчета стоимости подлежащего компенсации горячего питания без учета расходов на услуги по приготовлению пищи, отсутствует, в связи с чем, прокурором района 21.02.2022 г. принесен протест на указанное постановление, однако, 24.03.2022 г. в прокуратуру района поступил ответ на протест, в котором сказано о невозможности внесения в расчет стоимости подлежащего компенсации горячего питания расходов на услугу по приготовлению пищи, для обучающихся на дому детей-инвалидов, считая действия администрации муниципального образования Апшеронский район неправомерными, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в нормативно-правовой акт, а именно «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым горячим питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, осваивающих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, и обеспечения выплаты компенсации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, индивидуальное обучение которых осуществляется на дому, в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Апшеронский район», утвержденный Постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 02.09.2021 г №687 и обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края незамедлительно принять меры к внесению изменений в нормативно-правовой акт, регламентирующий Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым горячим питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, осваивающих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, и обеспечения выплаты компенсации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, индивидуальное обучение которых осуществляется на дому, в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Апшеронский район.

Старший помощник прокурора Апшеронского района Коротова А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддерживала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представители администрации муниципального образования Апшеронский район Гуз О.П. и ФИО1 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований прокурора Апшеронского района и просили отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит, что административные исковые требования прокурора Апшеронского района обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273 "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Пунктом 2 части 2 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что обучающимся предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

В части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

Согласно части 7 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

В соответствии с части 1 статьи 9 Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Апшеронского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав несовершеннолетних, органами местного самоуправления муниципального образования Апшеронский район.

Постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 02.09.2021 г №687 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым горячим питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, осваивающих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, и обеспечения выплаты компенсации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, индивидуальное обучение которых осуществляется на дому, в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Апшеронский район.

Как следует из п.1.2 Порядка, обучающимся с ОВЗ на дому бесплатное двухразовое горячее питание заменяется денежной компенсацией в размере стоимости сырьевого набора продуктов на основании заявления родителя (законного представителя, усыновителя, опекуна, попечителя), в котором указываются реквизиты банковского счета получателя компенсации в кредитной организации.

В силу п. 3.2 Порядка установлено, что обучающимся с ОВЗ на дому предоставление бесплатного двухразового горячего питания по письменному заявлению родителей заменяется денежной компенсацией.

Поскольку в Порядке, отсутствует расчет стоимости подлежащего компенсации горячего питания без учета расходов на услуги по приготовлению пищи, прокуратурой Апшеронского района 21.02.2022 г. принесен протест на постановление администрации муниципального образования Апшеронский район от 02.09.2021 г. №687 об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым горячим питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, осваивающих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, и обеспечения выплаты компенсации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, индивидуальное обучение которых осуществляется на дому, в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Апшеронский район, за подписью прокурора Апшеронского района.

Из ответа на протест прокурора, администрация муниципального образования Апшеронский район от 24.03.2022 г. сообщает, что внесение в размер компенсации стоимости услуги на приготовление ставит в неравные права учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся очно, с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому, так как последним будет перечислена большая сумма с учетом стоимости услуги, которая по факту не оказывается. Внесение в расчет стоимости подлежащего компенсации горячего питания расходов на услугу по приготовлению пищи, никакими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.

С указанными доводами административного ответчика суд не может согласиться поскольку, письмом Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" установлено, что дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Принимая во внимание, что в нарушении Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в Порядке отсутствует расчет стоимости подлежащего компенсации горячего питания без учета расходов на услуги по приготовлению пищи, что, в свою очередь нарушает права неопределенного круга несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, имеются основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Апшеронского района в интересах неопределённого круга лиц с ограниченными возможностями здоровья удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в нормативно-правовой акт, а именно «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым горячим питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, осваивающих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, и обеспечения выплаты компенсации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, индивидуальное обучение которых осуществляется на дому, в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Апшеронский район», утвержденный Постановлением администрации муниципального образования Апшеронский район от 02.09.2021 г №687.

Обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края незамедлительно принять меры к внесению изменений в нормативно-правовой акт, регламентирующий Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным двухразовым горячим питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по очной форме обучения, осваивающих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, и обеспечения выплаты компенсации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, индивидуальное обучение которых осуществляется на дому, в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Апшеронский район.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Апшеронский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 03 июня 2022 г.

Судья

Апшеронского районного суда С.Н. Наумов