ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-865/2023 от 13.09.2023 Кировского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-865/2023

(УИД 26RS0016-01-2023-000998-84)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2023 года город Новопавловск

Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Кононов И.О., при секретаре Сенченко С.А., с участием ст.помощника прокурора Кировского района Ставропольского края Даниловой М.Н., представителя административного ответчика администрации Кировского городского округа Ставропольского края Зимина Н.С., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кировского районного суда Ставропольского края административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования к администрации Кировского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации Кировского округа Ставропольского края по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию п.Камышовый Кировского района Ставропольского края источниками наружного противопожарного водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района Ставропольского края, в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования, обратился в суд с административным иском к администрации Кировского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации Кировского округа Ставропольского края по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию п.Камышовый Кировского района Ставропольского края источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению ФИО3 проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой на территории района установлен населенный пункт, в котором отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения.

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.

Согласно Приложению 10 раздела «Ж» «Сооружения, коммуникации, водоисточники» Устава, безводными участками, являются участки удаленные от водоисточника на расстояние более 500 м.

В ходе проведенной проверки в апреле 2023 года установлено, что в п. Камышовом Кировского городского округа отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения. Расстояние от наиболее удаленной точки п. Камышовый до ближайших пожарных гидрантов №№ 89(41) К-100, 88(41) К-100, 86(41) К-100, 87(41) К-100 составляет более 1,1 км.

Из информации ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 16.05.2023 следует, что территория п. Камышовый Кировского городского округа, источниками наружного противопожарного водоснабжения не оборудована, что в свою очередь не обеспечивает пожарную безопасность указанного населенного пункта.

Вместе с тем, мер к оборудованию п. Камышовый Кировского городского округа источниками наружного противопожарного водоснабжения Администрацией не принимается, расстояние от указанного населенного пункта до ближайших пожарных гидрантов №№ 89(41) К-100, 88(41) К-100, 86(41) К-100, 87(41) К-100, превышает допустимое значение.

По данному факту прокуратурой района 14.04.2023 в администрацию Кировского городского округа Ставропольского края (далее - Администрация) внесено представление об устранении нарушений.

По результатам рассмотрения указанного представления, нарушения не устранены.

07.06.2023 комиссией по профилактическому осмотру территории Кировского городского округа федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю установлено, что численность населения п. Камышовый составляет 162 человека, при этом на части территории поселка отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, а также условия для забора воды в любое время года.

Таким образом, бездействие Администрации по непринятию мер к оборудованию на территории п. Камышовый Кировского района Ставропольского края источников наружного противопожарного водоснабжения не соответствует требованиям закона и нарушает права граждан на безопасные условия проживания в указанных населенных пунктах.

Имеющиеся нарушения недопустимы, поскольку отсутствие водоисточников усложняет тушение пожаров, способствует увеличению площади горения и росту наносимого огнем материального ущерба как государственной, так и частной собственности, в том числе может повлечь за собой человеческие жертвы.

Основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением является поступившее обращение гражданина, а также имеющиеся угроза возникновения в летний период чрезвычайной ситуации, вызванной возникновением пожара, при которой возможно причинение материального ущерба как государственной, так и частной собственности, в том числе создается угроза безопасности проживания жителей, указанных населенных пунктов.

На основании изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Кировского округа Ставропольского края по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию п. Камышовый Кировского района Ставропольского края источниками наружного противопожарного водоснабжения, а также обязать администрацию Кировского городского округа не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать источники наружного противопожарного водоснабжения на территории п. Камышовый Кировского района Ставропольского края.

В судебном заседании ст.помощник прокурора Кировского района Данилова М.Н. административные исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Кировского городского округа Ставропольского края Зимин Н.С. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражал по основаниям изложенным в письменных возражения из содержания которых следует, что на территории указанного поселка имеется водонапорная башня Рожновского (кадастровый номер земельного участка 26:35:030702:266), которая при оборудовании пожарным гидрантом будет отвечать требованиям, изложенным в приложении 10 раздела «Ж» сооружения, коммуникации, водоисточники Приказа МЧС России от 16.10.2017г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ». В соответствии с решением Думы Кировского городского округа Ставропольского края от 20.12.2017г. № 50 «Об учреждении (создании) органа администрации Кировского городского округа Ставропольского края – Комсомольский территориальный отдел администрации Кировского городского округа Ставропольского края с правами юридического лица» утверждены полномочия Комсомольского территориального отдела. Согласно под.4.10 п.4 Положения к полномочиям отдела относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах подведомственной территории. Из п.1.10 Положения следует, что финансирование расходов на содержание отдела осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете Кировского городского округа. В связи с тем, что для установки на территории п.Камышового пожарного гидранта необходимо выделение бюджетных денежных средств просит обязать Комсомольский территориальный отдел администрации Кировского городского округа Ставропольского края не позднее 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории п.Камышового Кировского городского округа Ставропольского края источники наружного противопожарного водоснабжения, а администрацию Кировского городского округа произвести соответствующее финансирование.

Представитель заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, а также представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комсомольского территориального отдела администрации Кировского городского в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам и не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, ознакомившись с административным исковым заявлением, выслушав процессуальных участников, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, считает, что данные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентировано, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, под которыми понимается, реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию - это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов местного самоуправления принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации (ст. 1 Закона № 69-ФЗ).

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности на основании ст.ст. 3, 19 Закона № 69-ФЗ, являются в том числе органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время г. воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 63 Закона № 123-ФЗ.

Согласно ст. 63 Закона № 123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.ч. 1, 2 ст. 62 Закона № 123-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1-3, ч. 5 ст. 68 Закона № 123-ФЗ, территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары.

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.

В целях реализации Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закона № 69-ФЗ, Приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444 утвержден Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее – Устав).

Согласно Приложению 10 раздела «Ж» «Сооружения, коммуникации, водоисточники» Устава, безводными участками, являются участки удаленные от водоисточника на расстояние более 500 м.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведенной прокуратурой района по обращению Абдрахманова Р.М. проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в апреле 2023 года установлено, что в п. Камышовом Кировского городского округа отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения. Расстояние от наиболее удаленной точки п. Камышовый до ближайших пожарных гидрантов №№ 89(41) К-100, 88(41) К-100, 86(41) К-100, 87(41) К-100 составляет более 1,1 км.

Из информации ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 16.05.2023 следует, что территория п. Камышовый Кировского городского округа, источниками наружного противопожарного водоснабжения не оборудована, что в свою очередь не обеспечивает пожарную безопасность указанного населенного пункта.

Мер к оборудованию п. Камышовый Кировского городского округа источниками наружного противопожарного водоснабжения Администрацией не принимается, расстояние от указанного населенного пункта до ближайших пожарных гидрантов №№ 89(41) К-100, 88(41) К-100, 86(41) К-100, 87(41) К-100, превышает допустимое значение.

По данному факту прокуратурой района 14.04.2023 года в администрацию Кировского городского округа Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, пожарной безопасности.

Между тем, по результатам рассмотрения указанного представления, нарушения не устранены.

В соответствии с п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

07.06.2023 комиссией по профилактическому осмотру территории Кировского городского округа федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю установлено, что численность населения п. Камышовый составляет 162 человека, при этом на части территории поселка отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, а также условия для забора воды в любое время года.

Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о бездействие административного ответчика по непринятию мер к оборудованию на территории п. Камышовый Кировского района Ставропольского края источников наружного противопожарного водоснабжения не соответствует требованиям закона и нарушает права граждан на безопасные условия проживания в указанных населенных пунктах.

Между тем из возражений административного ответчика усматривается, что в связи с тем, что для постановки на учет в указанное выше Управление требуется выделение бюджетных денежных средств (в случае наличия недостатков при проведении проверки на водоотдачу) требуется более значительное время, чем заявлено истцом. В связи с чем, суд приходит к выводу об установлении срока устранения выявленных нарушении 1 год.

В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

При таком положении административные исковые требования прокурора Кировского района в интересах неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь ст. 39, 175 - 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Кировского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования к администрации Кировского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие администрации Кировского округа Ставропольского края по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию п.Камышовый Кировского района Ставропольского края источниками наружного противопожарного водоснабжения, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Кировского округа Ставропольского края по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в непринятии мер по оборудованию п. Камышовый Кировского района Ставропольского края источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Обязать администрацию Кировского городского округа не позднее 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать источники наружного противопожарного водоснабжения на территории п. Камышовый Кировского района Ставропольского края, в части обязания администрацию Кировского городского округа не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать источники наружного противопожарного водоснабжения на территории п. Камышовый Кировского района Ставропольского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья И.О.Кононов