ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-867/18 от 04.12.2018 Уваровского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-867/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

04 декабря 2018 года г. Уварово Тамбовская область

Уваровский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьиНистратовой В.В.,

при секретаре Алексашиной О.А.,

с участием помощника Уваровского межрайонного прокурораВоронина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области обязать организовать ликвидацию несанкционированного складирования мусора,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально исполняющий обязанности Уваровского межрайонного прокурора Афончикова М.В. обратилась в Уваровский районный суд Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Уваровского района Тамбовской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки, ссылаясь на следующее.

В статьях 42, 58 Конституции Российской Федерации обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30,03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что на земельном участке размером 71 м х 23,59 м на расстоянии 40 метров в северном направлении от гаража № 694 (Тамбовская область, город Уварово, район РСУ) организована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. На основании ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Вышеуказанный земельный участок не является объектом размещения (использования) отходов, так как имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения. В результате нарушается конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения вреда окружающей среде. Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Просит обязать администрацию Уваровского района в течение 20 дней с даты вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки на земельном участке размером 71 м x 23,59 м на расстоянии 40 метров в северном направлении от гаража № 694 (Тамбовская область, город Уварово, район РСУ).

Определением суда от 04 декабря 2018 года по ходатайству представителя административного истца - помощника прокурора Воронина С.В. на основании статьи 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации произведена замена ненадлежащего административного ответчика администрации Уваровского района Тамбовской области надлежащим администрацией Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Уваровского межрайонного прокурора Воронин С.В. уточнил заявленные исковые требования, представив письменное заявление, в котором заместитель Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области Афончикова М.В. просит обязать администрацию Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области в течение 2019 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки на земельном участке размером 71 метр x 23,59 метра на расстоянии 40 метров в северном направлении от гаража № 694 (Тамбовская область, город Уварово, район РСУ).

Представитель административного ответчика - глава Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области Филатов И.Ю. в судебном заседании уточненные административные исковые требования заместителя прокурора обязать администрацию Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области в течение 2019 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки на земельном участке размером 71 метр x 23,59 метра на расстоянии 40 метров в северном направлении от гаража № 694 (Тамбовская область, город Уварово, район РСУ) на основании ч.3 ст.46 КАС РФ полностью признал, указав, что признание иска сделано ответчиком добровольно, правовые последствия признания иска разъяснены и понятны.

Специалист - главный специалист-эксперт межмуниципального отдела по Уваровскому, Мучкапскому и Инжавинскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области Дружинин А.В. в судебном заседании пояснил, что 23 октября 2018 года совместно с помощником Уваровского межрайонного прокурора Шляпниковой А.И. проведена проверка по вопросу размещения битума около домов по улице Почтовая г.Уварово Тамбовской области. В ходе проведенной проверки было установлено, что на земельном участке размером 71 метр x 23,59 метра на расстоянии 40 метров в северном направлении от гаража № 694 (Тамбовская область, город Уварово, район РСУ) организована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Данный земельный участок не имеет границ, не поставлен на кадастровый учет, и находится за пределами границ города Уварово. Земельный участок относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, которым распоряжается муниципальное образование Березовский сельсовет Уваровского района Тамбовской области. Спорный земельный участок имеет категорию - земли сельскохозяйственного назначения.

Выслушав пояснения представителя административного истца помощника Уваровского межрайонного прокурора Воронина С.В., представителя административного ответчика главу Березовского сельсовета Уваровского района Филатова И.Ю., специалиста Дружинина А.В., суд не находит оснований для отказа административному истцу в удовлетворении административного иска к администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье42 КонституцииРоссийской Федерации и статье11Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

Провозглашение, осуществление и защита предусмотренных в комментируемой статье экологических прав физических и юридических лиц по поводу окружающей среды является одним из направлений развития конституционного права России. К ним примыкают также права и свободы человека и гражданина, связанные с использованием, владением и распоряжением землей, иными объектами природы и окружающей среды.

Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду – это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Реализация экологических прав граждан напрямую зависит от выполнения соответствующих обязанностей юридических и физических лиц, поскольку нет субъективного права, в том числе экологического, без аналогичной, адекватной ему экологической обязанности, направленной на его соблюдение - прямо или опосредованно. Напрямую соблюдение и защита экологических прав - обязанность государства и его должностных лиц; опосредованно - признание экологических прав своих соседей, других окружающих лиц начинается с выполнения каждым своих собственных экологических обязанностей. Экологические права человека и гражданина неотделимы от прав общества, государства и всего человечества на окружающую их природную среду и их взаимных обязанностей.

Согласно ст.ст. 1, 51 (ч.1) Закона об охране окружающей среды природа, как и природная среда, - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей3Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Обязанность использовать земельные участки в соответствии с их принадлежностью к категории земель и разрешенными к использованию способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, основана на положениях Конституции Российской Федерации. Соблюдение целевого назначения земельного участка при его использовании – главная обязанность участников земельных отношений. Гражданин и юридическое лицо не могут по своему усмотрению изменить целевое назначение земельного участка.

Как следует из части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Законом 171-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в части определения органов, уполномоченных на распоряжение такими земельными участками. При этом полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, были переданы с уровня муниципального района на уровень поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что на земельном участке размером 71 м х 23,59 м на расстоянии 40 метров в северном направлении от гаража № 694 (Тамбовская область, город Уварово, район РСУ) организована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Указанный земельный участок не является объектом размещения (использования) отходов, и имеет категорию – земли сельскохозяйственного назначения.

Изложенные факты подтверждаются актом осмотра территории (справкой), составленным помощником Уваровского межрайонного прокурора Шляпниковой А.И. и главным специалистом-экспертом межмуниципального отдела по Инжавинскому, Мучкапскому, Уваровскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области А.В. Дружининым от 23.10.2018, представленными фотоснимками, на которых зафиксировано, что описанная территория около гаража № 694, в районе РСУ г.Уварово Тамбовской области, завалена строительным мусором, твердыми бытовыми отходами.

При этом непринятие мер поликвидациинесанкционированного складирования строительного мусора в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, и нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

В соответствии со статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично, а суд принять такое признание, если это не противоречит названному Кодексу, другим федеральным законам или не нарушает права других лиц.

Административному ответчику последствия признания административного иска при подаче им соответствующего заявления разъяснены и понятны.

Суд принимает признание иска, учитывая, что признание административным ответчиком настоящего административного иска не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам, не нарушает права неопределенного круга лиц, в интересах которых подан иск. Публичные интересы, препятствующие принятию судом данного признания, отсутствуют.

На момент рассмотрения дела суду не представлены доказательства того, что свалка мусора ликвидирована. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования заместителя Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области обязать организовать ликвидацию несанкционированной свалки подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 46, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя Уваровского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области обязать организовать ликвидацию несанкционированного складирования мусора удовлетворить.

Обязать администрацию Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области в течение 2019 года организовать ликвидацию несанкционированного складирования мусора на земельном участке размером 71 метр x 23,59 метра на расстоянии 40 метров в северном направлении от гаража № 694 по адресу: Тамбовская область, город Уварово, район РСУ.

Взыскать с администрации Березовского сельсовета Уваровского района Тамбовской области в доход местного городского бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Уваровский районный суд Тамбовской области.

Судья В.В.Нистратова